Кредитные риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Основные риски банка можно вполне четко разделить на три типа, в которых кредитный риск имеет наибольший вес. Одно из основных требований Базельского комитета (Basel II) состоит в соответствии капитала банка его рискам, которые необходимо уметь определять, чтобы формулировать требования к капиталу, обеспечивающие банку надежность. При этом такой факт как невозврат единичных кредитов не принесет ощутимого урона банку, если сможет быть компенсирован резервами, отчисляемыми под ожидаемые потери по кредитным операциям. Наряду с этим существует определенная вероятность потерь столь значительной части активов в кредитном портфеле, что это привело бы к банкротству банка.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Сущность и причины возникновения кредитного риска. 4
Глава 2 . Методы управления кредитным риском. 8
Глава 3 .Пути снижения кредитных рисков коммерческого банка в современных условиях. 13
Заключение. 20
Список литературы. 24

Работа содержит 1 файл

курсовая по аудиту1.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, в рамках кредитного процесса управлению подлежат следующие виды объектов: кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внешними факторами, кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внешними факторами.    

      Содержание кредитного процесса  банка составляет деятельность, присущая процессу непосредственного осуществления кредитных операций, а также деятельность, направленная на обеспечение организации выполнения этих операций наиболее эффективным образом. Кредитный процесс включает в себя пять основных сфер. Во-первых, непосредственное осуществление кредитных операций - кредитование отдельных заемщиков, то есть взаимодействие с клиентом, рассмотрение документов, заключение кредитных договоров, регистрация фактов кредитных сделок и т.п. Во-вторых, управление кредитным портфелем банка как совокупностью конкретных кредитов. В-третьих, разработка инструктивно-методологической базы должностных инструкций, регламентирующих порядок и содержание выполнения обязанностей сотрудников, участвующих в кредитном процессе. В-четвертых, управление деятельностью персонала кредитного подразделения банка, осуществляющего кредитные операции, управление портфелем, а также деятельность, являющуюся обеспечивающей, по отношению к первым двум категориям персонала. В-пятых, принятие решений о предоставлении кредита/отказе от выдачи кредита, изменении условий кредитного соглашения, пролонгации кредитов, выборе вариантов реструктуризации задолженности, мерах воздействия на недобросовестных заемщиков и т.п.

 

         Таблица 1. Факторы кредитного риска 

    Вид кредитного риска     Внутренние  факторы кредитного риска     Внешние факторы кредитного риска
    Риск  индивидуального заемщика     - ошибки персонала, вызванные допущенными отклонениями от должностных инструкций при осуществлении кредитных операций;

    -злоупотребления  персонала;

    - методологические  ошибки, содержащиеся в должностных инструкциях.

    Отказ заемщика выполнить обязательства  по кредиту вследствие недобросовестности или отсутствии такой возможности (в результате ухудшения финансового  положения)
    Риск  портфеля           достижение  значения показателя эффективности кредитного портфеля ниже запланированного уровня вследствие неисполнения заемщиками своих обязательств

 

    

    Глава 3. Пути снижения кредитных рисков коммерческого банка в современных условиях.  

    Стратегия управления рисками в коммерческом банке должна основываться на интегрированной структуре, состоящей из обязанностей и функций, которые спускаются от уровня Правления вниз, на операционные уровни, охватывая все аспекты риска. Эта структура включает в себя само Правление в качестве конечного ответственного органа, комитеты, отдел управления рисками, а также различные отделы поддержки и контроля. Все они имеют четко определенные обязанности и порядок отчетности. 
          Ответственность за повседневное отслеживание риска, оценка и определение уровня риска возлагаются на специальное структурное подразделение банка. Его основной задачей является внедрение принципов управления рисками, особенно кредитного и риска ликвидности, выработка методики оценки рисков. Аналитический отдел банка призван обеспечить такое положение дел, при котором все риски оставались бы в рамках утвержденных лимитов, правильно бы понимались и оценивались перед проведением операций, отслеживались на постоянной основе и по ним представлялась бы отчетность руководству. В организации своей работы по управлению и контролю над банковскими рисками, аналитический отдел должен опираться на общепризнанные фундаментальные факторы, важные для создания и поддержания универсальной, эффективной системы управления риском и контроля.  
            1. Управление рисками ведется сверху вниз и исходит от людей, которые обладают полной ответственностью за ведение дел. Конечная ответственность за управление риском - на руководстве банка. 
             2.Правление и исполнительное руководство признает существование широкого ряда типов риска и обеспечивает такое положение, при котором структура контроля, адекватно охватывала бы их все, включая и те, которые нелегко поддаются измерению, - операционный, юридический риски, риски, связанные с эксплуатацией фирмы или с ее персоналом. 
         3.Отделы обеспечения и контроля - внутренний аудит, юридический отдел, отдел информационных технологий - должны войти составной частью в общую структуру управления рисками. 
         4.Цели и принципы управления рисками должны быть основной, ведущей силой общей стратегии деятельности банка, их необходимо внедрять через вспомогательные операционные процедуры и методы контроля.

    Органы  банковского надзора всегда уделяли  большое внимание концентрации рисков банков. Их цель, с точки зрения управления кредитными рисками, состоит в препятствовании тому, чтобы банки чрезмерно полагались на одного большого заемщика или группу заемщиков, но в то же время они не должны диктовать банкам, кому можно предоставить кредит, а кому нельзя. Современное банковское регулирование обычно ставит условием банку не производить инвестиции, не предоставлять большие кредиты или другие виды кредитных инструментов любому отдельному юридическому лицу или группе взаимозависимых юридических лиц сверх установленного процента от капитала банка и резервов. Используя данные ограничения, органы надзора могут контролировать как банковский сектор в целом, так и структуру кредитных портфелей отдельных банков, чтобы защитить интересы вкладчиков и предотвратить критические ситуации в банковском секторе.

    Большинство стран устанавливают лимит на сумму кредитов одному клиенту в  размере не более 10-25% капитала банка, хотя в некоторых странах этот лимит доходит до 30-40%. Базельский комитет по банковскому надзору рекомендует максимальное значение данного лимита, равное 25%, со снижением его до 10%, когда это целесообразно. Нижняя граница, при достижении которой необходимо отчитываться перед контролирующими органами, обычно устанавливается чуть ниже максимального лимита. Органы надзора могут, таким образом, уделять особое внимание кредитам, превышающим данную границу, и предписывать банкам принимать превентивные меры до того, как риск концентрации станет чрезмерно большим.

    Основная  сложность при определении максимального размера выданных средств состоит в том, чтобы понять, можно ли (и в какой степени) включать в анализ другие формы кредитных инструментов. В анализ включаются условные обязательства и кредитные субституты, такие как гарантии, акцепты, аккредитивы, а также будущие требования, которые банк обязался обеспечить. В принципе условные обязательства должны браться в расчет при определении совокупной величины кредитных рисков, хотя некоторые из них могут рассматриваться с другой точки зрения. Например, гарантия по финансовым обязательствам может рассматриваться не так, как гарантия выполнения. Учитывать или не учитывать залог при оценке соответствия лимитам также спорный вопрос, так как определение стоимости залога - это процесс в высшей степени субъективный. Разумно не рассматривать залог при определении размера выданных средств.

    Еще один важный вопрос заключается в  определении термина "один клиент". В соответствии с международной  практикой таким клиентом считается  одно лицо или группа взаимосвязанных  физических/юридических лиц, которые являются заемщиками одного и того же финансового института и его дочерних предприятий. Формально отдельные клиенты на самом деле могут быть взаимно связаны или контролировать (напрямую или косвенно) других клиентов - обычно за счет владения 25% голосов, контрольным пакетом акций или имея право участия в управлении предприятием. Кроме того, кредиты, выданные таким взаимосвязанным клиентам, могут представлять для банка единый риск, так как между ними существует финансовая взаимозависимость и ожидаемый источник погашения у них один и тот же.

    При практическом принятии решения на самом  верхнем уровне будут полезными  следующие принципы:

    I. Нельзя рисковать больше, чем  это может позволить собственный  капитал;

    II. Необходимо думать о последствиях риска;

    III. Нельзя рисковать многим ради  малого.

    От  этих принципов веет консерватизмом, но их применение позволит не потерять бизнес.

    Какие же общие подходы приняты при  управлении рисками. Всего их четыре:

    Избежание риска – это осознанное решение не подвергаться определенному виду риска:

  • Человек может решить не подвергать себя риску, связанному с какой-то профессией или работой в какой-то компании.
  • Предприниматель может избежать сотрудничества с определенными опасными с его точки зрения контрагентами.

    Перенос риска состоит в перенесении риска на других лиц:

    • продажа рискованных ценных бумаг другому лицу,
    • приобретение страхового полиса.
    • вы не предпринимаете никаких действий, чтобы избежать риска, и рассчитываете, что нанесенный ущерб будет покрыт за чей-то счет согласно разработанной вами схеме.

    Снижение  ущерба сводится к действиям, предпринимаемым для уменьшения вероятности потерь и для минимизации их последствий.

    Такие действия могут предприниматься 1) до того, как ущерб был нанесен, 2) во время нанесения ущерба и 3) после того, как он случился.

    Например, предприятие может понести убытки за счет увеличения цен на энергоносители:

    • можно предотвратить это путем покупки энергоносителей заранее,
    • если же этого не случилось, необходимо ввести режим жесткой экономии энергии и попытаться снизить другие издержки, чтобы компенсировать увеличение затрат на энергию.

    Принятие  риска состоит в том, что предприятие соглашается с возможностью риска и собирается покрыть убытков за счет специальных схем или собственных ресурсов:

    • предприятие принимают возможное изменение цен на рынке товаров и покрывают возможные убытки посредством хеджирования.
    • предупредительные сбережения – одно из средств облегчить расходы в связи с принятием риска.

    Страхование – это соглашение, согласно которому страховщик за вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю, если ущерб произошел вследствие предусмотренных в страховом договоре случаев.

    Сущность  страхования выражается в том, что страхователь (тот, кто страхуется) готов отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля. Инвестор, не склонный к риску, захочет застраховаться так, чтобы обеспечить полное возмещение любых финансовых потерь (капитала, доходов), которые он может понести. Другими словами, если страховая сумма будет равна возможному убытку, например, страховой полис с ожидаемым убытком $10 млн. будет стоить $10 млн.

    Страховые компании предъявляют жесткие требования к тем рискам, которые они могут принять на себя в рамках договора страхования.

    Это связано с тем, что, как и любое  другое коммерческое предприятие, страховая  компания стремится обезопасить  себя от убытков и получить прибыль.

    Страхование имеет очевидные преимущества:

    • привлечение страхового капитала для компенсации убытков предприятия;
    • снижение неопределенности в финансовом планировании деятельности предприятия (легче бюджетировать)
    • высвобождение денежных средств для более эффективного использования (не надо резервировать денежные средства);
    • сокращение затрат на управление риском путем использования опыта страховых экспертов для оценки и управления риском.
 

    Сегодня обеспечение совместной сбалансированной устойчивости при ведении бизнеса, наряду с достижением взаимовыгодного результата, является основной целью сотрудничества банков и страховых компаний. Построение взаимовыгодных отношений между банком и страховой компанией таким образом, что часть рисков, принимаемая банком, передается страховщику, выгодно как банку, так и страховой компании.

    - Банк в данном случае может  сосредоточить свое внимание  непосредственно на предоставлении  банковских услуг. 

    - Страховая компания, принимая на  себя риски, обеспечивает устойчивость  и надежность банку, что, в свою очередь, играет не последнюю роль при позиционировании банковских продуктов.

    Основным  и наиболее доходным видом активных операций банка является кредитование. Корпоративные кредиты занимают преобладающую позицию в структуре  активов банка. При этом качество активов тесно связано со многими факторами ведения предпринимательской деятельности заемщика, который для банка является одной из составляющих кредитных рисков. Передача части этих рисков страховщику обеспечивает более высокий уровень надежности заемщика, создавая предпосылки к снижению кредитного риска для банка и улучшению качества его активов.

Информация о работе Кредитные риски