Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа
Современный коммерческий банк — это самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, осуществляющий на основе полученной от Центрального банка Российской Федерации лицензии посредническую деятельность по реализации специфических продуктов - кредита, ценных бумаг и валюты и имеющий основную цель (в отличие от центрального банка) получение прибыли. Таким образом, коммерческие банки проводят кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий и организаций, а также населения.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА
В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
1.1 Понятие и сущность кредитного процесса в коммерческом банке
1.2 Основные этапы кредитного процесса
ГЛАВА II. Источники и способы обеспечения кредитов
ГЛАВА III. оформление кредитной сделки
Заключение
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы
Так как кредитная функция обычно рассредоточена по всей организации, банк должен иметь эффективные системы мониторинга за соблюдением установленных директив. Данное условие может быть наилучшим образом выполнено путем внутреннего анализа и создания системы отчетности, которая могла бы информировать правление и менеджеров высшего звена о том, каким образом выполняются директивы, и обеспечивать их достаточной информацией для оценки деятельности служащих низшего звена и состояния кредитного портфеля. Поскольку информация является основным элементом процесса кредитного управления, должны быть проанализированы ее доступность, качество и эффективность с точки зрения затрат.
Кроме того, следует уделять внимание информационным потокам между различными частями банка, и в частности тому, является ли фактически поступающая информация полной, своевременной и эффективной. Данный анализ тесно связан с анализом персонала, структуры контроля, организационной структуры и информационных технологий.
Таким образом, содержание кредитного процесса банка составляет деятельность, присущая процессу непосредственного осуществления кредитных операций, а также деятельность, направленная на обеспечение организации выполнения этих операций наиболее эффективным образом.
1.2 Основные этапы кредитного процесса
Основой возникновения и развития кредитных отношений между коммерческими банками и их клиентами в связи с движением кредита является кредитный процесс, обуславливающий круговорот ссудного капитала коммерческого банка в целом и жизненный цикл каждой отдельной банковской ссуды в частности.
Кредитный процесс представляет собой единство взаимосвязанных друг с другом стадий: планирование, предоставление, использование и возврат ссуды. Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов. Каждый из них вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности.
Кредитование условно можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи и погашения:
• рассмотрение кредитной заявки и собеседование с клиентом;
• оценка кредитоспособности заявителя;
• изучение обеспечения кредита;
• заключение кредитного договора;
• предоставление кредита;
• обслуживание (сопровождение) кредита;
• погашение кредита.
Необходимо отметить, что на каждом этапе в управлении кредитным процессом принимает участие не только коммерческий банк, но и государство в лице Центрального Банка, а также налоговые и судебные органы государственного управления. Так, Центральный Банк формулирует обязательные для всех коммерческих банков правила и ключевые параметры их кредитной деятельности, вмешиваясь в особых случаях в кредитные процессы (устанавливая, например, "кредитные потолки").
Организационным началом формирования отношений между банком и заемщиком является обращение заемщика в коммерческий банк с ходатайством о предоставлении кредита. В нём указываются:
• цель получения кредита;
• сумма и срок использования;
• краткая характеристика кредитуемого мероприятия;
• расчет экономического эффекта от его осуществления.
Так называемая предварительная информация о потенциальном заемщике, которая частично отражена в кредитной заявке, а в основном пополняется и аргументируется клиентом в ходе собеседования (интервью), призвана выяснить первичные данные о клиенте и его мотивах обращения в банк за кредитной поддержкой.
Главным для обеих сторон (кредитора и заёмщика) на начальном этапе является вопрос о целесообразности либо нецелесообразности удовлетворить заявку потенциального заемщика. Методом интервью оцениваются причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые источники погашения кредита, сфера деятельности и другие вопросы, позволяющие сформировать предварительное мнение о заявителе.
Только при личной встрече с клиентом сотрудник кредитного отдела может ознакомить его с порядком предоставления кредитов в данном банке и со списком необходимых для продолжения кредитного процесса документов. Заявление клиента регистрируется в кредитном подразделении банка. Начальник кредитного подразделения получает заявление и расписывается в книге регистрации, после чего определяется менеджер, ответственный за обслуживание клиента.
При обработке заявки на кредит менеджером по кредитам устанавливается ее соответствие либо несоответствие первичным критериям, т.е. общим правилам кредитования и внутренним положениям банка по вопросам кредитной политики.
В случае несоответствия кредитной заявки первичным критериям банка менеджер по кредитам готовит заключение о невозможности предоставления кредита, согласовывает его с начальником кредитного подразделения и направляет заявителю письменное уведомление об отказе в кредите. Если же предоставление кредита признано целесообразным для банка, приступают ко второму этапу кредитного процесса.
Процесс кредитования связан с действием различных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды заемщиком в обусловленный договором срок. Поэтому до составления условий кредитования и заключения кредитного договора банк осуществляет анализ кредитоспособности заемщика.
Данный этап начинается с изучения учредительных документов потенциального заемщика. Определяется его юридический статус, совместно со службой безопасности оцениваются деловая репутация кредитная история.
На этом этапе кредитования банку предстоит выяснить:
• серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов.
• обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.
• соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля (т.е. приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или к обратным результатам).
При необходимости к работе привлекаются сотрудники других служб банка. Если по итогам переговоров кредитный инспектор считает целесообразным продолжить работу с заявкой, он передает соответствующую часть комплекта полученных документов вместе с сопроводительной запиской в юридическое управление, отдел обеспечения кредитных операций, службу экономической защиты, с целью проведения комплексного анализа заявки.
Для банка-кредитора финансовая состоятельность заемщика важна постольку, поскольку он рассчитывает вовремя получить обратно выданную в качестве кредита сумму и проценты на нее. Такая состоятельность заемщика выражается в его платежеспособности и кредитоспособности.
Платежеспособность - это способность (наличие возможности) и готовность (наличие желания) юридического или физического лица своевременно и в полном объеме погашать свои денежные обязательства.
В отличие от нее кредитоспособность — это способность и готовность лада своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты). Кредитоспособность - понятие более узкое, чем платежеспособность. Чтобы решиться выдать кредит данному заемщику, банку достаточно убедиться в его кредитоспособности, не обязательно рассматривая вопрос в более широком плане.
Вместе с ходатайством заемщик предоставляет в банк копии следующих сопроводительных документов, представленных на рисунке
Копии учредительных документов компании - потенциального заемщика должны быть нотариально заверены.
Финансовый отчет включает в себя 6аланс компании и счет прибылей и убытков за последние три года.
Отчет о движении кассовых поступлений
основан на сопоставлении балансов компании
за два отчетных периода и позволяет определить
изменения различных статей и движения
фонда.
II. ИСТОЧНИКИ И СПОСОБЫ ОБЕСПРЕЧЕНИЯ КРЕДИТОВ.
Кредитные операции коммерческих банков — вид активных операций, связанных с предоставлением клиентам кредитов. Основная масса кредитов выдается банками под обеспечение. Существуют несколько способов обеспечения кредитов разными видами имущества клиента или обязательствами третьей стороны. Имущество или обязательства, принятые в обеспечение кредитов (под залог) должны удовлетворять таким требованиям — быть высоко ликвидными. Под ликвидностью активов (товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, финансовых требований к третьим особам н др.) подразумевается возможность активов к конвертации в наличность:
— возможность длительного хранения (как минимум на протяжении срока погашения кредита);
— стабильность цен на заложенное имущество;
— низкие затраты по хранению и реализации залога.
В зависимости от того, насколько заложенное имущество отвечает данным требованиям, изменяется объем кредита, выдаваемого банком. Размер ссуды под залог имущества устанавливается в процентах к рыночной стоимости залога на момент заключения кредитного соглашения. Превышение цены залога над суммой кредита служит компенсацией риска потери, убытка, изменения цен на имущество. В случае неплатежеспособности должника кредитор имеет право реализации залога с целью возмещения из вырученных средств долга клиента и затрат по реализации. Оставшаяся выручка возвращается клиенту. Если вырученной суммы окажется недостаточно, кредитор имеет право финансовой претензии к заемщику.
В банковской практике стран с рыночной экономикой наиболее распространенными являются такие носители обеспечения кредитов: гарантия или поручительство третьей стороны, переуступка контрактов, дебиторской задолженности, товарные запасы, дорожные документы, недвижимое имущество, ценные бумаги, драгоценные металлы.
Гарантия (поручительство) — является обязанностью третьего лица погасить долг заемщика в случае его неплатежеспособности. Гарантия (поручительство) оформляется как самостоятельная обязанность гаранта или при помощи передаточной надписи на требовании долга (индосамента). В роли гаранта (поручителя) могут выступать банки.
Переуступка контрактов. Эта форма обеспечения практикуется при кредитовании строительных компаний или фирм, осуществляющих регулярные поставки товаров (оказания услуг) по контракту. Должник переуступает контракт банку, вследствие чего поступления от заказчика (покупателя) по выплате за контрактные работы (товары, услуги) насчитываются в погашение задолженности по займам.
Переуступка дебиторской задолженности состоит в передаче банку счетов, требующих оплаты за поставленные заемщиком товары (выполненные работы, услуги). Могут быть две разновидности переуступки: — без сообщения дебиторам. В этом случае денежные поступления от дебиторов передаются банку заемщиком; — с сообщением дебиторам. Тут дебиторы осуществляют выплаты непосредственно банку.
Обеспечение товарными запасами. При этой форме в качестве залога выступают партии сырья, материалов, готовых изделий. Преимущество предоставляется товарам, торговля которыми ведется на бирже, и по которым легко определить рыночные цены. Условия использования товарных запасов в качестве залога является их страховкой. Существуют два способа оформления этого обеспечения: под складские квитанции и под сохранные расписки. При первом способе заложенные товары изымаются у заемщика, передаются на хранение складской компании. Складские квитанции служат обеспечением кредита. После погашения кредита банк выписывает ордер на выдачу товаров клиенту. При втором способе товары находятся на ответственном хранении у заемщика, но контроль за ними поручается представителям банка-кредитора или третьим лицам (например, складской компании). В этом случае обеспечением служат сохранные расписки. Наиболее распространенным способом сохранения залога для заемщика является второй, поскольку первый связан с высокими затратами, что отражается на стоимости кредита. Второй способ позволяет снизить затраты по сохранению залога но повышает риск банка. Предоставление кредита, под сохранные расписки требует высокой надежности клиента. В качестве элемента обеспечения кредита товарными запасами может быть вексель заемщика. Этот способ оформления обеспечения применяется при кредитовании фирм розничной и оптовой торговли. Делается это так. Банк-кредитор оплачивает товары фирме-поставщику вместо заемщика. Заемщик, получив товар, юридически принадлежащий банку, обязуется сохранять его до момента погашения кредита. Обязательство заемщика фиксируется векселем, подлежащим оплате по первому же требованию (предъявлению) банка-кредитора. Если партия залоговых товаров продана конечному потребителю, то заемщик имеет право распоряжаться выручкой только на основании поручения банка-кредитора. Без поручения выручка засчитывается в погашение кредита.
Информация о работе Кредитные операции коммерческих банков РФ