Кредитно-денежная политика государства и её особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение денежно-кредитной политики государства, в особенности в современной экономике России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1.Роль денег в экономике: концептуальные подходы……………………….6
2.Основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики………14
3.Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики……….....17
3.1. Политика обязательных резервов………………………………………..17
3.2. Рефинансирование коммерческих банков………………………………18
3.3. Операции на открытом рынке……………………………………………20
3.4. Иные методы осуществления денежно-кредитной политики………….21
4.Особенности современной денежно-кредитной политики России и
ее эффективность………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….36
Приложение…………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

КРЕДИТНО.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

    В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа  кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

    Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

    Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет  участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению  глубины и ликвидности российского  финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежнокредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

    Особое  значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

 

Заключение

      Преобразование российского общества  в смешанную систему, в основе которой лежит социально ориентированная рыночная экономика, означает, что на смену государственной экономике должна прийти многосекторная смешанная экономика. Это предполагает и принципиально новые подходы к роли и функциям государства в такой экономической системе.

       В целом все современные западные  теории, так или иначе разрабатывающие  проблему экономической роли  государства в условиях рыночной  экономики, располагаются между  двумя концепциями, которые можно  рассматривать как выражение крайних позиций. Это, с одной стороны, неокейнсианство, выступающее за расширение государственного вмешательства в экономику, а с другой стороны, неоклассические модели, призывающие последовательно сокращать государственное регулирование. Все другие теории, по существу, представляют определенный синтез отмеченных крайних позиций. Возникновение этих теорий в значительной мере является результатом критики двух вышеназванных противоположных подходов к масштабам, границам и методам государственного регулирования экономики.

       Государственное регулирование  есть система, включающая разнородные  элементы: цели, методы, инструменты,  мультипликаторы и т. п. Чем  удачнее сочетание разнородных  элементов системы, а также  чем больше она и ее структура  соответствуют сложившейся экономической среде, тем эффективнее решаются социально-экономические проблемы, неподвластные рынку.

       В то же время активное государственное  вмешательство сопровождается побочными  негативными эффектами. Появляются  так называемые изъяны или "провалы" государства. Изъян государства—это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

       Одним из ключевых элементов  государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены.

       Кредитно-денежная политика по  аналогии с фискальной ставит  цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. В то же время фискальная политика носит более ярко выраженный антициклический характер, связана с бюджетом и налогами, тогда как кредитно-денежная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и ориентирована в основном на денежную массу.

       Соответственно и целевые задачи  кредитно-денежной политики обладают  своеобразием: стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

       Макроэкономическая денежная политика  в ее монетарной форме связывается  прежде всего с воздействием  на денежную массу. Денежная  политика считается жесткой, если  государство сокращает денежную  массу, ограничивает эмиссию, способствует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит. И наоборот, денежную политику называют  мягкой, если государство способствует увеличению денежной массы или по крайней мере не препятствует ему, слабо сдерживая выпуск в обращение новых денег и помогая получению дешевых кредитов. Свою эмиссионную политику государство проводит в основном через центральный банк страны.

       В качестве составных частей  и одновременно инструментов  государственной кредитно-денежной  политики выступает политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.

       Несмотря на то, что государство,  используя центральный банк, держит в своих руках мощные средства воздействия на денежную массу, проведения денежной политики, в ряде критических ситуаций оно оказывается далеко не всесильным. Типичным примером здесь является кризис лета 1998 г., сложившийся во многом благодаря безответственной политике центральных властей. Хочется надеяться, что реализация новой правительственной программы по осуществлению денежно-кредитной политики явится тем условием, которое сможет обеспечить качественный и стабильный рост отечественной экономики.

 

Список  использованной литературы

  1. Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова. Экономическая  теория: МАКРОЭКОНОМИКА:  Учебно-методический  комплекс. – М.: 2008. – 286 с.
  2. Галаева  Е.В.,  Корсакова  А.А.,  Марыганова  Е.А.,  Назарова  Е.В., Юрьева  Т.В.  Макроэкономика.  Учебное пособие. /  Московский международный  институт  эконометрики,  информатики,  финансов  и права, - М., 2003. - 267 с.
  3. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. —472 с.
  4. Яллай В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. Псков, ПГПИ, 2003. – 104 с.
  5. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 592 с.
  6. Сажина М.А., Чибриков Г.Т., Экономическая теория: Учебник. 2007, 2-е изд., - 672 с.
  7. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общ. Ред. Д.э.н., проф., А.В. Сидоровича; МГУ им. Ломоносова – 6-е изд., стереотип – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2004 – 448 с.
  8. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: АСА, 1999. – 624 с.
  9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  10. Экономика предпринимательства. / Под ред. Кушлина В.И. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 236 с.
  11. Добрынин А. И., Салов А.И. Экономика: Учеб. пособие для вузов. – М.:Юрайт-М, 2002. – 302 с.
  12. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./ Под ред. д.э.н., проф А.С. Булатова. – М.:Экономистъ, 2003. – 896 с.
  13. Экономическая теория: Учебник. – Изд. Испр. И доп./ Под общ. Ред. Акад. В.И. Вдяпина, А.И. Добрынина, Г.П, Журавлевой, Л.С, Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 672 с. 
  14. http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2009(2010-2011).pdf
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Приложение 1

Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %) 

  2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 
  Базовая инфляция Инфляция   Базовая инфляция Инфляция   Базовая инфляция Инфляция   Базовая инфляция Инфляция  
Январь 0,6 1,7 1,1 2,3 1,3 2,4 0,5 1,6
Февраль 1,1 2,8 2,1 3,5 2,9 4,1 1,0 2,5
Март 1,7 3,4 3,2 4,8 4,3 5,4 1,5 3,2
Апрель 2,2 4,0 4,5 6,3 5,2 6,2 1,7 3,5
Май 2,5 4,7 5,7   7,7 5,7 6,8 1,8 4,0
Июнь 3,0 5,7 6,7 8,7 6,0 7,4 2,0 4,4
Июль 3,9 6,6 7,6 9,3 6,3 8,1 2,4 4,8
Август 5,0 6,7 8,6 9,7 6,8 8,1 3,1 5,4
Сентябрь 6,7 7,5 10,1 10,6 7,3 8,1 4,3 6,2
Октябрь 8,9 9,3 11,5 11,6 7,6 8,1 5,1 6,8
Ноябрь 10,1 10,6 12,7 12,5 8,0 8,4    
Декабрь 11,0 11,9 13,6 13,3 8,3 8,8    

                                                                                                                         

                                                 

                                           

                                                 

                                                 

                                              
 
 

Приложение 2

Оценка  показателей денежной программы  на 2008 год (млрд. рублей) <1>

--------------------------------

<1> Показатели программы,  рассчитываемые по  фиксированному обменному  курсу, определены  исходя из официального курса рубля на начало 2008 года. 

  1.01.2008 1.10.2008 1.01.2009 1.01.2009 Прирост за 2008 год
факт факт программа

<1>

оценка
Денежная  база (узкое определение) 4 269,1 4 377,8 5 022 5 365 1 096
- наличные  деньги в обращении  вне  Банка России) 4 118,6 4 285,3 4 768 5 257 1 138
- обязательные  резервы 150,5 92,4 254 108 -43
Чистые  международные резервы 11 693,6 13 802,8 11 942 13 434 1 740
- в  млрд. долларов США 476,4 562,3 486 547 71
Чистые  внутренние активы -7 424,5 -9 425,0 -6 919 -8 069 -645
Чистый  кредит расширенному     правительству -5 613,0 -8 052,7 -5 721 -8 283 -2 670
- чистый  кредит федеральному правительству -5 085,1 -7 015,5 -5 351 -7 683 -2 598
- остатки  средств консолидированных бюджетов  субъектов Российской Федерации  и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России -528,0 -1 037,3 -370 -600 -72
Чистый  кредит банкам -1 124,0 -663,1 711 679 1 803
- валовой  кредит банкам 49,3 217,1 5 1 599 1 549
- корреспондентские  счета кредитных организаций,  депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности -1 173,3 -880,2 -716 -920 253
Прочие  чистые неклассифицированные активы -687,5 -709,2 -487 -465 222

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства и её особенности в России