Кредитно-денежная политика государства и её особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение денежно-кредитной политики государства, в особенности в современной экономике России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1.Роль денег в экономике: концептуальные подходы……………………….6
2.Основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики………14
3.Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики……….....17
3.1. Политика обязательных резервов………………………………………..17
3.2. Рефинансирование коммерческих банков………………………………18
3.3. Операции на открытом рынке……………………………………………20
3.4. Иные методы осуществления денежно-кредитной политики………….21
4.Особенности современной денежно-кредитной политики России и
ее эффективность………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….36
Приложение…………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

КРЕДИТНО.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА  И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ  В РОССИИ

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..2

1.Роль денег в экономике: концептуальные подходы……………………….6

2.Основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики………14

3.Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики……….....17

3.1. Политика обязательных резервов………………………………………..17

3.2. Рефинансирование коммерческих банков………………………………18

3.3. Операции на открытом рынке……………………………………………20

3.4. Иные  методы осуществления денежно-кредитной политики………….21

4.Особенности современной денежно-кредитной политики России и

ее эффективность………………………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………..33

Список  литературы…………………………………………………………….36

Приложение…………………………………………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В современной рыночной экономике  существует немало социально-экономических  проблем, неподвластных рынку и  требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

       Рынок — это не экономическая  система в целом, а лишь один  из механизмов координации повеления  экономических субъектов. Этот  механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

       В развитых странах со смешанной  экономикой роль государства  в функционировании экономики  далеко не одинакова. Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

       Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического  развития разных стран, в которых более или менее успешно функционирует смешанная экономика, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства в них может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

  • разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
  • поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;
  • перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантии и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп;
  • регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
  • стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;
  • предпринимательская деятельность.

       Все эти функции, с одной  стороны, направлены на поддержание  и облегчение функционирования  рыночной экономики, а с другой  — на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.

       Представленный перечень экономических  функций государства свидетельствует,  что его экономическая роль  отнюдь не сводится к руководству  государственным сектором экономики, т. е. к предпринимательской деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы. Следовательно, разгосударствление и приватизация, как правило, означающие количественное сокращение государственного сектора экономики, может сопровождаться как ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических функций.

       В процессе перехода от тотального  огосударствленного хозяйства к  смешанной экономике существенные  изменения претерпевают не только  функции и направления государственного  воздействия на экономику, но  и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.

       Финансовые и кредитные методы  государственного регулирования  экономики при их рассмотрении  в комплексе образуют денежно  кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.

       Из приведенного определения  следует, что денежно-кредитная  политика не является чем-то  самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.). Однако комплексное решение указанных задач содержит в значительной степени и административные меры регулирования, поэтому детальное рассмотрение этих разделов в работе не предусматривается.

       Актуальность рассматриваемой темы  определяется следующим обстоятельством.  Противоречивый, в значительной  мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел. Так, наряду с мнением, что проводимая государством денежно-кредитная политика с 1995 г. была крайне жесткой, но эффективной, а причины падения рубля оказались чисто психологическими, высказывалось убеждение, что именно проводимый Центральным Банком курс оказался в итоге провальным. В качестве подтверждения обычно приводится статистика, которую можно назвать вопиющей: кризису лета 1998 г. предшествовало громадное сокращение чистых валютных резервов на 14,6 млрд. долл., причем на 7,9 млрд. – с мая по август 1998 г. Такая политика денежных властей многими авторами напрямую называется безответственной.

       Целью данной работы является комплексное изучение денежно-кредитной политики государства, в особенности в современной экономике России. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

       - рассмотрение роли денег в экономике и основных концептуальных подходов;

       - рассмотрение основных и промежуточных целей денежно-кредитной политики;

       - ознакомление с инструментами денежно-кредитной политики;

       - определение и изучение факторов, влияющих на денежно-кредитную  политику;

       - определение особенностей российской банковской системы;

       - рассмотрение основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.

       Постановка и последовательное  решение данных задач определяет  структуру работы.

1.Роль денег в экономике: концептуальные подходы

     На  первый взгляд может показаться, что  спрос на деньги безграничен, поскольку, чем больше денег будет у индивидов, тем больше благ они смогут приобрести. В данном случае естественное желание иметь как можно больше благ выдается за безграничность спроса на деньги. Однако при анализе спроса на деньги нужен иной подход.

     Спрос на деньги (спрос на ликвидность) — это потребность в определенном запасе денег. Он определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в ликвидной форме, т. е. в форме наличности и чековых депозитов (кассы). Держание кассы лишает рыночных агентов возможности иметь доход от других видов имущества (акции, облигации, недвижимость), а значит, порождает для них соответствующие альтернативные издержки. Почему же люди согласны нести эти издержки, предъявляя спрос на деньги?

     Спрос на деньги возникает потому, что деньги, как было выяснено, являются специфическим благом и в данном своем качестве особым образом "встроены" в денежный рынок.

     Существуют  два подхода к объяснению спроса на деньги:

• монетаристский (в основе классический);

• кейнсианский.

     Классики  определяют спрос на деньги на основе уравнения обмена количественной теории денег:

MV=PY, где

М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Р уровень цен (индекс цен);

Y – объем выпуска (в реальном выражении).

     При этом предполагается, что скорость обращения — величина постоянная, так как связана с устойчивой структурой сделок в экономике. Она, естественно, с течением времени может меняться (в связи с внедрением новых банковских технологий, например, кредитных карточек), но при постоянстве V уравнение обмена примет вид:

     Отсюда  следует, что спрос на деньги определяется динамикой ВВП (PY):

     Если, например, ВВП увеличивается на 3% в год, то этому темпу будет  соответствовать темп спроса на деньги. А это значит, что в целом  функция спроса на деньги достаточно стабильна.

     Что касается предложения денег, то оно, по мнению монетаристов, нестабильно, так как зависит от субъективных решений правительства. При этом согласно классической теории, реальный ВВП (Y) изменяется мед ленно и только при изменении числа вовлекаемых в экономику факторов производства. А в долгосрочном периоде реальный ВВП достигает потенциального уровня. Поэтому изменение предложения денег вызовет в долгосрочном периоде лишь изменение уровня цен и не окажет влияния на реальные величины производства и занятости. Это явление получило в экономической теории название нейтральность денег.

     Поэтому, согласно правилу монетаристов, государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП. В этом, и только в этом, случае предложение денег будет соответствовать спросу на них, а значит, уровень цен в экономике будет стабилен.

     В рамках количественной теории денег было сформулировано два мотива спроса на деньги.

     Первый  мотив состоит в том, что люди и фирмы нуждаются в деньгах как в средстве платежа, т. е. в удобном инструменте обслуживания сделок (при покупке товаров, услуг, факторов производства). Потребность в деньгах для этих целей называется спросом на деньги со стороны сделок, операционным спросом или, как писал Дж. Кейнс, трансакционным спросом.

     Количество  денег, необходимых для заключения сделок, зависит от:

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства и её особенности в России