Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:12, курсовая работа
Вероятно, любой человек не раз сталкивался с понятием «кредит». Думаю, не ошибусь, предположив, что обычно представления о нём связываются с займом средств на строительство и ремонт домов и квартир, покупку потребительских товаров. И, если рассматривать этот вопрос с обывательской точки зрения, то такие представления можно признать правильными. Но если посмотреть на ту же проблему с экономической точки зрения, задумавшись над тем, какую роль кредит играет в государстве, а не в отдельной семье, можно убедиться в том, что кроме уже названной очевидной функции, кредит выполняет и другие. Он не только содействует слиянию фирм, расширению производства, но и является мерой стабилизации денежного обращения, эффективно способствует покрытию дефицита государственного бюджета.
Инвестиционные
компании (фонды) специализируются на
привлечении свободных денежных
средств путём выпуска
Важнейшими из небанковских кредитных учреждений являются страховые компании. Их денежные средства формируются за счёт взносов за страхование жизни, имущества; выплат на медицинское страхование и т.д.
Мелкие и средние специализированные кредитно-финансовые институты не всегда располагают достаточными кредитными ресурсами, не всегда могут погасить свои обязательства (по депозитам, межбанковским кредитам), круг их услуг может быть сужен. Эти обстоятельства толкают их к объединению с более крупными организациями или банками, последние могут рассчитывать при необходимости на финансовую поддержку государственных органов, в частности Национального банка.
Можно также заметить что банки, будучи крупными кредитными институтами, оказывают не только традиционные банковские услуги, но и выполняют небанковские операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты. Известно, например, что бухгалтерскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства (специализированные кредитно-финансовые институты).
Такое положение связано с тем, что на рынке банковских услуг возникает серьезная конкуренция. Появление на рынке новых продавцов банковских услуг (торговые организации, финансово-промышленные компании, различные агентства и т.д.), зачастую сокращает возможность расширения наиболее прибыльных операций. Это вынуждает банки искать новые источники доходов и вытеснять небанковские кредитно-финансовые организации.
Еще одной причиной того, что специализированные кредитно-финансовые институты в Республике Беларусь не достаточно развиты, является то, что кредитная система Республики Беларусь сильно монополизирована. Значимым участником проведения государственной социально-экономической политики является группа ведущих банков. В нее входят 5 банков: открытые акционерные общества "АСБ Беларусбанк", "Белагропромбанк", "БПС-банк", "Белинвестбанк", "Приорбанк", доля которых в общем объеме валовых активов банковской системы республики составляет 87,9 процента.
Эти
банки менее всего зависят от благополучия
своих клиентов, а большую половину своих
доходов получают, обслуживая межгосударственные
операции государственных субъектов хозяйствования,
в том числе и государственных органов
управления. Данные банки обладают неоспоримым
преимуществом – они мобилизуют значительный
финансовый капитал при относительно
небольших издержках. К развитию банковской
деятельности за пределами Республики
Беларусь такие банки лучше приспособлены,
поскольку обладают более высокой способностью
брать на себя риск освоении новых рынков,
и имеют больший допуск к мировому капиталу.
3
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТЯ КРЕДИТНОЙ
СИСТЕМЫ
Основные
направления денежно-кредитной
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2009 году, как и в предыдущие годы, направлена на:
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год разработаны с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы», «Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы». В 2010 году, учитывая расширение спроса на банковские услуги организациями нефинансового сектора экономики и населением, приоритетом в развитии банковского сектора явится повышение устойчивости его функционирования.[12]
За 2010 год прирост нормативного капитала в банковском секторе составит 18 – 25 процентов, рентабельность капитала банков (после выплаты налогов) – не менее 10 процентов, доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, не превысит 5 процентов.
Прирост активов банков планируется на уровне 35 – 42 процентов. Это означает, что к концу 2010 года обеспеченность ВВП банковскими активами (главным образом кредитами) достигнет 50 – 51 процента.
Требования банков к экономике возрастут на 36 – 44 процента. При этом объем выдачи инвестиционных кредитов банков составит 7 – 7,5 трлн. рублей, в том числе на жилищное строительство – 2,9 – 3,8 трлн. рублей.
В 2010 году в целях расширения национального финансового рынка и вовлечения в него новых участников продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.
В 2010 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь, Российской Федерации и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.
Вместе с тем в 2010 г. задачи банковской системы страны должны выполняться с учетом положений Меморандума об экономической и финансовой политике Республики Беларусь в рамках программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Программа предусматривает меры по обеспечению стабильной работы всех секторов экономики в условиях неблагоприятных внешних факторов. Соответственно, она предполагает ужесточение денежно-кредитной политики для повышения эффективности достижения ее целей и задач.
Сложившаяся ситуация и положения Меморандума существенно ограничивают возможности Национального банка по рефинансированию банков, которые в текущем году должны рассчитывать преимущественно на собственные усилия по наращиванию ресурсной базы.
Главными источниками роста ресурсной базы банков в текущем году должны стать средства нерезидентов и физических лиц.
Вопрос настолько актуален, что Национальный банк предлагает обсудить возможность введения на текущий год специального индикативного параметра по наращиванию требований банков к экономике за счет привлекаемых ресурсов нерезидентов. В этом плане большие надежды возлагаются на банки с участием иностранного капитала, которым настоятельно рекомендуется, используя свой опыт, деловой авторитет и потенциал материнских структур, активизировать работу по привлечению иностранных инвестиций в белорусскую экономику.
В качестве примера результативной работы банков по привлечению иностранных ресурсов в экономику Республики Беларусь следует отметить ОАО "Приорбанк". Так, исходя из информации банков, за 2009 г. общий объем привлеченных банковской системой ресурсов нерезидентов в иностранной валюте составил 4,216 млрд. долл. США, из них 1,01 млрд. долл. США, или 24%, было привлечено данным банком. Другим банкам следует изучить и максимально использовать в своей деятельности опыт работы ОАО "Приорбанк" по привлечению иностранных инвестиций.
Следующий приоритетный источник банковских ресурсов — средства населения. Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год предусмотрен рост депозитов физических лиц в пределах 4,2—5,2 трлн. руб. Банкам необходимо в текущем году реализовать меры, обеспечивающие выполнение в полном объеме заданных параметров. Полагается, ориентиром для банков на 2010 г. может стать параметр прироста средств физических лиц порядка 31—38%. Если потребуется, банки должны внести для этого соответствующие коррективы в свои бизнес-планы на текущий год и ближайшую перспективу.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требования к устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в целом. Работа Национального банка как национального органа банковского надзора в 2010 г. будет направлена на выполнение установленных законодательством функций, главной из которых является поддержание стабильности банковского сектора, защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.
Продолжится совершенствование методологии и практики банковского надзора по ряду актуальных направлений. Среди них можно отметить:
В рамках дистанционного (документального) надзора осуществлялся мониторинг выполнения банками норм безопасного и ликвидного функционирования с целью раннего выявления и предупреждения негативных тенденций и проблемных ситуаций в работе банков.
В сентябре 2008 г. по приглашению Национального банка экспертами Всемирного банка и Международного валютного фонда в рамках Программы оценки стабильности финансового сектора была проведена внешняя экспертная оценка соответствия национального надзорного законодательства и практики его применения новой редакции Основных принципов эффективного банковского надзора. В представленном предварительном отчете по итогам внешней оценки эксперты Всемирного банка и Международного валютного фонда отметили существенный прогресс, достигнутый Национальным банком в сфере банковского надзора с момента предыдущей оценки (4 года назад).
Работая в условиях мирового финансово-экономического кризиса, Республика Беларусь должна накопить опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем избежать аналогичных проблем.
В своей работе я рассмотрела основные виды деятельности коммерческих банков на примере ОАО «АСБ Беларусбанк», данные бухгалтерского баланса представлены в приложении 2. ОАО «АСБ Беларусбанк» в течение многих лет является неотъемлемой частью банковской системы страны, важнейшей составляющей ее стабильности. Этот банк был и остается надежной опорой белорусской экономики. Как крупнейшее кредитно-финансовое учреждение республики активно участвует в реализации государственных программ, инвестиционных проектов, осуществляет кредитование важнейших отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, социальной сферы. [14]
Рассмотрим
состав и структуру обязательств
в пассивах банка с помощью
таблицы 2.
Таблица 2.
Состав и структура
обязательств ОАО
«АСБ Беларусбанк»
Показатели | На 01.01.2010г. | На 01.01.2009г. | Изменение (+, -) | |||
сумма, млн. руб. | удель-ный вес, % | сумма,
млн. руб. |
удель-ный. вес, % | сумма,
млн. руб. |
удель-ный вес, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Обязательства:
Средства Национального банка |
5498261,4 | 15,3 | 1761930,1 | 6,6 | +3736331,3 | +8,7 |
Средства клиентов | 22295701,8 | 62,1 | 18676529,9 | 70,2 | +3619171,9 | -8,1 |
Кредиты и другие средства банков | 3389365,5 | 9,4 | 2315751,6 | 8,7 | +1073613,9 | 0,7 |
Информация о работе Кредитная система и ее особенности в Республике Беларусь