Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:45, контрольная работа
В Беларуси исторически кредитная система на 90% представлена банками. В развитых странах на долю парабанковской системы приходится до 50% и более. Ее функции достаточно разнообразны и специальные финансово-кредитные учреждения (страховые компании, частные пенсионные фонды и др.) успешно конкурируют с банками. К настоящему времени различия между собственно банками и кредитными учреждениями сглаживаются. Считается, что банки осуществляют все виды операций в денежно-кредитной сфере и в этом смысле более универсальны. Кредитные же учреждения специализируются на отдельных из них. Однако круг операций кредитных учреждений постоянно расширяется.
6)интерактивный (цифровой) телевизионный банкинг – предоставление удаленного доступа к банковским операциям с использованием телевизора, превращенного с помощью специальной компьютерной приставки и цифрового канала связи в мультимедийный телекоммуникационный центр. В настоящее время эти системы находятся в стадии пилотных испытаний. В будущем они позволят осуществлять банковские операции с применением обыкновенных телевизионных приемников, что способно значительно расширить клиентскую базу.
Другим
признаком классификации
Современные формы дистанционного банковского обслуживания способны заменить многим банкам филиальные сети, так как обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными формами банковского обслуживания. А именно:
-повышенная
конкурентоспособность.
-повышенное
качество услуг. Использование
дистанционного банкинга
-сниженная
себестоимость операций. Использование
дистанционного банкинга
Деятельность специальных (специализированных) небанковских кредитно-финансовых учреждений концентрируется в основном на обслуживании ограниченного сегмента денежно-финансового рынка, удовлетворении потребностей определенной клиентуры. Специальные кредитно-финансовые институты имеют двойную подчиненность. Осуществляя кредитно-расчетные и другие операции, они должны руководствоваться банковским законодательством. В то же время, специализируясь на страховых, финансовых, залоговых и других операциях, они подпадают под регулирование других законов и под соответствующие ведомства.
Среди небанковских финансово-кредитных учреждений особо выделяются страховые компании, лизинговые и факторинговые фирмы, инвестиционные и пенсионные фонды, ломбарды, финансовые компании, но важны и другие.
Страхование – это
На кредитном рынке с банками конкурируют и дополняют их лизинговые и факторинговые фирмы, основные принципы деятельности которых отражены в соответствующих формах кредитов.
Инвестиционные фонды специализируются на привлечении временно свободных денежных средств населения и предприятий путем выпуска собственных ценных бумаг и последующем размещением этих средств в ценные бумаги других юридических лиц с целью получения прибыли. Фактически инвестиционные фонды выступают финансовыми посредниками.
Пенсионные фонды представляют собой совокупность пенсионных касс, созданных отдельными компаниями (частные пенсионные фонды) и государственным сектором. Пенсионные фонды аккумулируют взносы наемных работников и предпринимателей, управляют этими денежными средствами, а при выходе вкладчика на пенсию выплачивают ему пенсию. Пенсионные фонды организуют свою деятельность по индивидуальному, накопительному принципу: по выходе на пенсию работник получает пособие, размер которого определяется его предыдущими взносами, аккумулированными на его лицевом счете. В Беларуси пенсии выплачивается из Государственного фонда социальной защиты, деятельность которого строится на распределительном принципе. В результате чего накопление социальных взносов не имеет адресного характера и выплачиваемые пенсии нивелируют трудовой вклад работника.
Ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества, включая драгоценные металлы и камни. Ссуды выдаются в основном краткосрочные. Практикуются также операции по хранению ценностей, продажа заложенного имущества на комиссионных началах. Ломбарды оказывают услуги главным образом физическим лицам. Имущество, сдаваемое в ломбард, оценивается по соглашению сторон с участием товароведа-оценщика. Ломбардный кредит – это краткосрочный потребительский кредит, который обеспечивается закладом имеющих хождение на рынке и поэтому легко реализуемых движимого имущества и прав. При невозврате в установленный срок кредита, обеспеченного залогом имущества, ломбард реализует это имущество на комиссионных началах через торговые организации либо продает его самостоятельно.
Финансовые компании образуются с целью содействия формированию и развитию рынка ценных бумаг, мобилизации временно свободных денежных средств с целью их последующего инвестирования и т.д. Они осуществляют коммерческую и посредническую деятельность, проводят различного рода консультации, занимаются эмиссией ценных бумаг и т.п. Капитал финансовых компаний формируется за счет взносов учредителей, различного вида доходов от своей деятельности.
Существует несколько видов финансовых компаний, среди них - работающие с ценными бумагами, торговые, потребительского кредита и компании по работе в сфере бизнеса.
Финансовые компании, работающие с ценными бумагами, содействуют формированию и функционированию рынка ценных бумаг, мобилизуют денежные средства для последующего инвестирования. Они занимаются посреднической и коммерческой деятельностью с ценными бумагами, маркетингом рынка ценных бумаг, выпуском и размещением ценных бумаг и т.д.
Торговые
финансовые компании выполняют торгово-закупочную
деятельность, предоставляют кредит
на покупку товаров у
Компании потребительского кредита предоставляют кредиты на приобретение мебели, автомобилей, для развития малого бизнеса. Обычно к ним обращаются те, кто затрудняется получить кредит в банке. Эти компании, как правило, не выдают непосредственно кредит потребителю, а покупают их обязательства у розничных торговцев и дилеров со скидкой.
Компании по работе в сфере бизнеса предоставляют фирмам специфические услуги. Они дают ссуды и скупают обязательства (векселя, другие платежные обязательства) с дисконтом, т.е. осуществляют факторинговые обязательства. Кроме того, занимаются лизингом.
Кредитные товарищества и союзы – это кредитные кооперативы, организуемые группами частных лиц. Они создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания своих членов – кооперативов, арендных предприятий, малого бизнеса, физических лиц. Капитал кредитных товариществ и союзов формируется путем покупки паев и оплаты обязательного вступительного взноса.
В
высокоразвитых странах получили распространение
специализированные траст-банки,
доверительные фонды.
Они не обязаны предоставлять властям
и кому бы то ни было сведения о своей деятельности
и о привлекаемых средствах клиентов.
Главная их задача – управление денежными
средствами и имуществом клиентов в их
интересах.
Центральные банки.
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус,отличительный признак которого - обособленность имущества банка отимущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.
Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовыхактах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой.
Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.
Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторымивластными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.
Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.
Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:
. центральный
банк выступает агентом
. центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.
Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.
В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.
В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.
При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.
Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно.
Среди многообразных функций центральных банков следует выделить основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка - сохранение стабильности национальной денежной единицы, - и дополнительные, соответствующие решению этой задачи.