Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:12, статья
В Италии отмечается невысокий уровень внутренней консолидации в среде кредитных кооперативных учреждений. Не отличаются совершенством механизмы саморегулирования. Если в других странах различия в организации, управлении, методах работы с клиентурой отдельных институтов кооперативного кредита с течением времени сглаживаются, а порой и стираются, то в Италии они, напротив, усиливаются.
По европейским меркам
итальянские кредитные
В Италии отмечается невысокий уровень внутренней консолидации в среде кредитных кооперативных учреждений. Не отличаются совершенством механизмы саморегулирования. Если в других странах различия в организации, управлении, методах работы с клиентурой отдельных институтов кооперативного кредита с течением времени сглаживаются, а порой и стираются, то в Италии они, напротив, усиливаются.
Именно эти доводы являются неплохим основанием для углубленного критического анализа состояния кредитной кооперативной сферы этой страны.
Как могло случиться, что Италия, являясь родиной банковского дела, в области кооперативного кредита явно уступает сопредельным странам? Ответ на этот вопрос следует искать в организационном построении кооперативного сектора страны.
По аналогии с другими европейскими странами итальянские кредитные кооперативы начали создаваться в последней трети 19 века как в сельской местности, так и в городах. Причем первоначально и те и другие различались только по наименованиям, но не по идеологии. Первый городской кредитный кооператив открылся в 1864 г., получив название «Народный банк Поди» — Banca Popolare di Lodi, а сельскохозяйственный — в 1883 г. в виде сельскохозяйственной и ремесленной кассы под наименованием «Кооперативная касса де Престити» — Cassa Cooperativa di Prestiti. В 20-е годы XX века в стране насчитывалось уже 3540 сельскохозяйственных и ремесленных касс и почти 800 народных банков. До поры до времени организации обеих ветвей строго придерживались фундаментальных принципов кооперации, хотя для народных банков вопрос о их правовом оформлении сразу стал достаточно острым. Дело в том, что народные банки начали создаваться в ту пору, когда в правовой системе Италии понятие кператива как формы ведения деятельности отсутствовало, и поэтому при организации они наделялись статусом «анонимной (акционерной) компании с ограниченной ответственностью», далеко не аналогичным членской организации на паях. Кооператив как одна из возможных форм осуществления деятельности был введен в оборот в 1881 г., а свод норм для всех возможных форм кооперативов появился в Гражданском кодексе страны только в 1942 г. Согласно статье 2511 Гражданского кодекса кооперативом признавалась организация, создаваемая с целью оказания взаимной помощи.
Народные банки вполне устраивал их правовой статус потому, что он обеспечивал неплохие возможности для их роста (ведение операций не только с лицами, являющимися членами организации, выход за пределы локализованной территории и рынка) и не вступал в противоречие с Гражданским кодексом, который допускал создание кооператива в виде акционерного общества с переменной величиной капитала. Период до и после второй мировой войны был отмечен систематическим расширением филиальной сети народных банков при сокращении их абсолютной численности. В свою очередь это означало, что, формально оставаясь кооперативными, народные банки постепенно отходили от базовых принципов деятельности кооперативов (персонифицированный характер отношений в организации, обеспечивающий их доверительность, предоставление услуг только членам организации, ограниченная территория деятельности) и превращались в обычные коммерческие банки.
Примечательно, что процесс коммерциализации практически не затронул сельские и провинциальные кредитные кооперативы. В этом важную роль сыграл закон «О сельскохозяйственных и ремесленных банках», принятый в 1937 г. и нормативно закрепивший кооперативный характер данных организаций.
Закон, в частности, устанавливал, что данная категория организаций может регистрироваться, только если 4/5 состава ее членов являются фермерами и ремесленниками, если она преимущественным порядком обслуживает своих членов, работает на рынке местонахождения своих членов. Лицам, не являющимся членами организаций, разрешалось предоставлять ссуды в размере не более 25% денежных средств, привлеченных во вклады.
В буквальном смысле судьбоносным для кредитных кооперативных организаций Италии стало принятие в 1993 г. нового банковского закона, в котором постфактум признана разнотипность банков, создаваемых в виде кооперативов. По закону кредитные организации могут создаваться либо как акционерные общества (Societa per Azioni), либо как кооперативы с ограниченной ответственностью на акциях (Societa Cooperativa per Azioni a Responsabilita Limitata). Кооперативные кредитные организации разделены в законе на два типа — народные банки (banche popolari) и банки кооперативного кредита (banche di credito cooperativo), причем регулируются они также отдельными самостоятельными статьями закона (ст. 29-32 адресованы народным банкам, ст. 33-37 — банкам кооперативного кредита). Практически только четыре нормы закона являются общими для обоих типов организаций: правовой статус организации с ограниченной ответственностью на акциях; минимально допустимая численность учредителей при создании (не менее 200); предоставление каждому участнику только одного голоса на общем собрании независимо от доли его участия в капитале; избрание органов управления (правления и наблюдательного совета) общим собранием. В остальном они достаточно существенно различаются:
Только банки кооперативного кредита обязаны указывать в своём наименовании, что они являются организациями кооперативного кредита;
Ограничения деятельности операциями преимущественно с участниками организации и определенной территорией установлены только для банков кооперативного кредита, приоритетное обслуживание лиц, не являющихся их участниками, разрешается Банком Италии только отдельным организациям этого типа в течение ограниченного промежутка времени и в интересах повышения их стабильности;
Номинальная доля участия одного лица в капитале народного банка установлена на уровне 2 евро, а банка кооперативного кредита — не ниже 25 евро и не выше 500 евро;
Суммарная максимальная величина
долей участия одного лица в капитале
банка кооперативного кредита не
может составлять в абсолютном выражении
более 50 тыс. евро, в то время как
для народного банка она
Норма отчисления чистой прибыли в резервы для народных банков установлена в размере 10%), а банков кооперативного кредита — 70%;
Ценные бумаги, удостоверяющие права участников народных банков, могут свободно отчуждаться другим лицам, не обязательно являющимся держателями участий в капитале народных банков, а в отношении участников банков кооперативного кредита такая возможность не предусмотрена;
В интересах кредиторов,
а также для поддержания
Какие же изменения произошли в обеих ветвях кооперативных банков вследствие подобных новаций? Прежде всего, налицо наблюдаемое и все более отчетливое расхождение между организациями обеих ветвей в вопросах стратегии развития и текущего менеджмента.
Народные банки избрали для себя путь ярко выраженной коммерциализации. Если в 1994 г. в составе этой группы насчитывалось только два чисто акционерных банка, то теперь их уже 37. Из 508 слияний и присоединений, зарегистрированных в Италии в 1993-2002 годы, в 113 случаях на стороне приобретателя активов были народные банки, причем в 33 случаях речь шла о приобретении банков кооперативного кредита, в 31 — покупке акционерных банков, в остальном — других народных банках. При этом экспансия народных банков осуществлялась в широком географическом диапазоне, продвигаясь как с севера на юг страны, так и за границу. Практически во всех случаях приобретению банка предшествовала трансформация народного банка в акционерное общество. В свою очередь возможность преобразования кооперативных банков в акционерные привела к встречному процессу — поглощениям кооперативных банков другими акционерными банками. В 2000 г., практически сразу же после обретения статуса акционерного народным банком Агрикола Мантована, он был присоединен одним из ведущих частных банков страны, а вслед за ним дочерняя структура немецкого Дойче банка в Италии установила контроль над другим народным банком — Банке Пополари ди Лекко. Следствием указанных процессов стало стирание различий в организационном построении между народными банками и частными акционерными банками. У достаточно крупных народных банков оно уже ничем не отличается от организационной структуры банковского концерна. Так, в состав Банка Пополари ди Бергамо — Кредито Фаресино входят три народных банка, две кредитных организации некооперативного типа, дочерние лизинговые компании и фирмы по управлению недвижимостью, а также оперативные подразделения за рубежом. В условиях коммерциализации возникающую потребность в дополнительном капитале народные банки начинают покрывать за счет введения своих ценных бумаг в оборот национального фондового рынка. В качестве первого народного банка, вышедшего в 1992 г. на фондовую биржу г. Милана, оказался упомянутый выше Банк Пополари ди Бергамо — Кредито Фаресино. В настоящее время почти 10% капитала этого банка находится у институциональных и международных инвесторов. На фондовом рынке страны котируются ценные бумаги еще 13 народных банков.
Давая оценку происходящему
в среде народных банков, нетрудно
заметить, что коммерциализация этих
организаций привела к
Если в составе клиентуры
народных банков на одно лицо, являющееся
участником организации, приходится семь
лиц, не состоящих таковыми, то уже
по одному этому можно судить о
направленности в деятельности организации.
К слову сказать, у банков кооперативного
кредита это соотношение
Банки кооперативного кредита,
в отличие от народных банков, оказались
более приверженными
Банки кооперативного кредита,
превосходя народные банки по численности
(439 банков против 88 по состоянию на
2004 год), обладают еще одной особенностью,
коренным образом отличающей их от
народных банков, — достаточно высоким
уровнем внутренней консолидации, находящей
отражение в трехуровневом
Первичное (местное) звено включает 439 банков кооперативного кредита с 3617 филиалами, большинство из которых функционируют как допофисы, имеющие от трех до пяти сотрудников, занимающихся простейшими операциями с клиентурой. Более сложные ступени технологии операционной деятельности в основном централизованы в банках первичного звена.
Второй уровень (региональный)
представлен 15 местными ассоциациями
(9-ю региональными, 4-мя межрегиональными
и 2-мя провинциальными). Ассоциации выполняют
представительские и
На общенациональном уровне функционирует ассоциация итальянских банков кооперативного кредита — Федеркассе, объединяющая региональные ассоциации. В задачи Федеркассе входит стратегия и тактика развития банков кооперативного кредита как системы, координация между входящими в нее звеньями, представительство в органах государственной власти и общественных организациях. Федеркассе не выполняет никаких банковских функций и поэтому общенациональный уровень дополняется второй составляющей, связующей банки кооперативного кредита с национальным и международным финансовым рынком, обеспечивающей перемещение временно свободных денежных ресурсов внутри системы, расширяющей набор их операций за счет смежных банковских и прочих финансовых услуг. Организационно во вторую составляющую входит управляющая (холдинговая) компания — Iccrea Holding SpA с управляемыми структурами в составе: головного (центрального) банка банков кооперативного кредита — Iccrea Banca SpA; лизинговой компании — Banca Agrileasing SpA; инвестиционной управляющей компании — Aureo Gestioni SpA; компании страхования жизни — ВСС Vita SpA; инвестиционного банка — ВСС Capital/BCC Private Equity; финансовой компании по управлению займами банков кооперативного кредита — ВСС Gestione Credit, компании по поддержанию коммуникационных связей банков кооперативного кредита со своими акционерами и другими клиентами — ВСС Servizi Innovativi и пр. Системное значение имеет и образованный в 1978 г. фонд страхования депозитов участников банков кооперативного кредита, а также механизм страхования долговых обязательств, действующий с 2004 г.