Контрольная работа по "Деньги, кредит, банк"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 17:14, контрольная работа

Описание работы

Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют Центральные банки.

Содержание

Введение. 3

1. Возникновение Центральных банков. 4

1.1 Общие предпосылки возникновения Центральных банков. 4

1.2. Особенности возникновения и формы организации Центральных банков. 5

2. Взаимодействие Центрального банка и государства 8

3.Сущность Центрального банка. 13

4. Функции Центральных банков 14

4.1.Функция монопольного денежно-эмиссионного центра 15

4.2.Функция банка правительства 16

4.3. Функция Банка банков и расчетного центра. 17

4.4.Функция проводника официальной денежно-кредитной и валютной политики. 18

4.5. Функция органа надзора за банками и финансовыми рынками. 23

5. Пассивные и активные операции Центральных банков. 24

6. Центральный банк РФ. 26

Заключение. 34

Список литературы. 35

Приложение 1. 36

7. Задачи

Работа содержит 1 файл

Деньги кредит банки.doc

— 983.06 Кб (Скачать)

    Смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц).

    Однако наиболее независимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам - членам ФРС, а в ФРГ - государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале Центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, Центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов. 

    Вторым фактором, определяющим независимость Центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку Центральные банки можно сгруппировать по странам.

    Первая группа - страны, в которых руководящие органы Центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.

    Во главе Банка  Франции стоят управляющий и два его заместителя, которые назначаются президентом республики на неограниченный срок. Принципиальные финансовые решения и руководство банком осуществляет Генеральный совет Банка, состоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром финансов. Банк контролируется казначейством и министерством финансов.

    Высший орган банка Англии - Директорат, состоящий из четырех штатных директоров и 12 директоров-заместителей. Он возглавляется управляющим и заместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительству являются представителями ведущих банков и концернов промышленности и торговли. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством. 

    Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент Центрального банка назначается советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны. Непосредственное управление банком осуществляет директорат, возглавляемый председателем Совета директоров. Помимо председателя в директорат входят генеральный директор и два его заместителя.

    Организационное строение Банка Италии характеризуется известной сложностью, что отражает специфику исторического пути его развития от частного банка к государственному со смешанным капиталом.

    К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных Центральным банком.

    В большинстве промышленно развитых стран руководство Центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой Центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства. 

    Третьим фактором, отражающим независимость Центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности Центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о Центральном банке и банковской деятельности.

    Например, в ФРГ цели и область функционирования Центрального банка определены Конституцией, которая формулирует основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег.

    В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи Центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.

    Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах. 

    Четвертым фактором независимости Центрального банка является законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику.

    Наиболее низкой степенью независимости в этом плане обладают Центральные банки Франции  и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства.

    В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику Центрального банка.

    В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательство государства в денежно-кредитную политику, но Центральный банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства.

    И, наконец, Центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику Центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту. 

    Пятый фактор независимости Центрального банка - наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

    По этому признаку независимыми являются Центральные банки Австрии, Нидерландов и ФРГ.

    Меньшая степень независимости предоставляется во Франции и в Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.

    Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости Центрального банка по этому признаку от государства.

    В Великобритании и США распределение кредитов государству осуществляется при участии Центрального банка на открытом рынке. 

    Таким образом, все эти пять факторов независимости Центрального банка свидетельствуют о его месте в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны.

    Но независимо от того, принадлежит или нет капитал Центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе.

3.Сущность Центрального банка.

 

    Сущность Центрального банка проявляется в следующих функциях:

  • Эмиссия и контроль денежного обращения;
  • Расчетный и резервный центр банков;
  • Управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;
  • Выполнение роли «кредитора последней инстанции», «банка банков»;
  • Установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки Центрального банка по кредитам;
  • Определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация;
  • Проведение научных исследований;
  • Определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;
  • Формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.
 

    Наделение Центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций Центральному банку необходимы обширная сеть региональных учреждений и Центральный аппарат.

    Оргструктура Центрального банка представлена его основными органами управления, а также службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции. (см. приложение 1). В случае организации банка в форме акционерного общества создаются характерные для него органы управления (например, ревизионная комиссия, наблюдательный совет и т.д.).

4. Функции Центральных банков

 

    Центральный банк представляет собой орган государственного регулирования экономики, т.е. банк, наделенный монопольным правом эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса.

    В современных условиях Центральный банк выполняет следующие основные народнохозяйственные функции:

  • монопольного денежно- эмиссионного центра;
  • функцию банка правительства (в частности, исполнение бюджета и управление государственным долгом);
  • банка банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции);
  • проводника официальной денежно-кредитной и валютной политики;
  • органа надзора за банками и финансовыми рынками.

4.1.Функция монопольного денежно-эмиссионного центра

 

    Данная функция заключается в том, что Центральные банки в настоящее время обладают монопольным правом на выпуск банкнот, обеспечение которых значительно изменилось.

    В период золотого монометаллизма банкноты Центральных банков имели двойное обеспечение - золотое и вексельное (товарное).

    Так, в Англии в соответствии с системой банкнотной эмиссии, введенной в 1844 г., Банк Англии обязан был обеспечивать банкноты на 100% золотом за исключением фидуциарной эмиссии, т.е. непокрытых золотом банкнот в сумме 14 млн. фунтов стерлингов.

    После Первой мировой войны в соответствии с денежной реформой 1925-1928 гг. в стране был введен золотослитковый стандарт, т.е. банкноты Банка Англии обменивались на золото не в монетах, как раньше, а при условии предъявления их на крупную сумму - на сумму, эквивалентную 400 тройским унциям (12,4 кг), что составляло около 1700 ф. ст.

    Кроме того, в 1928 г. размер фидуциарной эмиссии был увеличен до 260 млн. ф. ст. и предоставлено право казначейству, по согласованию с Банком Англии, расширять или сокращать ее размеры.

    В 1931 г. Англия отменила золотослитковый стандарт.

    В настоящее время основным обеспечением банкнот являются коммерческие векселя, золотовалютные резервы и государственные ценные бумаги.

    За Центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах Центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство).

    Хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы, отмечается снижение значения функций эмиссионной монополии и расчетного центра в связи с модификацией денежного обращения и внедрения электронных расчетных систем.

4.2.Функция банка правительства

 

    Центральный банк, как исполнитель, осуществляет исполнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещение государственного долга.

    Казначейство хранит свои свободные средства на текущем счете в Центральном банке, которые оно использует для покрытия своих расходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на Центральный банк. Следовательно, Центральный банк исполняет роль банкира по отношению к государству.

    Вместе с тем Центральный банк, пользуясь беспроцентными свободными денежными средствами казначейства, выполняет бесплатно для него операции по исполнению бюджета. Так, по поручению казначейства Центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляет на его текущий счет.

    Как агент государства по размещению государственного долга Центральный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигаций займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.

    Однако этим не ограничивается функция Центрального банка как банкира правительства, поскольку в ряде случаев Центральный банк осуществляет также непосредственное кредитование государства за счет своих ресурсов. Как, например, в недавнем времен делал Банк России, кредитуя МИНФИН для погашения долга МВФ.

Информация о работе Контрольная работа по "Деньги, кредит, банк"