Контрольная работа по "Деньги, банки, кредиты"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Денежный оборот: понятие, содержание, структура, основы и принципы организации.
Законы кредита. Стадии движения кредита.
История развития и особенности построения банковской системы России.

Работа содержит 1 файл

контр. раб. деньги банки кредит.docx

— 59.22 Кб (Скачать)

Закон возрастания  кредитной стоимости. Кредит является самовозрастающей экономической категорией, формула самовозрастания кредита Д-Д'. На поверхности экономики данная формула рождает представление о том, что деньги сами по себе обладают способностью приносить новые деньги. Действительно любой кредитор в состоянии предоставить деньги взаймы коммерческому партнеру, банк обладает правом выдать своему клиенту денежную ссуду, общество может предоставить в долг государству денежный заем и т.д. Во всех случаях деньги вернутся к кредитору с определенным приращением.         В действительности существует ряд макро - и микроэкономических причин действия закона возрастания стоимости кредита.

Прежде  всего происходит расширение сферы товарно-денежных отношений, обусловливающих рост стоимости ВВП и национального дохода. Рост масштабов реального сектора экономики вызывает увеличение смежных сегментов рыночной экономики, включая капитал, финансы и кредит. Расширение товарно-денежных отношений и рост производства ВВП и национального дохода приводят к увеличению масштабов денежного обращения и кредитного оборота. Немаловажная роль в увеличении кредитного оборота принадлежит капитализации товаропроизводящих хозяйственных структур реального сектора экономики и возрастанию индивидуальных капиталов, обращающихся в этом секторе.

Важнейшим фактором самовозрастания стоимости  кредита является процентная плата  заемщика за пользование денежными  ссудами. Процентная плата за банковский кредит обусловлена коммерческим статусом банков как экономических органов, которые подобно другим хозяйственным  структурам должны получать определенную прибыль на вложенный в предпринимательство капитал.

Экономической основой роста реального сектора  экономики, ВВП, национального дохода, капитала, финансов, кредита и процентных денег является труд, затрачиваемый на производство товаров, работ и услуг. Часть этого труда носит неоплаченный характер и на поверхности предпринимательства принимает форму прибыли, или превращенной формы прибавочной стоимости. Поэтому в конечном итоге процентные деньги, уплачиваемые банкам и другим кредиторам за пользование денежными ссудами, представляют собой часть прибавочной стоимости, или прибыли, получаемой предпринимателем в результате производственной деятельности как соединения рабочей силы со средствами производства.

 

 

 

23. История развития и особенности построения банковской системы России

 

В XVIII - начале XX вв., вплоть до проведения кредитной реформы 1930-1932 гг., Россия имела развитую, разветвленную банковскую систему (Исключение составлял лишь период военного коммунизма, когда товарно-денежные отношения и банковская деятельность были по сути дела прекращены.)

Результатом проведения кредитной  реформы 1930-1932 гг. явилось построение кредитной системы распределительного типа. Роль коммерческих банков в системе начала снижаться, и впоследствии в нашей стране сложилась монобанковская система, состоящая из государственных банков.

До проведения банковской реформы 1987-90-х гг., в бывшем СССР, как и  в некоторых других странах Восточной  Европы, утвердилась в основном следующая  структура банковской системы:

центральный государственный банк с широкими функциями - эмиссионный центр, главный государственный кредитный, расчетный и кассовый институт страны; государственный банк, обслуживающий сферу капитального строительства; банк для внешней торговли.

Отличительными чертами банковских систем социалистических стран были: концентрация банковского дела в  немногих кредитных учреждениях, централизация  управления банками на основе планомерной  организации кредита, расчетов, государственной  валютной монополии. Центральные государственные  банки выступали в качестве универсальных  кредитных институтов, которые выполняли  большинство функций, присущих в  экономически развитых странах различным  звеньям банковской системы исключая страховое дело).

Важным фактором, определяющим структуру  банков, их численность, выступает общая  направленность хозяйственного механизма. Курс на жесткую централизацию, концентрацию власти порождает монобанковскую систему, основанную на функционировании только одного банка (нескольких соподчиненных банков). Концепция же разрушения монополизма, децентрализации управления экономикой логически обусловливает схему, основанную на деятельности нескольких самостоятельных банков. Именно по этому пути пошли такие экс-социалистические страны, как Венгрия, Китай, Югославия. Такая схема принята и в мировой западной практике, где наряду с центральным банком действует множество частных и государственных кредитных институтов (коммерческих, кооперативных, специальных, с особыми задачами, со специальным уставом и др.).

Разделение банков на эмиссионный и деловые (коммерческие) не противоречит созданию нового экономического механизма в России. Банковская система, состоящая из центрального банка, организующего денежное обращение и не обслуживающего клиентов (за исключением банков), а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой.

Разделение банковских функций  дает возможность Центральному банку  Российской Федерации сосредоточить  свое внимание на эмиссионной деятельности, поддержании стабильности банковской системы, денежно-кредитном регулировании  экономики, осуществлении законотворческой функции и функции “кредитора в последней инстанции”.

Коммерческие банки ближе к  интересам клиента, полнее координируют с ним свою деятельность, позволяют  более оперативно решать задачи, которые  возникают перед ними на современном  этапе, и могут составить конкуренцию  прочим кредитным организациям.

Рассмотренные положения послужили  теоретическим обоснованием проведения банковской реформы в период перестройки  экономики России:

 

Состояние банковской системы к 1987 г.

Первый этап

(1987-1988 гг.)

Второй этап

(1998-1990 гг.)

Третий этап

(начало 90-х гг.)

1. Госбанк СССР, включая систему Государственных трудовых сберегательных касс СССР (ГТСК СССР)

2. Стройбанк СССР

3. Внешторгбанк СССР

  1. Реорганизация банковской системы: Госбанк СССР Специализированные банки:

Промстройбанк СССР

Агропромбанк СССР Жилсоцбанк СССР Внешэкономбанк СССР Сберегательный банк СССР

2. Создание новых коммерческих и кооперативных банков

Принятие законов о банках и  банковской деятельности

Первый уровень банковской системы: Госбанк СССР и центральные  банки республик (независимых государств на территории бывшего СССР)

Второй уровень коммерческие банки

1. Создание собственных банковских  систем на территории бывших  республик СССР. В России: ЦБ РФ  и коммерческие банки

2. Принятие решения о создании Межреспубли-канского банка государств СНГ для координации денежной политики, преодоления инфляции, укрепления позиций коммерческих банков


 

На первом этапе реформы банковской системы наряду с Госбанком СССР начали функционировать государственные  специализированные банки: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР, созданные для обслуживания определенных народнохозяйственных комплексов и населения. Перестройка банковской системы должна была явиться органической частью глубоких преобразований в управлении экономикой. Однако банковская реформа на первом этапе не дала тех результатов которые от нее ожидались.

“Наиболее существенным недостатком  преобразований, которые были совершены  в банковской сфере, явилось то, что  они были направлены главным образом  на банкотворчество без радикального изменения содержания, стиля и методов банковской работы, усиления экономических методов влияния на экономику”.

Эксперты сходились во мнении, что  банки значительно ухудшили свою работу, что реорганизация банковской системы не принесла изменений, которые  бы соответствовали новой экономической  модели, а настоящей реформы не получилось.

Главная причина неудачи на первом этапе банковской реформы состояла в том, что она проводилась  сверху, методом принуждения и  не была должным образом подготовлена. Отсутствовали необходимые предпосылки  ее проведения. Коренная перестройка  управления экономикой была начата лишь в 1987 г. К началу банковской реформы в стране еще не сложилось понимание роли банка в экономической реформе в целом. Проблемы экономического роста привели к ослаблению финансового положения субъектов экономики и государства. Дефицит государственного бюджета, использование кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста денежной массы по равнению с темпами роста товарооборота и услуг, предоставляемых населению, усиливали инфляционные тенденции в экономике.

В современных условиях развития товарно-денежных отношений, экономических методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет - с 1781 по 1860 г., в других странах банков до сих пор намного меньше.

Динамика развития современной  банковской системы России в количественном аспекте имеет следующий вид:

Численность коммерческих банков

 

В целом по СССР

На 1 января 1989 г.

на 1 января 1990 г.

на 1 января 1991 г.

 

в том числе по России

на 1 октября 1991 г.

на 1 октября 1994 г.

 

на 1 января 1995 г.

на 1 июля 1995 г.

в сентябре 1995 г.

на 1 ноября 1997 г.

на 1 августа 1997 г.

 

 

- 43

- 224

- 1357

 

 

- 1215

- в России зарегистрировано 2436 коммерческих банков

- 2517

- 2568

- 2700

- 2029 действующих банков

- зарегистрировано 2539 коммерческих банков, в том числе действующих 1786


 

В настоящее время в России функционируют разнообразя виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал).

В соответствии с российским законодательством  государственной считается собственность  федеральная и субъектов Федерации. Поэтому государственными должны считаться  те банки (помимо Центрального), капитал  которых является достоянием либо РФ в целом; либо республик в составе  РФ, краев, областей и других субъектов  Федерации; либо в акционерном капитале преобладают акции государственных  учредителей (например, государственные  предприятия и организации).

Если в формировании уставного  капитала такого банка участвуют  негосударственные структуры либо иностранные государственные или  негосударственные институты, то речь идет об одном из вариантов совместных банков. Совместными выступают, например, Межгосударственный банк заинтересованных стран -членов СНГ и Российский банк реконструкции и развития.

Возможные варианты смешанных банков: государственно-частный, государственно-кооперативный, частно-кооперативный.

К смешанному виду относятся также  муниципальные (коммунальные) банки, получившие в современной банковской системе  России официальное право на существование  лишь в середине 1993 г. (постановление ВС РФ “О создании муниципальных банков в городах” от 22 июля 1993 г.).

Кооперативные банки, характеризующиеся  особой формой собственности и особым механизмом использования получаемой прибыли (она в основном расходуется  на оказание льготных услуг участникам банков - как правило, кооперативам). Только в Москве действуют, например, следующие кооперативные банки, Актив, Единство, Москоопбанк и др.

Формально международным может  считаться любой банк хотя бы с  одним зарубежным филиалом. Например, Промстройбанк в 1996 г. имел свои представительства в Лондоне, Женеве, Франкфурте-на-Майне и Нью-Йорке.

Российские загранбанки следует считать одновременно элементами банковских систем России и принимающих стран. К их; числу относятся: Евробанк (BCEN-Eurobank), Московский народный банк (Moscow Narodny bank). Ост-Вест Хандельсбанк (Ost-West Handelsbank), Коммерцбанк (Russische Kommerz bank), Донау банк (Donay-bank), Ист-Вест Юнайтед банк (East-West United bank).

В России функционируют банки с  различной степенью независимости. Максимальной степенью независимости (в рамках требований закона и нормативных актов ЦБ РФ обладают банки, самостоятельно формирующие и изменяющие свой уставный капитал, определяющие свою стратегию и тактику, структуру активов, по собственному усмотрению распределяющие свой доход. Другие виды банков по данному критерию - банки с ограниченной независимостью.

Информация о работе Контрольная работа по "Деньги, банки, кредиты"