Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:39, контрольная работа
Высшим органом управления коммерческого банка является общее собрание акционеров (пайщиков), которое проводится не реже одного раза в год. Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов.
1. Классификация видов коммерческих банков, их организационная структура.
2. Банковская система Франции.
3. Задание №3.
4. Задание №4.
5. Задание №5.
6. Задание №6.
Приднестровский Государственный
Университет
им Т.Г. Шевченко
Кафедра «финансы и кредит»
Деньги. Кредит. Банки.
Выполнила:
студентка III курса
заочного отделения
экономического факультета
специальность БУ
Лыткина Инесса
Проверила:
К.Э.Н. Доцент
Жукова Е.С.
Оглавление:
1.Классификация видов коммерческих банков, их организационная структура.
Коммерческие банки
не однородны в своей
По характеру экономической деятельности — эмиссионные, коммерческие, специализированные банковские учреждения.
Эмиссионный банк — это банк, осуществляющий выпуск денежных знаков, банкнот, являющийся центром и регулятором банковской системы. В настоящее время в роли эмиссионного банка выступает центральный банк страны. Такой банк занимает особое положение в экономике, так как по существу является «банком банков».
Коммерческие банки
Специализированные банковские учреждения (ипотечные, инвестиционные, сберегательные, отраслевые и прочие банки) могут заниматься кредитованием какого-либо определенного вида деятельности, например внешнеэкономической.
По форме собственности (по принадлежности капитала):
• государственные банки. В этом случае капитал коммерческого банка принадлежит государству. Различают два вида государственных банков: центральные банки и государственные коммерческие банки. Центральные банки многих стран являются государственными, их капитал принадлежит государству, что позволяет осуществлять свою политику и операции в соответствии с требованиями экономики, а не с целью получения прибыли. Государственные коммерческие банки обеспечивают проведение политики государства в области кредитования хозяйства, оказывают влияние на инвестиционные, посреднические и расчетные операции, а через них — и на экономическое состояние клиентуры. Они обслуживают важнейшие отрасли хозяйства, определяющие положение страны в системе международных экономических отношений, кредитование которых недостаточно выгодно частному капиталу. В настоящее время такие банки встречаются достаточно редко;
• акционерные банки — собственный капитал таких банков формируется за счет продажи акций. Акционерные банки подразделяются на отрытое акционерное общество, когда происходит открытая продажа акций всем желающим, и закрытое акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такая форма прогрессивна, так как дает возможность расширения банка посредством дополнительного привлечения денежных средств за счет выпуска акций и соответствующего увеличения собственного капитала. Основной учредительский документ таких банков — Устав, в котором фиксируются организационно-правовая форма банка, величина капитала, количество акций (долей), номинал одной акции (денежный размер доли), органы управления, контроля, механизмы принятия основных управленческих решений и их реализации, а также другие важнейшие положения;
• кооперативные (паевые) банки, капитал которых формируется за счет реализации паев. Это, как правило, небольшие по размерам банки, поэтому встречаются в банковской практике довольно редко;
• муниципальные банки, формируемые за счет муниципальной (городской) собственности или находящиеся в управлении города. Основной задачей таких банков является обслуживание потребностей города в банковских услугах;
• смешанные банки, когда
собственный капитал банка
• совместные банки, или банки с участием иностранного капитала, т. е. уставный капитал их принадлежит иностранным участникам или филиалам банков других стран
По срокам выдаваемых кредитов — банки краткосрочного и долгосрочного кредита.
Банки долгосрочного кредитования, например, ипотечные, выдают кредиты на срок свыше 5 лет. Банки краткосрочного кредита выдают кредиты на срок до 3 лет. Это, как правило, универсальные коммерческие банки.
По хозяйственному признаку (в зависимости от отрасли, которую банки обслуживают в первую очередь) — промышленные банки (обслуживают промышленность), торговые банки (обслуживают торговлю), сельскохозяйственные банки (обслуживают сельское хозяйство).
По территории — банки местные (или региональные), федеральные, республиканские и международные банки.
По размеру — банки крупные, средние и мелкие. Причем критерии такого деления имеют, страновые различия.
По объему и разнообразию операций банки делятся на универсальные, осуществляющие все виды операций и обслуживание разнообразных клиентов, и специализированные, которые специализируются на проведении одной или двух видах операций и обслуживают специфическую клиентуру.
К ним относятся ипотечный банк, инвестиционный, инновационный, банки потребительского кредита, сберегательный банк.
По наличию филиальной сети различают банки с филиалами и без них.
Несмотря на разнообразие банков, особенностью современного коммерческого банка является то, что он, прежде всего, выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеет статус юридического лица и осуществляет посредническую деятельность в реализации специфических продуктов — кредита, ценных бумаг и валюты на основе полученной от Центрального банка лицензии.
Высшим органом управления коммерческого банка является общее собрание акционеров (пайщиков), которое проводится не реже одного раза в год. Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов.
Компетенция общего собрания акционеров (пайщиков):
Совет банка:
Правление банка:
При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия. В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд.
Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка.
Организационная структура формируется из различных служб и подразделений, за которыми закреплены определенные обязанности.
² «Деньги кредит банки» под.ред Е.Ф. Жукова, Москва «Юнити» 1999г. стр 255
До Первой мировой
войны Франция, сильно отстав от других
крупных капиталистических
Характер французского капитализма как
ростовщического определил ту особенность
французской банковской системы, что в
ее деятельности большое место заняли
операции, связанные с выпуском и размещением
государственных займов. Французские
банки активно участвовали в выпуске не
только внутренних, французских займов,
но и внешних займов других государств.
С 1920-х гг. Франция стала интенсивно развиваться
в промышленном отношении и отошла от
прежних «ростовщических» традиций. В
частности, после Второй мировой войны
по темпам промышленного развития она
была впереди ряда других капиталистических
стран. Французские банки, не прекращая
своих заграничных операций, стали широко
внедряться в промышленность собственной
страны, а некоторые из них вошли в число
50 крупнейших банков капиталистического
мира.
Банк Франции («Банк
де Франс») был учрежден в 1800 году в
качестве частной акционерной компании
с капиталом в 30 млн. фр., в 1803 году
получил монопольное право
Первоначально Банк Франции управлялся
«регентским советом» в составе 15 «регентов»
(директоров), избиравшихся общим собранием
из числа крупнейших акционеров. По закону
1936 года регентский совет был заменен
Генеральным советом в составе 20 директоров,
из которых два избирались акционерами,
а остальные назначались правительством
и должны были представлять как государственные
органы (министерство финансов), так и
объединения промышленников, профессиональные
союзы и другие организации.
После Второй мировой войны по закону
от 2 декабря 1945 года Банк Франции был национализирован,
причем его бывшие собственники получили
крупную компенсацию: акции, оцененные
по высокому курсу, были обменены на 3%-ные
государственные облигации. Акционерный
капитал банка в сумме 250 млн. фр. целиком
находится в руках государства. Управляющий
банком и два его заместителя назначаются
советом министров. Генеральный совет
банка состоит из управляющего, его заместителей
и 12 членов (советников), из которых 7 назначаются
министром финансов; 4 директорских поста
занимают генеральные директора или президенты
государственных кредитных институтов.
Согласно декрету от 9 января 1967 г. во Франции
была введена система обязательных банковских
резервов: банки должны были держать на
своем счете в Банке Франции 4,2% общей суммы
своих текущих счетов и 2% суммы срочных
депозитов. В дальнейшем эти нормы неоднократно
изменялись в зависимости от того, проводилась
ли экспансионистская или рестрикционная
кредитная политика. С 21 июля 1972 г. норма
обязательных резервов составила: по текущим
счетам резидентов - 10%, иностранцев - 12,
по сберегательным вкладам резидентов
- 5, иностранцев - 6%.
Специфическим явлением в банковской
системе Франции (в других странах этого
не существовало) стало введение с апреля
1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих
банков и финансовых обществ, которые
они должны держать в Банке Франции против
предоставленных ими кредитов. Первоначально
эта норма была установлена очень незначительной
- 0,25%, но затем неоднократно повышалась
и в апреле 1972 г. достигла 4% для ранее выданных
кредитов и 15% для прироста кредитов с
апреля 1972 г. Согласно постановлению Национального
совета по кредиту от 16 октября 1972 г. управляющему
Банком Франции предоставлено право повысить
с 15 до 50% норму обязательных резервов
для суммы кредитов, выданных коммерческими
банками и финансовыми обществами после
15 апреля 1972 г.
По степени развития государственного
регулирования в банковской сфере Франция
вплоть до создания Европейской системы
национальных банков занимала первое
место.
Это выражалось, во-первых, в превращении
после Второй мировой войны ряда банков
в государственную собственность: подверглись
национализации не только Банк Франции,
но и четыре крупнейших депозитных банка,
слившиеся впоследствии в три. К государственным
кредитным учреждениям относились также
Депозитно-сохранная касса, сберегательные
кассы, Французский банк внешней торговли
и др.
Во-вторых, государство участвовало в
капитале ряда банков. Такого рода кредитные
учреждения можно считать «полугосударственными».
Удельный вес государственного и полугосударственного
сектора в сводном балансе кредитных учреждений
Франции составляет около 80%.
В-третьих, государственное регулирование
банковского дела осуществлялось как
через Банк Франции, так и через Национальный
кредитный совет, президентом которого
являлся министр финансов, а вице-президентом
- управляющий Банком Франции. В совет,
состоящий из 46 членов, входят 8 представителей
различных министерств, а большинство
других членов, представляющих различные
отрасли хозяйства, утверждаются министром
финансов. Национальный кредитный совет
был наделен правом контроля над кредитом
и банками (определение условий кредита,
минимальных обязательных банковских
резервов и т.д.). Кроме того, существовала
банковская контрольная комиссия в составе
6 членов, являющихся главным образом представителями
правительственных органов.
Государство проводило кредитную политику,
регулируя учетные ставки, нормы банковских
резервов и т.д.
В-четвертых, банки принимали активное
участие в финансировании государства
через учет казначейских векселей и покупку
государственных ценных бумаг. Здесь банковский
кредит срастается с государственным
бюджетом и активно содействует мобилизации
средств, которые тратятся государством
на оплату заказов и своих расходов.
До перехода Франции на единую европейскую
валюту евро и создания Европейского центрального
банка (ЕЦБ), Банк Франции выступал в качестве
единого эмиссионного центра страны, выпуская
в обращение банкноты, причем с 1939 года
его эмиссия не ограничена какими-либо
заранее установленными контингентами.
В настоящее время, в связи с образованием
Европейской системы национальных банков,
Банк Франции является организацией, претворяющей
в жизнь политику Европейского Центрального
банка. ЕЦБ является единым эмиссионным
центром для стран Европейского союза,
входящих в зону евро, а также определяет
денежно-кредитную политику стран региона.
Кроме того, согласно уставу ЕЦБ национальные
банки передали ему часть валютных резервов.
Валютные резервы, остающиеся в распоряжении
национальных банков, используются ими
для выполнения их обязательств по отношению
к международным организациям. Проведение
иных операций с этими резервами, сверх
лимита, устанавливаемого Советом Управляющих,
должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается
необходимым для обеспечения согласованной
валютной и денежной политики в рамках
Европейского валютного союза.
В банковской системе
Франции различаются
После Второй мировой войны в условиях
давления профсоюзов и левых сил правительство
Франции было вынуждено в декабре 1945 г.
подвергнуть национализации 4 крупнейших
депозитных банка - «Лионский кредит»,
«Генеральное общество», Национальный
банк для торговли и промышленности и
Национальную учетную контору (в 1966 г.
последние два банка были объединены).
Эта национализация носила традиционный
характер: бывшие акционеры получили от
государства вознаграждение. Акции национализированных
банков обменивались на 3%-ные облигации,
которые подлежали выкупу государством
в течение 50 лет.
Ежегодный доход по ним бывших акционеров
был установлен в размере не ниже их дивидендов
1944 г. Кроме того, во главе управления национализированными
банками были оставлены их бывшие крупнейшие
акционеры (например, в правлении «Лионского
кредита» - известный промышленный магнат
Шнейдер).
Национализированные крупные депозитные
банки осуществляют энергичную кредитную
экспансию. Общая сумма их балансов, вкладов
и кредитов возросла в несколько раз. Они
имеют около 4000 филиалов по всей стране.
Национализированные банки занимают по
своим масштабам и роли первые места среди
всех депозитных банков (в 1972 г. на их долю
приходилось 57% общей суммы депозитов).
Среди частных депозитных банков крупнейшими
являются Парижско-Нидерландский банк,
«Коммерческий кредит Франции», «Промышленный
и коммерческий кредит», «Банк Парижского
Союза».
В конце 1990-х годов во Франции действовало 25 деловых банков. Согласно закону от 2 декабря 1945 г. наименование «деловые» присвоено банкам, занимающимся учредительской деятельностью и долгосрочным кредитованием предприятий, в которых они участвуют. В группу деловых банков в основном вошли прежние банкирские дома, представлявшие «банковскую верхушку» Франции. Так, к деловым банкам относятся «Банк Вормса», «Банк Луи Дрейфуса», «Банк братьев Лазар и К» и др.
Между депозитными и деловыми банками
имеются следующие различия:
1) в общей сумме ресурсов деловых банков
удельный вес собственных капиталов выше,
чем у депозитных банков;
2) в составе депозитов деловых банков значителен удельный вес срочных
вкладов, тогда как у депозитных банков
подавляющая доля депозитов приходится
на вклады до востребования;
3) учетно-ссудные операции играют у депозитных
банков большую роль, чем у деловых банков;
удельный вес фондовых операций, напротив,
у деловых банков больше, чем у депозитных,
причем они вкладывают значительные капиталы
в акции промышленных и других предприятий.
Однако специализация французских банков
носит относительный характер: наблюдается
все большая универсализация банков. С
одной стороны, деловые банки широко развивают
депозитные операции и конкурируют с депозитными
банками как в отношении привлечения вкладов,
так и в отношении учетно-ссудных операций.
С другой стороны, депозитные банки не
ограничиваются только краткосрочными
кредитными операциями, а все более развивают
операции по долгосрочному кредитованию
и финансированию промышленности.
По закону 1945 г. депозитным банкам было
ограничено участие в капитале других
предприятий: не допускалось превышение
10% капитала предприятия и 75% собственного.
Предельный срок вкладов был ограничен
для депозитных банков двумя годами, а
предельный срок предоставляемых ими
кредитов определен в 5 лет.
В 1966 г. была проведена банковская реформа,
способствовавшая дальнейшей универсализации
банков. Она заключалась в следующем: 1)
депозитные банки получили право приема
вкладов на срок свыше 2 лет, а деловые
банки - право приема вкладов до востребования;
2) предельный срок предоставляемых кредитов
увеличен для депозитных банков с 5 до
7 лет, вместе с тем деловые банки получили
право предоставлять как долгосрочные,
так и краткосрочные кредиты; 3) расширено
право участия депозитных банков в торгово-промышленных
предприятиях до 20% их капитала или до
100% собственного капитала банка.
Банки среднесрочного и долгосрочного
кредита занимают промежуточное положение
между депозитными и деловыми. Их особенности
заключаются в том, что по закону они могут
принимать депозиты только сроком не менее
2 лет и предоставлять кредиты тоже на
срок не менее 2 лет. Их численность и удельный
вес в банковской системе страны невелики.
Особенность банковской системы Франции
заключается в том, что в ней длительное
время существовали так называемые колониальные
банки. Они стали возникать во Франции
еще в XIX в., но получили большое развитие
в начале XX в. В 1904 г. насчитывалось 20 колониальных
банков со 136 отделениями, а в 1950 г. - уже
около 40 с 708 отделениями.
Французские колониальные банки сыграли
важную роль в экспансии французского
капитализма в Африке и Азии. Путем выпуска
займов для колониальных владений французские
колониальные банки способствовали расширению
вывоза ссудного капитала во Францию.
Путем кредитования внешней торговли
колоний они помогали французским компаниям
выкачивать из них дешевое сырье. Вместе
с тем эти банки, монополизировав в своих
руках банковские операции в колониях,
препятствовали развитию там собственной
кредитной системы и национальной промышленности.
До Второй мировой войны национальных
эмиссионных банков в колониях не было
и эмиссия банкнот осуществлялась французскими
колониальными банками: в Индокитае -Индокитайским
банком; в Алжире и Тунисе - Банком Алжира
и Туниса, находившимся под французским
контролем; в Марокко - Государственным
банком Марокко, одним из учредителей
и главным акционером которого был Парижско-Нидерландский
банк; в западноафриканских владениях
Франции - французским Банком Западной
Африки.
Крупнейший колониальный банк Франции
- Индокитайский банк в прошлом поставил
под свой контроль почти все горнорудные
и другие промышленные предприятия Индокитая,
а также значительную часть сельскохозяйственных
плантаций. Он контролировал также ряд
других французских колониальных банков.
Распад колониальной империи Франции
отразился на деятельности ее колониальных
банков. Во-первых, они лишились своей
эмиссионной привилегии, которая перешла
в руки вновь созданных национальных -эмиссионных
банков. Во-вторых, в области других банковских
операций бывшим колониальным банкам,
именуемым теперь заграничными банками,
также пришлось потесниться в результате
развития национального банковского дела
в освободившихся странах. Тем не менее,
эти банки сохранили немаловажные позиции
в некоторых развивающихся странах.
Информация о работе Контрольная работа "Деньги,Кредит,Банки"