Комерческие банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны. Сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Механизм функционирования коммерческих банков 1.1.История возникновения коммерческих банков в России. 1.2. Сущность коммерческого банка. 1.3. Организационное устройство и принципы деятельности коммерческого банка в условиях рынка. 5
5
8
16
2. Функции коммерческих банков. Активные и пассивные операции. 19
2.1. Функции коммерческого банка. 19
2.2. Активные и пассивные операции коммерческих банков. Их классификация.
23
3. Проблемы и тенденции развития коммерческих банков. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 1 файл

Коммерческие банки - второй уровень банковской системы испр.doc

— 204.50 Кб (Скачать)
align="justify">     Кредитование - один из самых главных инвестиционных инструментов для коммерческих банков. Он наиболее распространен и среди экономических субъектов, испытывающих потребность в привлечении дополнительных ресурсов, так как наиболее типичный ее размер в России не дотягивает до оптимального уровня облигационных программ (по оценкам различных экспертов, сегодня в России минимальный размер облигационного займа составляет 200-400 млн. долл.). Векселя не распространены среди предприятий реального сектора из-за низкой оценки их ликвидности инвесторами и используются в основном самими банками для привлечения «дешевых» денег, которые впоследствии направляются, в числе прочего, на кредитование предприятий по более высоким ставкам.

     Таким образом, банковские кредиты - оптимальный  вариант привлечения заемных средств для малого и среднего бизнеса, а также запускаемых «с нуля» проектов - так называемых greenfields (от англ. green - «зеленый» и field - «поле». Дословно - «чистое поле», т. е. проект, в который еще не осуществлялось никаких вложений). Практика работы НЭО Центра показывает, что наиболее типичный размер кредита в среднем составляет 3-5 млн долл.; заемщиком по таким кредитам может выступать, к примеру, торговая компания с годовым оборотом на уровне 15-20 млн долл. или промышленное предприятие с годовым оборотом - 5-7 млн долл. (табл. 1).5

Таблица 1

Зависимость потенциала привлечения  кредитных ресурсов от операционной маржи промышленных и торговых компаний.6 

Показатели  Единица измерения Формула Промышленное  предприятие  Торговая компания
1 Выручка долл. США    5 млн  15 млн 
2 Операционная  маржа  %    15% 5%
3 Операционная  прибыль  долл. США 3 = 1 x 2 750 тыс.  750 тыс. 
4 Сумма кредита  долл. США     4 млн  4 млн 
5 Ставка по кредиту %    12% 12%
6 Сумма процентов  долл. США 6 = 4 x 5 480 тыс.  480 тыс. 
7 Прибыль до налога на прибыль долл. США  7 = 3 - 6 270 тыс.  270 тыс. 
8 Коэффициент покрытия - 8 = 3 / 6 1,56 1,56

      
Для достижения одного и того же значения коэффициента покрытия при заданной сумме кредита торговая компания, имеющая операционную маржу в три раза меньшую, чем промышленное предприятие, должна иметь и втрое большую выручку.

     В российской деловой прессе активно  обсуждается проблема отсутствия у предприятий доступа к кредитным ресурсам, в то время как компании, ведущие бизнес на развитых рынках, имеют возможности привлечения долгового финансирования в необходимом объеме и под разумные процентные ставки.

     Следует отметить, что за последние два-три  года ситуация претерпела некоторые изменения: доля заемных средств в капитале российских компаний начала приобретать существенное значение.

     Аналитики НЭО Центра провели исследование, посвященное сравнительному анализу доли долга в инвестированном капитале компаний (Debt to Capital ratio) в России и других регионах мира на примере телекоммуникационной отрасли. В сравнении с другими компаниями развивающихся рынков, а также компаниями США, российские предприятия пока еще имеют низкое значение Debt to Capital. В то же время в европейских компаниях преобладают более скромные значения данного показателя. Также следует обратить внимание на то, что немногие из крупнейших компаний (в основном нефтегазового сектора) характеризуются операционной и финансовой эффективностью, достаточной для привлечения инвестиций, и имеют доступ на западный рынок кредитного капитала, предлагающий более выгодные условия (к примеру, более низкие процентные ставки по сравнению с теми, которые могут предложить российские банки). Поэтому, если речь идет о заемных средствах не на текущее финансирование операционной деятельности, а на реализацию достаточно капиталоемких программ, то выбор крупнейших предприятий в пользу западных банков очевиден. ЛУКОЙЛ, Роснефть, Газпром и другие крупные компании в последние годы пользовались синдицированными кредитами7 ведущих мировых банкирских домов на суммы от 70 млн до 500 млн долл. и более.

     В целом же, учитывая то, что объектом анализа являлись достаточно крупные российские компании динамично развивающейся отрасли, можно предположить, что данное соотношение в компаниях, меньших по размеру и оперирующих в менее привлекательных отраслях, будет ниже.

     Однако  проблема заключается не в том, что банки не обладают достаточными ресурсами, чтобы кредитовать предприятия реального сектора, а в том, что финансовое состояние большого числа российских компаний не позволяет им привлекать заемные средства. Получается своего рода замкнутый круг: предприятия не могут привлечь необходимых ресурсов для осуществления инвестиций и улучшения своего финансового состояния именно потому, что находятся в неудовлетворительном финансовом состоянии. В такой ситуации банки стремятся кредитовать только наиболее перспективные и доходные бизнес-направления; при этом кредиты должны быть обеспечены залогом.

     В деловом обороте как инвестиционных, так и кредитных банков существует понятие «инвестиционная мода». Так среди столичных банков в  последнее время особенно популярно кредитование строительства жилой недвижимости - коттеджных поселков. Причиной тому служит достаточно высокая доходность инвестиций в данном сегменте: рост цен на московскую недвижимость заставляет проводить аналогию с периодом галопирующей инфляции в 90-х гг.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     История развития кредитных отношений и основного их звена - банка - насчитывает не одну сотню лет. Все это время они совершенствовались и приспосабливались под существовавшие экономические и политические структуры. Банковские институты также прошли свой эволюционный путь - от меняльных контор, обеспечивающих путешественника и торговца необходимой валютой, до современных гигантов, предоставляющих своим клиентам сотни услуг и действующих во всех отраслях экономики. В этот процесс вмешивалось государство, формируя банковскую систему, экономически и социально приемлемую для общества. Функцию формирования обычно выполнял Центральный Банк,  создающий нормативную базу для деятельности коммерческих банков.

     На  сегодняшний день возможности экстенсивного расширения банковской сферы практически полностью исчерпаны, этому способствует ужесточение нормативных требований, насыщение кредитного рынка традиционными банковскими услугами, возрастание конкуренции в банковской сфере и другие факторы. В дальнейшем развитии банковской системы главную роль получит ее качественное совершенствование, которое может происходить в двух основных направлениях:

     развитие  процессов концентрации в банковском деле. Банки способны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который, в свою очередь, даст всплеск инвестиционной активности. Крупные российские банки имеют традиционные связи с промышленностью, развитую сеть филиалов в регионах - предпосылки для удовлетворения инвестиционных потребностей производственных структур через долгосрочные кредиты.

     расширение  круга услуг, предоставляемых банками  своим клиентам, диверсификация в  самом широком смысле. Потребности  хозяйствующих субъектов растут, а ассортимент банковских услуг  еще далеко не исчерпан.

     Работа  по совершенствованию банковской системы  России еще в самом начале, и только в том случае, если за нее возьмется все общество: и банкиры, и государство, и пресса, и население - мы получим быстрые и положительные результаты.

     Важнейшими  направлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 

  1. Банки и  банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 471с.
  2. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 586 с.
  3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 623 с.
  4. Постановление ЦБ РФ от 08.04.93 "Условия открытия банков с участием иностранного капитала на территории РФ".
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др., Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  6. http://www.finansy.ru/publ/fm

Информация о работе Комерческие банки