Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны. Сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Механизм функционирования коммерческих банков 1.1.История возникновения коммерческих банков в России. 1.2. Сущность коммерческого банка. 1.3. Организационное устройство и принципы деятельности коммерческого банка в условиях рынка. 5
5
8
16
2. Функции коммерческих банков. Активные и пассивные операции. 19
2.1. Функции коммерческого банка. 19
2.2. Активные и пассивные операции коммерческих банков. Их классификация.
23
3. Проблемы и тенденции развития коммерческих банков. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Рассмотрим активные операции коммерческих банков.
Мобилизованные денежные средства банки используют для кредитования клиентуры и осуществления своей предпринимательской деятельности.
В зависимости от срока, на который банки предоставляют ссуды или кредиты своим клиентам, они подразделяются на срочные (выдаются банками на определенный срок) и локальные (от англ. on call – по требованию), которые должны быть возвращены по первому требованию банка.
В зависимости от обеспечения, под которое выдаются ссуды, различают вексельные, подтоварные, фондовые и бланковые операции.
Вексельные операции подразделяются по учету векселей и ссуды под векселя.
Учет (дисконтирование) векселей означает покупку векселей банков до истечения срока их погашения. в свою очередь банк, если он начал испытывать затруднения в средствах, сам может переучесть данные векселя в региональном управлении Центрального Банка. При этом он становится владельцем векселя и выплачивает лицу, эмитировавшему вексель, определенную сумму денег. За эту операцию банк взимает с клиента определенный процент, который называется учетным процентом (дисконтом).
Подтоварные ссуды – ссуды под залог товаров и товарораспорядительных документов. Они выдаются банками не в полном размере рыночной стоимости товара, а её части (обычно не более 50%).
Поскольку в условиях рыночной экономики главная проблема – реализация товара, произведенный и отправленный товар может не найти своего покупателя. В этом и состоит главное отличие кредитных отношений в условиях рынка от административно-командной системы, где все или практически все производится в рамках жесткого государственного плана, в котором учтены все потребности общества.
В условиях рыночных отношений при изобилии товаров необходим не просто спрос, а платежеспособный спрос.
Фондовые операции. Их объектом служат различные виды ценных бумаг. Операции банков с ценными бумагами выступают в виде ссуд под обеспечение ценных бумаг и покупки бумаг банком за свой счёт.
3. Проблемы и тенденции развития коммерческих банков.
1 июля 2004г. на заседании Правительства РФ были рассмотрены вопросы развития банковского сектора в России. Минфин РФ представил новую редакцию Стратегии развития банковского сектора РФ на 2004 г. и на период до 2008 г. В целом документ был одобрен, однако с некоторыми доработками в двухнедельный срок.
В соответствии с одобренной Стратегией основными целями дальнейшего развития банковского сектора являются:
-
повышение общеэкономической
-
укрепление функциональной
-
дальнейшее укрепление
-
предотвращение использования
-
развитие конкурентной среды,
рыночной дисциплины и
-
укрепление доверия к
На
следующем этапе (2009-2015 гг.), после
достижения указанных целей, приоритетными
станут задачи эффективного позиционирования
российского банковского
Достижение целей развития банковского сектора будет осуществляться Правительством РФ и ЦБ РФ, согласно Стратегии, по следующим основным направлениям:
-
совершенствование правового
- формирование благоприятных условий для повышения роли банков в системе финансового посредничества;
-
развитие и совершенствование
системы банковского
- развитие конкурентной среды, транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере, обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;
-
повышение требований к
-
участие в развитии
В сфере правового обеспечения банковской деятельности, согласно Стратегии, планируется в первую очередь обеспечить дальнейшее совершенствование правовых условий функционирования кредитных организаций в соответствии с международно-признанными подходами.
В области развития инфраструктуры банковского сектора особое внимание со стороны правительства и ЦБ предполагается уделить вопросам становления и функционирования системы страхования вкладов, включая деятельность Агентства по страхованию вкладов и наделение его функциями корпоративного ликвидатора банков, формирования Бюро кредитных историй, органа регистрации залогового имущества, создания системы межбанковских расчетов в режиме реального времени.
Кроме того, правительством заявлено, что развитие банковской деятельности должно стимулироваться преимущественно экономическими методами, а увеличение объемов банковских услуг не может достигаться в ущерб устойчивости банковского сектора.
Особое внимание в контексте устойчивости банковского сектора будет уделено вопросам создания и функционирования системы страхования вкладов в соответствии с требованиями Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках РФ”. Планируется предпринять дополнительные меры по комплексной оценке финансовой устойчивости кредитных организаций на основе международно-признанных подходов, включая вопросы качества активов и капитала кредитных организаций, уровня ликвидности и рентабельности, состояния систем управления, в том числе его стратегических аспектов.
В результате должна существенно повыситься роль банковского сектора в экономике страны, и наблюдаться рост финансовой устойчивости и транспарентности. Кроме того, параметры российского банковского сектора должны постепенно приближаться к показателям банковских систем ряда стран с переходной экономикой, наиболее преуспевших в построении современных рыночных отношений.
Таким образом, Минфином прогнозируется, что при успешном осуществлении предусмотренных в Стратегии мероприятий, к 01.01.2009 г. роль банковского сектора в экономике будет характеризоваться следующими параметрами:
- активы/ВВП – 56% - 60%;
- капитал/ВВП – 7% - 8%;
- кредиты/ВВП – 26% - 28%.
Таким образом, в среднем рост прогнозных показателей по сравнению с началом 2004г. по планам Минфина составит 24,3%.
На конец 2003 г. активы банковского сектора России составили 5,44 трлн. руб. ($184,8 млрд.), что на 31,3% больше показателя 2002 г. В то же время объем кредитования экономики банковским сектором вырос на 43,4% и составил 2,91 трлн. руб. ($98,8 млрд.), а собственные средства банков (капитал) увеличились на 40,1% до 815,6 млрд. руб. ($27,7 млрд.).
По отношению к ВВП в течение нескольких лет также наблюдался рост данных показателей банковского сектора. Так, в 2003 г. объем активов к ВВП вырос до 42,5%, суммарный банковский капитал к ВВП вырос до 6,4%, а объем кредитов к ВВП до 22,7%. При этом в среднем за пять лет данные показатели выросли более чем в 1,7 раза.
Что касается вопроса о разрешении открытия филиалов иностранными банками, то позиция правительства осталась прежней – сохранить ограничения. По словам А.Кудрина2, “это связано с подчинением российскому законодательству и трансграничностью перечисления средств, что при других условиях становится менее прозрачным”. “В интересах финансовой устойчивости российской банковской системы и российских финансов такое ограничение в России на этом этапе оправдано”, – заявил министр.
При этом А.Кудрин не исключает, что впоследствии вопрос о запрете на открытие филиалов иностранных банков может быть пересмотрен. По его словам, многое будет зависеть от состояния банковской системы и необходимости осуществления соответствующих мер контроля.
Что касается Внешэкономбанка, то правительство намерено сохранить его специализацию в качестве агента по управлению госдолгом РФ, снизить его роль в кредитовании коммерческих проектов, и, возможно, сохранить его в качестве управляющего накопительной пенсией граждан, о чем сообщил министр финансов РФ А.Кудрин3. По данному вопросу он также отметил, что в ближайшее время правительство РФ намерено разработать концепцию развития ВЭБа.
Вместе с тем он подтвердил, что выход ЦБ РФ из капитала Сбербанка России не планируется до тех пор, пока Сбербанк не будет полностью участвовать в системе страхования вкладов в банках. По словам А.Кудрина, этот вопрос не будет ставиться до 2007 г.
Премьер-министр РФ М.Фрадков высказался за усиление системы банковского надзора для обеспечения устойчивости банковской сферы и недопущения развития кризисных ситуаций.
“В
настоящее время большая
М.Фрадков предложил принять меры для повышения конкурентоспособности российских банков, в том числе за счет “повышения уровня внутреннего корпоративного управления”.
Глава
кабинета высказался за тесное взаимодействие
правительства с
М.Фрадков сообщил, что вместе с проектом Стратегии развития банковской системы разработан план первоочередных мероприятий по реализации данной стратегии. “Он рассчитан на полтора года. Мы ожидаем результатов”, – заявил премьер-министр.
В целом можно отметить опережающее развитие финансово-банковского сектора по сравнению с реальным. Избыток финансовых ресурсов у банков в сочетании с нехваткой инвестиционных инструментов с приемлемыми уровнями доходности и риска может сыграть злую шутку с банками, интенсивно увеличивающими свой кредитный портфель за счет привлечения «сомнительных» заемщиков. Следует отметить заметный рост объемов выданных банковских кредитов и снижение уровня процентных ставок, которое во многом обусловливается макроэкономическими факторами развития России ( см. рис. 1).