Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:09, контрольная работа
С начала 1990-х по 2000 годы для российской экономики фактически единственным источником финансирования были внешние заимствования. В то время, когда российская экономика испытывала трудности с привлечением инвестиций, а российский рынок ценных бумаг не был достаточно емким, чтобы обеспечить привлечение сколько-нибудь существенных ресурсов, подобный сценарий был неизбежен.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. История развития клиринга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Типы современных клиринговых систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Использование международного опыта организации
клиринга на Российском биржевом рынке . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Первым получил распространение клиринг денежных обязательств. В тот период в условиях быстрого развития производства и многократного роста торговли нередко возникала нехватка реальных платежных средств — металлических денег. Чтобы исключить излишние движения реальных денег в 1760 году была создана Лондонская расчетная палата. Фактически, это было место, где на постоянной основе могли собираться клерки и обмениваться платежными поручениями — в основном чеками. Тем не менее, со временем, становилось ясно, что сортировка и распределение чеков могут быть выполнены более эффективно специально нанятыми людьми. И вот, в 1775 году денежный клиринг оформился как отдельная услуга. С течением времени также стало понятно, что клиринг можно применять не только на денежном, но и на других рынках. При этом роль клиринговой компании в новых областях была гораздо шире нежели простой зачет взаимных денежных требований. Примером может служить Клиринговая Палата Лондонской Продукции, созданная в 1888г. Для обеспечения клиринга на рынке колониальных товаров — в основном сахара и кофе. Опыт, накопленный во время работы с рынками сырья, вскоре позволил Клиринговой Палате Лондонской Продукции предложить свои услуги Лондонской Фондовой Бирже, торговля на которой в то время развивалась очень бурно. На Фондовой Бирже Клиринговая Палата осуществляла фактически те же функции, что и на рынке сахара и кофе (осуществляла сверку параметров встречных поручений продавца и покупателя по заключенным сделкам (мэтчинг) и вела учет требований и обязательств контрагентов, а также выступала гарантом завершения сделки). Фактически, Палата организовала расчеты по принципу Поставка Против Платежа, который сейчас применяется практически на каждой биржевой площадке. Вскоре Клиринговая Палата Лондонской Продукции была переименована в Лондонскую Клиринговую Палату, которая и по сей день является одним из мировых лидеров клирингового бизнеса.
Кстати, на этом этапе можно отметить тот факт, что первыми компаниями, начавшими осуществлять клиринг на рынке ценных бумаг, стали отнюдь не клиринговые дома, обслуживавшие рынок денежных расчетов, а компании, работавшие на рынке реальных товаров. Наличие двух активов — денег и товара — определяет различия между клирингом, существующим в рамках платежных систем, и клирингом на товарных рынках и рынке ценных бумаг. Платежные обязательства отличаются в первую очередь своей однородностью. Это делает механизм проведения зачета встречных требований достаточно простым с точки зрения технической реализации. Расчеты же на рынке ценных бумаг и на товарных рынках, помимо денежных средств, проводятся по тысячам наименований различных по своей природе товаров. Для клиринговой организации это означает, что способ проведения расчетов по каждому типу актива должен учитываться при работе над совокупностью обязательств участников клиринга. В связи с различным содержанием клиринговой деятельности в платежных системах и при осуществлении торговых операций с биржевыми товарами (включая ценные бумаги), нередко возникает путаница в применении термина клиринга в указанных сферах финансовой деятельности. Зачет взаимных обязательств по денежным средствам в таком случае является только частью клирингового механизма.
3.
ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ КЛИРИНГОВЫХ СИСТЕМ
Единого рецепта построения «идеальной расчетно-клиринговой системы», по всей видимости, не существует. Каждая страна выстраивала систему клиринга исходя из исторического развития собственных биржевых институтов, имевшегося уровня доверия между участниками рынка, действовавших принципов торгов и расчетов. Для того чтобы обсуждать различия между клиринговыми системами нужно четко представлять себе механизм клиринговых расчетов от момента заключения сделки на биржи до поступления ценных бумаг и денежных средств на счета контрагентов.
В общем случае, существует две принципиальные системы клиринговых взаимоотношений: когда клиринговая компания не является центральной стороной по сделке и когда она является таковым.
В первой схеме клиринговая организация сама не является непосредственным участником сделки, хотя при этом гарантирует ее выполнение. Риск неисполнения обязательств в рамках процедуры клиринга устраняется за счет реализации принципа Поставка Против Платежа. После того как Компания А заключает сделку с Компаний В (допустим продает Компании В ценные бумаги, с биржи направляется информация о сделке в клиринговую компанию, которая в свою очередь (проведя зачет и рассчитав нетто позицию) отправляет поручения в Депозитарий (для завершения расчетов по ценным бумагам) и в Центральный Банк или в любую другую дублирующую платежную систему (для завершения денежных расчетов).
Таким образом, при осуществлении клиринга на этой основе (DVP) клиринговая компания берет на себя риски расчета требований и обязательств и исполнения сделок (поставки бумаг и денег). Отметим, что механизмы управления рисками при использовании принципа DVP могут быть различными. В частности, может применяться правило полного или частичного депонирования денежных средств и бумаг, или, например, развитая система кредитования денежными средствами и бумагами, обеспеченная пулом банков. Также используется принцип солидарной ответственности участников рынка (создание гарантийного фонда), различные виды страхования, система лимитов и пр.
Так как основные мировые рынки становятся все более ликвидными, и количество биржевых сделок постоянно растет, ведущие биржи мира столкнулись с необходимостью создания нового подхода к клирингу. Основным требованием к новой системе осуществления клиринга является повышенная гибкость и удобство в использовании по сравнению с первой схемой. Отметим, что описанная выше схема клиринга, в большинстве случаев предполагает двусторонний зачет требований и обязательств участников, что при большом числе сделок резко усложняет работу торгово-расчетного комплекса и увеличивает документооборот. Так в процессе эволюции клиринговых систем появилась вторая принципиально отличающаяся схема клиринга, которая предполагает многосторонний зачет (неттинг) обязательств по сделкам и, в большинстве случаев, предусматривает участие клиринговой организации в качестве центральной стороны по сделке (принцип CCP). В последнее время CCP получает все большее распространение на ведущих зарубежных торговых площадках.
Основное отличие второй схемы клиринга от первой заключается в том, что клиринговая компания в данном случае становится контрагентом по сделке. Фактически, она становится продавцом для покупателя бумаги и покупателем для продавца бумаги. При этом клиринговая компания берет на себя кредитный риск, возникающий при совершении сделки: в случае отказа или невозможности завершения сделки одной из сторон, клиринговая компания будет обязана завершить эту сделку (поставив бумаги покупателю или выплатив их стоимость продавцу).
Настолько серьезное вовлечение клиринговой организации в операции на рынке многократно увеличивает уровень риска, которому подвергается клиринговая компания, но это в такой же мере снижает риски, которым подвергаются участники торгов. Отметим, что управление рисками при расчетах между центральной стороной и участником рынка осуществляется на принципе DVP, а конкретный механизм, гарантирующий исполнение обязательств клиринговым центром, включает развитую систему кредитования (деньгами и бумагами), страхование, гарантийные фонды, лимиты и пр. Подчеркнем, что использование принципа DVP клиринговым организациям рекомендован Банком международных расчетов.
С технической стороны можно выделить две принципиально различные схемы клиринга на основе CCP — "открытое предложение" и «новация».
Открытое предложение. Особенность метода открытого предложения состоит в том, что при заключении сделки изначально не заключается никакого договора между контрагентами по сделке. Фактически, при совпадении цен встречных заявок автоматически формируются два контракта: на покупку актива между клиринговой палатой и брокером и аналогичный контракт на продажу актива с другим брокером. В результате брокерская организация — клиринговый член не подвергается кредитному риску. Метод открытого предложения, по всей видимости, особенно эффективен в случае анонимных торгов, использующих принцип непрерывного встречного аукциона.
Новация. Второй метод проведения клиринга по принципу CCP предполагает изначальное заключение контракта на покупку/продажу актива между контрагентами-брокерскими компаниями, с последующей перерегистрацией (новацией) возникающих прав и обязательств на клиринговую палату. При подобном методе проведения клиринга и расчетов участники рынка несут кредитные риски до момента регистрации контрактов в клиринговой компании, то есть до момента совершения новации. Метод новации более приспособлен для рынка низколиквидных активов, а также для рынка, на котором обращаются инструменты с отсроченным сроком исполнения обязательств (например, срочные контракты — фьючерсы и опционы, для которых кредитный риск является отложенным во времени). Кроме того, метод новации может быть использован для рынка крупных разовых сделок (например, для крупных облигационных пакетов), предполагающего договорный неанонимный характер совершения операций.
Однако
здесь надо заметить, что схема клиринга
на основе CCP, несмотря на свою растущую
популярность, применяется в основном
по отношению к «голубым фишкам» рынка,
торги по которым носят регулярный характер,
а объемы этих торгов позволяют эффективно
применять принципы CCP. К остальным бумагам
применятся принцип DVP.
ОРГАНИЗАЦИИ КЛИРИНГА
НА
РОССИЙСКОМ БИРЖЕВОМ РЫНКЕ
Особенности становления национальных клиринговых систем в ведущих западных странах на самом деле вытекают из исторического опыта развития их финансовых рынков и отличительных черт национальных финансовых систем. По всей видимости, лучшего рецепта построения клиринговой системы не существует, тем более не может дать лучшего результата слепое копирование понравившейся модели клиринга на том или ином развивающемся рынке. Тем не менее, применительно к отечественной клиринговой системе, можно попытаться выделить отдельные элементы из мирового опыта организации клиринга, которые было бы целесообразно в нее привнести.
Централизация клиринга. Постепенная централизация клиринга в рамках одной организации — это, по всей видимости, объективная тенденция. Для сравнительно узкого рынка создание Единого клирингового центра позволит решить несколько проблем:
Следует учитывать, что эффект от создания Единого клирингового центра будет тем выше, чем теснее его удастся связать с централизацией в смежных областях инфраструктурного обслуживания финансовогорынка. Прежде всего, имеется в виду создание Центрального депозитария и централизацию деятельности регистрационных институтов.
Применение принципа CCP. По всей видимости, принцип CCP разумно ввести на биржевом фондовом рынке применительно к наиболее ликвидным бумагам в рамках электронной анонимной формы торговли. В этом случае увеличение рисков будет не настолько значительным, как, например, при обслуживании договорных сделок с низколиквидными инструментами, а с другой — сделает отечественный рынок более привлекательным для иностранных инвесторов, которые будут работать в привычной для себя обстановке. Для низколиквидного сегмента рынка клиринговая компания будет просто гарантировать исполнение сделки, применяя принцип поставки против платежа.
Переход к многоуровневой системе клиринговых членов. Многоуровневая система клиринговых членов позволит снизить риски ликвидности, возникающие при совершении операций, а также упростит процесс мониторинга финансового состояния участников торгов и расчетов. Отметим, что для крупных брокерских организаций и ряда банков подобная система обеспечит дополнительные возможности для расширения бизнеса.
Распределенная система управления рисками. В силу того, что на развивающихся рынках риски, связанные с клиринговым обслуживанием достаточно высоки, представляется разумным раз-елить кредитные риски, риски ликвидности и операционные риски между разными организациями. В данном случае оптимально использование следующей схемы:
Подобное
разделение обеспечит высокую оперативность
расчетов и снизит угрозу возможных потерь
в случае дефолта отдельных членов клиринга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российский фондовый рынок, который к настоящему времени уже прошел первичный период формирования своей инфраструктуры ставит перед расчетно-клиринговой системой новые цели: снижение уровня рисков биржевых операций при одновременном отказе от полного контроля обеспечения, а также сокращение транзакционных издержек профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов
Достижение этих целей определяет изменения существующей системы клиринга на фондовом рынке в направлении создания эффективной системы управления рисками при отказе от стопроцентного обеспечения с переходом к схеме централизованного клиринга. Однако на пути к построению полноценной клиринговой системы нужно решить достаточно много проблем, в числе которых — применимость норм современного законодательства в данной области.