Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:09, контрольная работа
С начала 1990-х по 2000 годы для российской экономики фактически единственным источником финансирования были внешние заимствования. В то время, когда российская экономика испытывала трудности с привлечением инвестиций, а российский рынок ценных бумаг не был достаточно емким, чтобы обеспечить привлечение сколько-нибудь существенных ресурсов, подобный сценарий был неизбежен.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. История развития клиринга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Типы современных клиринговых систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Использование международного опыта организации
клиринга на Российском биржевом рынке . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И
ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ". Филиал
ГОУ ВПО "РосЗИТЛП"
в г. Омске
Кафедра ОБЩЕСТВЕННЫХ
НАУК КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА По дисциплине ДЕНЕЖНЫЕ ОБОРОТЫ И СИСТЕМА РАСЧЕТОВ
На тему: Клиринговые
расчеты
Выполнила НОВИЦКАЯ
НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Специальность 080109 Группа
242-08 Шифр 0-408019
Консультировала СТРОКОВА
Ирина Валерьевна
Подпись преподавателя __________________________ г. Омск 2010 год |
СОДЕРЖАНИЕ
3 5 9 11
15 17 19 |
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. История развития клиринга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Типы современных клиринговых систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Использование международного опыта организации
клиринга на Российском
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список
источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
ВВЕДЕНИЕ
С начала 1990-х по 2000 годы для российской экономики фактически единственным источником финансирования были внешние заимствования. В то время, когда российская экономика испытывала трудности с привлечением инвестиций, а российский рынок ценных бумаг не был достаточно емким, чтобы обеспечить привлечение сколько-нибудь существенных ресурсов, подобный сценарий был неизбежен.
Изменившаяся благодаря высоким ценам на энергоносители экономическая ситуация обеспечивает благоприятные условия для развития отечественной экономики. Дело в том, что крупнейшие российские компании до сих пор считают западные фондовые площадки основным источником денежных ресурсов и что на внутрироссийском фондовом рынке пока не созданы условия для работы массового инвестора и эмитента. На сегодняшний день из десяти тысяч открытых акционерных обществ публичны лишь около сотни компаний.
Из этого следует, что внутренний фондовый рынок необходим для дальнейшего развития и инвесторам и эмитентам. Тем не менее, для нового качественного скачка в развитии российского фондового рынка, необходимо появление на нем массового зарубежного инвестора, который сможет обеспечить необходимый объем ликвидности рынка и спрос на акции российских компаний. Основным препятствием для прихода иностранных инвесторов является несоответствие российского рынка международным стандартам надежности, прозрачности и технологичности, что выгодно отличает рынки европейских, ряда азиатских государств и США. Среди прочего появление иностранных инвесторов на российском финансовом рынке требует перехода российской расчетно-клиринговой системы на международные стандарты работы.
Вплоть
до 2000г. на отечественном рынке отсутствовали
специализированные расчетно-клиринговые
палаты, а все риски, связанные с проведением
расчетов по итогам торгов концентрировались
в рамках биржевых институтов. Риски, ассоциированные
с клиринговой деятельностью, растут с
ростом оборотов. Клиринговая деятельность,
будучи совмещенной с организацией торговли,
не позволяет торговым системам в полной
мере развивать рынок за счет внедрения
новых технологий. Внедрение таких технологий
как расчеты с центральным контрагентом,
организация клиринга и расчетов по сделкам
с частичным обеспечение связаны с ростом
рисков, которыми нужно профессионально
управлять в рамках отдельного института.
Вместе с тем, необходимость глубокого
реформирования инфраструктуры финансового
рынка в целом и его расчетно-клиринговой
системы в частности отмечают все регулирующие
органы.
Энциклопедическом словаре понятии клиринг трактуется как система безналичных расчетов по торговым и другим операциям (за товары, услуги, объекты интеллектуальной собственности, ценные бумаги), основанная на взаимном зачете встречных требований и обязательств.
Различают:
В зависимости от состава участников клиринговых взаиморасчетов они делятся на:
При банковском клиринге банки производят между собой расчеты только на величину разницы между суммами выплат и поступлений денег. Валютный клиринг устанавливает порядок безналичных международных расчетов по торговым и неторговым операциям, производимым между двумя или несколькими странами. Расчеты по сделкам с ценными бумагами, включая зачеты по их поставкам, производятся клиринговыми организациями – профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими вес спектр клиринговых операций на этом рынке.
Клиринговые операции осуществляются посредством клиринговой валюты – валютной единицы, используемой при клиринговых расчетах между странами, заключившими соглашение, в рамках которого предусмотрено строгое сбалансирование взаимного товарооборота в стоимостном выражении. Клиринговая валюта функционирует только в безналичном виде, источником является взаимное кредитование поставок странами - участниками платежного соглашения.
Клиринг
получил широкое
При клиринге концентрация платежей позволяет значительно сократить сумму взаимной задолженности. Прервать цепочку неплатежей, достичь экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Как следствие, упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность, и за счет этого повышается уровень прибыльности ликвидности участников.
Сущность зачета взаимных требований заключается в том, что равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются лишь на разницу. Зачет может быть организован, когда несколько предприятий связаны между собой как встречной, так и последовательной передачей продукции или оказанием услуг.
Существуют
групповые и межотраслевые
По времени проведения м.б.:
Последний разовый межотраслевой зачет по народному хозяйству, имевший целью снижение накопившейся взаимной задолженности предприятий, состоялся в 1992г. (согласно постановления Президиума ВС РФ и Правительства РФ от 25 мая 1992г.). Но для его завершения потребовались огромные централизованные кредитные ресурсы, что привело к резкому всплеску инфляции. Поэтому впоследствии от таки глобальных зачетов отказались.
Наибольший объем зачетов происходит с участием банков, хотя возможна их организация минуя банки, между предприятиями при постоянных хозяйственных связях по взаимному отпуску товаров или оказанию услуг. В последнем случае в банк представляется поручение или чек на незачтенную сумму. На практике такие зачеты широко распространены за рубежом внутри корпораций, в России же они получили развитие в связи с созданием финансово-промышленных групп.
Таблица 1
Пример определения эффективности клиринговых расчетов
показатель | Суммы,
млн руб |
1. общая сумма документов, оплаченных при проведении зачета | 100 |
2. общая
сумма незачетных дебетовых |
40 |
3. зачтенная часть платежей (стр.1 – стр. 2) | 60 |
4. процент зачета (уровень эффективности зачета) (стр. 3 х 100%) : стр. 1 | 60 |
5. общая сумма незачтенных кредитовых остатков клиринговых счетов | 20 |
6. процент поступлений, не используемых для зачета (стр.5 х 100%) : стр. 1 | 20 |
7. предоставлено краткосрочных кредитов участникам клиринговых расчетов | 10 |
8. процент участия кредита в зачетной операции (стр. 7 х 100%) : стр. 1 | 10 |
Источник:
3, стр. 337
При
проведении разового зачета через банки
каждому участнику
К
зачету принимаются различные
Эффективность клиринга определяется как частное от деления зачтенной части платежей к общей сумме оплаченных документов в процентах. Чем выше этот показатель, тем эффективнее зачет (табл. 1).
На базе зачетов, минуя банки, организуются и бартерные операции. Бартерные сделки – это взаимные товарообменные операции с передачей права собственности на товары (натуральный обмен) без денежных (банковских) расчетов за поставленные товары.
В
России бартер и взаиморасчеты были
широко распространены в условиях платежного
кризиса. Так, к концу 90-ых годов таким
путем проводилось около 90% платежей в
энергетике, большая доля их приходилась
на расчеты стран СНГ друг с другом. На
Западно-Сибирской железной дороге они
занимали до 70%, на угольных предприятиях
Кузбасса – до 90-100%. Но такая безденежная
форма торговли, как бартерные и взаимозачетные
сделки, открывает возможность ухода от
налогообложения, следовательно, приводит
к недополучению средств бюджета.
2.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КЛИРИНГА
Клиринг возник в ХVII в. в условиях нехватки реальных платежных средств в Великобритании. Первые клиринговые платежи осуществлены в Лондоне (1775) Нью-Йорке (1852), Париже (1872). Быстрое развитие он получил после Второй мировой войны в связи с существенным расширением международных экономических связей. В России клиринговые расчеты проводятся с предварительным депонированием средств на счетах участников в клиринговом центре и без предварительного депонирования средств с передачей результатов зачетов с корсчетов клиринговом центре на основные корсчета банков в Центральном банке РФ.