Элементы денежной системы современной РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ денежной системы Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
проанализировать предпосылки формирования институтов актуальной денежной системы;
рассмотреть понятие и правовые аспекты денежной системы;
рассмотреть элементы денежной системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
§1. Предпосылки формирования институтов денежной системы
§2. Понятие и правовые основы денежной системы Российской Федерации
§3. Принципы организации денежной системы
§4. Структура денежной системы
Глава 2. ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Денежная единица Российской Федерации
§2. Эмиссионное право Банка России
§3. Некоторые вопросы правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Денежная система Российской Федерации.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

      Наличные  деньги (банковские билеты — банкноты и металлическая монета) являются безусловными обязательствами Банка  России и обеспечиваются всеми его активами164.

      Образцы банкнот и монет, их номинал утверждаются Советом директоров Банка России. Официальные сообщения о выпуске  в обращение новых денежных знаков и их описание публикуется в средствах  массовой информации.

      Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Правительство РФ.

      При этом Закон закрепил правило, в соответствии с которым банкноты и монеты Банка  России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена165.

      При обмене банкнот и монет Банка  России на денежные знаки нового образца  срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

      При необходимости повысить техническую  защищенность банкнот и монет  от подделок (фальшивомонетничества) обычно время от времени осуществляется их модификация (как правило, это относится к наличным деньгам наиболее крупных достоинств)166.

      В целях обеспечения максимальных удобств при обращении наличных денег могут вводиться денежные знаки новых достоинств.

      Ответственность за покупюрный состав наличных денег, находящихся в обращении и необходимых для проведения бесперебойных расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России. Ветхие и поврежденные банкноты обмениваются Банком России без ограничений в соответствии с установленными им правилами167.

      Ограничений на расчеты в наличной денежной форме  между: физическими лицами, физическими  и юридическими лицами не имеется.

      Расчеты в наличной денежной форме между  юридическими лицами ограничиваются.

      При безналичном денежном обращении  реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

      Имеется три основные разновидности безналичного денежного обращения.168

      Первую  можно назвать «классической». Она состоит в поручении юридического или физического лица, даваемом банку другой кредитной организации, списать со счета данного лица в данном банке определенную сумму и записать ее на счет другого юридического или физического лица в этом или ином банке.

      Для хранения безналичных денег юридическое  или физическое лицо открывает в  банке или ином кредитном учреждении на свое имя счет (расчетный, текущий  или иной)169.

      В системе безналичных расчетов в  настоящее время все чаще используются электронные устройства, позволяющие в минимально короткие сроки передавать соответствующую информацию о расчетах не только в пределах одного населенного пункта, но и в масштабах всей страны и даже — на межгосударственных пространствах.170

      Любое государство, в том числе Российская Федерация, заинтересовано в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу износа (старения) и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства (По общепринятым правилам, соблюдается определенное соотношение между находящимися в обращении банкнотами и монетами конкретных достоинств.).171 Каждая банкнота и монета имеют определенную себестоимость, причем себестоимость производства банкноты (монеты) более низкого достоинства относительно дороже (по сравнению с номиналом), чем себестоимость банкнот и монет более высокого достоинства. К тому же для пересчета, инкассирования, хранения и перевозки наличных денег требуются дополнительные расходы172.

      Безналичные расчеты (обращение) лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство  всемерно стимулирует безналичные  расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денег173.

      Политика  расширения безналичных расчетов и  ограничения наличных расчетов изложена в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. и в некоторых других нормативных актах. В настоящее время вопросы безналичных расчетов регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком России 3 октября 2002 г. с изменениями от 22 января 2008 г.

      Организационно-технические  и технико-юридические аспекты  безналичных расчетов устанавливаются  Банком России.

      Вторая  разновидность безналичного денежного  обращения — это расчеты с  помощью векселей и им подобных безусловных денежных обязательств.

      Проблема  вексельного обращения приняла  особую актуальность в связи с  так называемым кризисом неплатежей — явлением, широко распространенным в российской экономике174.

      Суть  векселя состоит в том, что  один субъект, имеющий задолженность перед другим субъектом (векселедатель), выдает ему вексель как обязательство уплатить в определенный срок требуемую сумму. Лицо, получившее вексель (векселедержатель), вправе погасить свое денежное обязательство перед третьим лицом путем предъявления ему полученного от первого лица векселя175.

      Эта цепочка может быть продолжена. В  конечном счете лицо, имеющее вексель, вправе предъявить его векселедателю  с требованием уплатить обозначенную в векселе сумму. При отсутствии нужной суммы предъявитель векселя вправе претендовать на соответствующее имущество векселедателя, которое послужило гарантией векселя176.

      Гражданское законодательство (ст. 815 ГК РФ) определяет вексель как ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленное обязательство  векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю).177

      Указом  Президента РФ «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» от 19 октября 1993 г. введена новая разновидность векселя — простые финансовые векселя как срочное долговое обязательство предприятий и других организаций всех форм собственности перед коммерческими банками по просроченной кредиторской задолженности предприятий и других организаций. Однако в настоящее время более широкому использованию векселей препятствует ряд нерешенных организационно-технических и правовых вопросов и отсутствие должной культуры и традиций в использовании этого финансового инструмента. Отметим, что в дореволюционной России и в Советском Союзе периода нэпа система вексельного обращения была весьма развитой178.

      Третья  разновидность безналичного денежного  обращения — это кредитные карточки банков. Они широко распространены в развитых странах и начинают достаточно активно использоваться в Российской Федерации179.

      Кредитные карточки технически исполняются таким  образом, что при помещении их в специальные считывающие устройства обеспечивают мгновенную связь с банком, в котором находится счет владельца карточки. С помощью несложных манипуляций оператора (например, продавца-кассира магазина) со счета владельца карточки списывается требуемая сумма и записывается насчет субъекта, продавшего товар, оказавшего услуги и т.п. Наличные деньги в обороте при этом не участвуют180.

      Законодательных актов о кредитных карточках  и соответствующей системе расчетов в Российской Федерации пока нет.

      Нормативной базой для расчетов с помощью  кредитных карточек являются правила, положения и иные нормативные акты банков, выпускающих кредитные карточки, и договоры банков с предприятиями, осуществляющими торговлю, бытовое и иное обслуживание населения181.

      Есть  и некоторые иные разновидности  безналичного денежного обращения, носящие менее распространенный, чем описанные выше, характер. Они обычно не предусмотрены законодательством, а в известных ситуациях могут и противоречить ему.

      Правовые  основы наличного денежного обращения.

      Наличный  денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.182

      Наличный  денежный оборот в стране организуется государством в лице центральных (национальных) банков. В Российской Федерации субъектами, организующими данный вид денежного обращения, являются Банк России, его территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам183.

      В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке Центральным банком Российской Федерации184.

      Любое государство, в том числе и  Российская Федерация, заинтересованы в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов.

      Налично-денежный оборот организуется на основе следующих  принципов:

  • все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;
  • банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;
  • обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;
  • управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;
  • организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;
  • наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков185.

      Ведение кассовых операций.

      Кассовые  операции — совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, которые представляют собой специальный финансово-правовой институт186.

      В зависимости от того, в отношении каких именно субъектов осуществляется государственное регулирование кассовых операций, можно выделить такое регулирование в отношении операций:

      а) банков и других кредитных организаций;

      б) предприятий, учреждений и иных организаций;

      в) предприятий и других организаций по непосредственному приему от населения платежей за товары, услуги и работы187.

      Регулирование порядка ведения кассовых операций обеспечивает также органическое сочетание  интересов государства и субъектов  налично-денежного обращения.188

      В первом и втором случае государственное  регулирование кассовых операций имеет  основной целью обеспечить максимально  возможное сокращение находящейся  в обороте наличной денежной массы. Кроме того, скрупулезное соблюдение правил ведения кассовых операций гарантирует частные интересы банков предприятий и других субъектов — сохранность наличных денег189.

      В третьем случае преследуются интересы прежде всего государства — обеспечить точный учет налогооблагаемых сумм. Вместе с тем учетные данные о поступающих  от населения наличных деньгах дают возможность собственнику предприятия осуществлять внутренний контроль за состоянием денежного оборота на данном предприятии190.

Информация о работе Элементы денежной системы современной РФ