Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа
Целью данной работы является анализ денежной системы Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
проанализировать предпосылки формирования институтов актуальной денежной системы;
рассмотреть понятие и правовые аспекты денежной системы;
рассмотреть элементы денежной системы;
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
§1. Предпосылки формирования институтов денежной системы
§2. Понятие и правовые основы денежной системы Российской Федерации
§3. Принципы организации денежной системы
§4. Структура денежной системы
Глава 2. ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Денежная единица Российской Федерации
§2. Эмиссионное право Банка России
§3. Некоторые вопросы правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В
современной практике организации
денежного обращения в
Принято считать, что денежные знаки (как бумажные, так и металлические) обеспечены всеми активами эмитента.
Это
положение в общей форме
В частности, в ст. 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указано, что банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.
Наряду с золотом функции денег широко выполняли другие драгоценные металлы — платина и серебро. В настоящее время лишь очень немногие государства используют серебро для изготовления монет.
В современной Российской Федерации золотые, серебряные и платиновые монеты выпускаются как сувениры, как объект коллекционирования, причем специально обработанные и упакованные. Хотя такие монеты обязательны к приему наряду с денежными купюрами и обычными монетами, в денежном обращении их фактически нет.46 В настоящее время в России обсуждается вопрос о возможности введения в «обычное» обращение монет из драгоценных металлов (золото, серебро, платина) в целях стабилизации денежной системы47.
Современные деньги выпускаются в обращение непосредственно государством, но чаще от его имени — уполномоченным им банком. В любом случае денежные знаки являются таким же символом государства, как герб или флаг.
Официальные
денежные знаки предусмотрены
Одна из причин их появления — нехватка официальных денежных знаков. Суррогаты достаточно часто вводятся предприятиями ввиду их неплатежеспособности, с одной стороны, и необходимостью рассчитываться с работниками предприятий по заработной плате, с другой стороны49.
Несмотря на то, что номинальное значение денежного суррогата обычно выражается в официальной денежной единице (валюте) соответствующего государства, государство не признает суррогаты в качестве платежного средства. Это выражается, в частности, в безусловном отказе принимать платежи в пользу государства в суррогатных формах, в запрещении различным организациям и физическим лицам осуществлять расчеты с помощью суррогатов, а в крайних случаях — в изъятии и уничтожении суррогатов50.
Так же следует отметить, что юридическое содержание понятий "деньги", "денежная система" имеет существенное значение для правовых отношений, складывающихся по поводу денег. Между тем, после утраты Законом от 25.09.1992 № 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации" юридической силы это понятие с точки зрения законодателя потеряло актуальность. Ныне действующий Федеральный Закон № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", включивший отдельные положения Закона № 3537-1 в главу VI "Организация наличного денежного обращения", определения денежной системы не содержит вовсе.51
Даже поверхностный анализ публикаций в юридической прессе последних лет, посвященных "денежной теме", дает неожиданный результат. Авторы не видят разницы между правовым содержанием понятий "деньги" и "валюта". Такая ситуация сложилась благодаря некорректному употреблению этих терминов как равнозначных в названии ст. 140 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и отсутствию в законодательстве единого определения юридического понятия денег. Так, И.А. Никулина утверждает52, что "деньги имеют двойственный правовой статус. С одной стороны, валюта РФ ...в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ является важнейшим элементом денежной системы. С другой стороны, ст. 128 ГК РФ относит деньги к объектам гражданских прав, помещая их в один ряд с прочими вещами". Таким образом, автор делает вывод о том, что вещная природа денег искажает суть основополагающего элемента финансовой системы53.
Поскольку основное назначение вещей состоит в удовлетворении конкретных потребностей людей и общества, а деньги в качестве вещей никаких потребительских свойств не имеют, то сущность денег принципиально отличается от сущности других вещей. Более того, буквальное толкование ст. 128 ГК РФ ставит под сомнение возможность существования безналичных денег. Поэтому "практическое применение положений ст. 128 ГК РФ невозможно ... и судебная практика вынуждена вырабатывать собственные подходы к проблеме".54
Поэтому основная проблема правого регулирования валюты и денег состоит не в противоречии физической сущности этих объектов их правой природе, а в отсутствии должного разграничения объектов валютного регулирования по их функциям, выполняемым в гражданском обороте55.
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования.
В
современном понимании денежная
система РФ — это урегулированная
правовыми нормами совокупность
форм и методов планомерной
Денежная система включает в себя определение наименования денежной единицы, видов государственных денежных знаков, порядок их выпуска и обеспечения.56
Денежную систему РФ отличает неустойчивость рубля, в основе которой лежит сокращение производства промышленных и продовольственных товаров, реализуемых в настоящее время по отпущенным ценам.
Опыт
последних десятилетий
Ведущую роль государства в развитии финансово-кредитной системы обеспечивает Центральный банк России. Практически он осуществляет в России ту роль, которую выполняет в США Федеральная резервная система.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся финансовое валютное регулирование и денежная эмиссия. Эти важнейшие полномочия государства в соответствии со ст. 4 Федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР» от 26 апреля 1995 г. отнесены к компетенции Банка России. П. 1,2 ст. 75 Конституции определяют, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости национальной валюты - рубля. Причем эту функцию Центральный банк РФ осуществляет независимо от других органов государственной власти. Т.е. необходимо отметить, что Конституция РФ относит Банк России к органам государственной власти58.
До 1995 г. вопросы организации денежной системы регулировались отдельным нормативным актом - Законом РФ о денежной системе Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., 26 апреля 1995 г. с введением Закона о внесении изменений и дополнений в Закон о Банке России, упомянутый нормативный акт утратил силу, и организация денежной системы возложена законодательством на Банк России59.
В
соответствии с Законом от 26 апреля
1995 г. основными направлениями
В соответствии со ст. 75 п. 1 Конституции РФ и ст. 27 Закона РФ о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются61.
Конституция Российской Федерации (далее – К РФ) относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 К РФ). Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.
Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование62.
Нормы
гражданского права регулируют вопросы
права собственности на деньги (денежные
знаки), порядок расчетов при сделках
гражданско-правового
Нормы
административного права
Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество — изготовление или сбыт поддельных денег — ст. 186 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ)).
В
УК РФ, впервые введена
Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.
Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации65.
Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства66.
Денежно-кредитное
регулирование экономики
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.
Право выбирать форму расчетов - наличную или безналичную - принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной68. Это, к примеру, выплата заработной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме69.
Информация о работе Элементы денежной системы современной РФ