История развития государственного банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Банки - огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….21. Теоретический аспект сущности банка, как экономической категории…….4
1. Исторический аспект развития понятия банка, как экономической категории…………………………………………………………………….4
2. Учреждение Государственного банка России и основные виды его деятельности……………………………………………………………...……6
2. Основные этапы развития Государственного банка России……………….13

2.1 История развития Государственного банка в советский период………..13
2.2 Центральный банк РФ: цели деятельности и его функции……………..18
3. Влияние основных направлений денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ на экономику России на современном этапе………27

Заключение……………………………………………………………………………….………………………33

Приложения………………………………………………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 61.33 Кб (Скачать)

     В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

     В конце 20-х – начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930–32 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

     В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк.

     В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

     В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

     В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег.

     Во  время Великой Отечественной  войны 1941–45 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 г.).

     В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г. чистого золота.

     В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка.

     В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.

     В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г. чистого золота.

     В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы.

     В 1965–69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

     В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

     В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР.

     В декабре 1990 г. были приняты Законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы.

     Период  с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

     Руководители  данного банка в данный период представлены в приложении 1  

    1.   Центральный банк РФ: цели деятельности и его функции

         Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

         2 декабря 1990 г. Верховным Советом  РСФСР был принят Закон о  Центральном банке РСФСР (Банке  России), согласно которому Банк  России являлся юридическим лицом,  главным банком РСФСР и был  подотчетен Верховному Совету  РСФСР. В законе были определены  функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

         В июне 1991 г. был утвержден Устав  Центрального банка РСФСР (Банка  России), подотчетного Верховному  Совету РСФСР.

         В ноябре 1991 г. в связи с образованием  Содружества Независимых Государств  и упразднением союзных структур  ВС РСФСР объявил Центральный  банк РСФСР единственным на  территории РСФСР органом государственного  денежно-кредитного и валютного  регулирования экономики республики. На него возлагались функции  Госбанка СССР по эмиссии и  определению курса рубля. ЦБ  РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное  хозяйственное ведение и управление  материально-техническую базу и  иные ресурсы Госбанка СССР, сеть  его учреждений, предприятий и  организаций.

         20 декабря 1991 г. Государственный  банк СССР был упразднен и  все его активы и пассивы,  а также имущество на территории  РСФСР были переданы Центральному  банку РСФСР (Банку России). Несколько  месяцев спустя банк стал называться  Центральным банком Российской  Федерации (Банком России).

         В течение 1991-1992 гг. под руководством  Банка России в стране на  основе коммерциализации филиалов  спецбанков была создана широкая  сеть коммерческих банков. После  упразднения Госбанка СССР была  изменена система счетов, создана  сеть расчетно-кассовых центров  (РКЦ) Центрального банка и  началась их компьютеризация.  Банк России начал осуществлять  куплю-продажу иностранной валюты  на организованном им валютном  рынке, устанавливать и публиковать  официальные котировки иностранных  валют по отношению к рублю.    С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

         Свои функции, определенные Конституцией  Российской Федерации (ст. 75) и  Законом "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо  от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов федерации и  органов местного самоуправления.

         В 1992-1995 гг. в порядке поддержания  стабильности банковской системы  Банк России создал систему  надзора и инспектирования коммерческих  банков, а также систему валютного  регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства  финансов Банк России организовал  рынок государственных ценных  бумаг (ГКО) и стал принимать  участие в функционировании.

         С 1995 г. Банк России прекратил  использование прямых кредитов  для финансирования дефицита  федерального бюджета и перестал  предоставлять целевые централизованные  кредиты отраслям экономики. 

         С целью преодоления последствий  финансового кризиса 1998 г. Банк  России проводил политику реструктуризации  банковской системы, направленную  на улучшение работы коммерческих  банков и повышение их ликвидности.  В установленных законодательством  рамках с рынка банковских  услуг были выведены несостоятельные  банки. Большое значение для  восстановления банковской деятельности  в после кризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

         В 2003 г. Банк России приступил  к реализации проекта по усовершенствованию  банковского надзора и пруденциальной  отчетности за счет внедрения  системы международных стандартов (МСФО).

         С целью противодействия использованию  банками разного рода схем  для искусственного завышения  или занижения значения обязательных  нормативов в 2004 г. Банк России  принял ряд документов в том  числе Положение "О порядке  формирования кредитными организациями  резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных  нормативах банков".

         В связи с расширением круга  кредитных организаций, предоставляющих  населению ипотечные кредиты,  Банк России в 2003 г. издал  Указание "О проведении единовременного  обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок  составления и предоставления  сведений о предоставленных кредитными  организациями ипотечных жилищных  кредитах.

         С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах"  кредитные организации, обеспечивающие  соблюдение требований по защите  интересов инвесторов, получили  законодательно закрепленную возможность  рефинансировать свои требования  по ипотечным кредитам за счет  выпуска указанных ценных бумаг.

         В 2004 г. на основании Федерального  закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных  ценных бумагах" Банк России  издал Инструкцию "Об обязательных  нормативах кредитных организаций,  осуществляющих эмиссию облигаций  с ипотечным покрытием", в которой  установил особенности расчета  и значений обязательных нормативов, величину и методику определения  дополнительных обязательных нормативов  кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

         В декабре 2003 г. был принят  Федеральный закон "О страховании  вкладов физических лиц в банках  Российской Федерации". В нем  были определены правовые, финансовые  и организационные основы функционирования  системы обязательного страхования  вкладов физических лиц в банках  Российской Федерации, а также  компетенция, порядок образования  и деятельности организации, осуществляющей  функции по обязательному страхованию  вкладов, порядок выплаты возмещения  по вкладам. 

        В настоящее время в системе  страхования вкладов участвует  подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти  100 процентов всех вкладов физических  лиц, размещенных в банковских  учреждениях Российской Федерации.

         В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005–2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

     Реформирование  банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2005–2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009–2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.»2

         Высшим органом управления Банка  является Совет директоров –  коллегиальный орган, в состав  которого входят Председатель  Банка России и 12 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе в Банке. Руководители данного банка в данный период представлены в приложении 2

Информация о работе История развития государственного банка РФ