Источники доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Также в доходах бюджетов могут быть частично централизованные доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий. Конечно, неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно делать выводы о компетентности или некомпетентности конкретных государственных управленцев.

Содержание

Введение
Источники доходов бюджета
Классификация бюджетных доходов
Понятие и сущность неналоговых доходов
Анализ поступления неналоговых доходов в бюджет РФ в 2010 г.
Источники неналоговых доходов
Неналоговые поступления в динамике за 2007-2010 гг.
Мероприятия по увеличению неналоговых поступлений в бюджет
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсавая по финансам.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

       Как правило, любое увеличение доходов  сказывается на уровне жизни населения. Ведь, именно доходы, поступающие в  бюджет государства, позволяют власти осуществлять свои основные государственные функции. 
 
 

       3 Мероприятия по увеличению неналоговых поступлений в бюджет. 

       Все неналоговые доходы носят систематический  характер и, следовательно, четко планируются  в доходной части бюджета. Некоторые  неналоговые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части федерального закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы.

       В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой  и перечислением в бюджет неналоговых  доходов».

       Менеджмент неналоговых доходов представляет собой систему управления потоками неналоговых доходов бюджетов публично-правовых образований путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия решений в области управления неналоговыми активами, пассивами и рисками.

       Для эффективного управления неналоговыми доходами российского бюджета предлагаем выделить две группы (причем это  свойство российской бюджетной системы  и классификации):

  1. условные неналоговые доходы (доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин и платежи при пользовании природными ресурсами);
  2. чистые неналоговые доходы (доходы от использования имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности за исключением таможенных пошлин).

       Основными принципами управления неналоговыми доходами являются:

       - принцип оценки результатов управления  на основе критериев социальной (затраты соотносятся с благами, получаемыми обществом) и экономической (затраты соотносятся с экономическими показателями) эффективности;

       - принцип целеполагания предполагает  наличие четко сформулированной  цели управления неналоговыми активами и пассивами государства, а также применительно к конкретным объектам;

       - принцип результативности означает  разработку научно обоснованной  дивидендной политики и других  конкретно выраженных эффектов  от управления неналоговыми активами;

       - принцип ответственности субъектов управления за устойчивость расширенного воспроизводства собственности и эффективность использования ее объектов.

       Для исследования доходов бюджета использована методология расчета показателей эффективности управления неналоговыми доходами государства с целью проведения мониторинга и повышения значимости неналоговых доходов в российском бюджете.

       Система показателей эффективности менеджмента неналоговых доходов представлена в таблице 3. 

       Таблица 3- Показатели эффективности менеджмента неналоговых

                          доходов и их оценка. 

Показатель Формула расчета        Обозначения
1 2 3
Коэффициент неналоговых доходов бюджета Кннд Кннд = ННДотч / ВВП ННДотч - неналоговые поступления в бюджет отчетного периода ВВП - валовой внутренний продукт
Коэффициент роста неналоговых доходов бюджета Кlннд Кlннд = ННДотч / ННДпред ННДотч - неналоговые поступления в бюджет отчетного периода ННДпред - неналоговые поступления в бюджет предыдущего периода
Коэффициент качества планирования неналоговых доходов бюджета Кннд(планир) Кннд(планир) = ННДфакт / ННДплан ННДфакт - фактические неналоговые поступления в бюджет ННДплан - плановые неналоговые поступления в бюджет
Структурный коэффициент неналоговых доходов Кстр Кстр = ННДч / ННДобщ ННДч - чистые неналоговые доходы бюджета ННДобщ - совокупные неналоговые доходы бюджета
Коэффициент качества планирования чистых неналоговых доходов бюджета Кl ННДч Кl ННДч = ННДч (факт) ННДч (план) ННДч (факт) - фактические поступления чистых неналоговых доходов в бюджет ННДч (план) - плановые поступления чистых неналоговых доходов в бюджет
Коэффициент чистых неналоговых доходов государства К ННДч(г) К ННДч (г) = ННДч / ВВП ННДч - чистые неналоговые  доходы бюджета
1 2 3
Коэффициент чистых неналоговых доходов бюджета К ННДч(б) К ННДч (б)= ННДч / Дб ННДч - чистые неналоговые  доходы бюджета Дб - доходы бюджета
 

       Анализ  структуры неналоговых доходов  России и разработанных показателей эффективности управления ими наглядно доказал неэффективность менеджмента неналоговых доходов в российской практике и позволил выявить потенциальные резервы увеличения данных доходов бюджета, причем в большей степени акцентируя внимание на группу чистых неналоговых доходов, т.е. непосредственно связанных с эффективной управленческой деятельностью государства.

       Разработанная модель управления доходами от государственных  активов строится на основе их разделения на две группы:

       1) невозобновляемые доходы (единовременные  поступления от продажи государственного  и муниципального имущества, от приватизации);

       2) возобновляемые доходы (регулярные  поступления в виде дивидендов, отчислений от прибыли, арендные платежи и т.п.).

       Обоснована  возможность удвоения величины чистых неналоговых доходов до уровня 5% ВВП и 10% совокупных доходов бюджета  за счет задействования потенциальных резервов роста доходов от государственных активов:

  • инвентаризация объектов государственной собственности с формированием системы кадастров, особенно в отношении оценки объектов собственности за рубежом с одновременным законодательным установлением ограничений размеров возможного участия иностранных инвесторов в уставных капиталах предприятий сырьевых и оборонных отраслей экономики; совершенствование процедур приватизации, включая повышение подконтрольности, прозрачности, реалистичности планов;
  • законодательное установление процедур национализации и муниципализации с введением специального налога;
  • соблюдение разработанных принципов определения размера арендной платы на основе реальной оценочной стоимости имущества; развитие механизма концессий;
  • повышение качества планирования и контроля за уплатой части прибыли унитарных предприятий в бюджет;
  • внедрение методики прогноза дивидендных поступлений; развитие института доверительного управления.

       В целях уменьшения неблагоприятных  последствий отсутствия четких критериев деления фискальных сборов и неналоговых доходов необходимо принять следующие меры: квалифицировать платежи, зачисляемые в бюджет, как налоговые или как гражданско-правовые; полностью отказаться от гражданско-правового режима взимания компенсаторных платежей, так как нельзя признать допустимым регулирование, при котором однородные по своей сути платежи поступают в бюджет в одном случае как сборы, в другом - как неналоговые платежи.

       В рамках гражданских правоотношений платежи должны взиматься только за услуги гражданско-правового характера, а не за совершение государством в отношении плательщика юридически значимых действий или выполнение иных административных функций.

       Законодательное закрепление всех возможных сборов с дифференцированными от множества обстоятельств ставками является крайне сложным, поэтому необходима правовая позиция Конституционного Суда РФ о допустимости делегирования законодателем органам исполнительной власти права установления ставок сборов и других отдельных элементов.

       В случае установления обязательных платежей, не являющихся ни налогами, ни сборами, уровень гарантий прав плательщиков таких платежей должен быть не ниже уровня гарантий прав плательщиков налогов  и сборов.

       Платежи за гражданско-правовые услуги должны поступать в бюджет в соответствии с гражданско-правовыми принципами равенства участников, свободы договора. Если государственными органами вводятся обязательные платежи гражданско-правового характера, должно применяться правило ст. 421 ГК РФ о том, что случаи обязательного заключения договора могут предусматриваться федеральным законом.

       Законодательство  субъектов Российской Федерации  относительно неналоговых доходов  неоднородно: в законах ряда субъектов  Российской Федерации неналоговые  доходы урегулированы достаточно подробно, в законах других субъектов Российской Федерации содержатся отсылочные нормы к федеральному бюджетному законодательству. Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации во многом является несовершенным: в субъектах Российской Федерации, где реализованы законотворческие права регионов, нередки противоречия с БК РФ, а также между различными статьями одного и того же законодательного акта. Наиболее подробно неналоговые доходы урегулированы в законах субъектов Российской Федерации о бюджете на соответствующий год.

       Круг  администраторов неналоговых доходов  достаточно широк. Система администрирования  неналоговых доходов продолжает требовать совершенствования, поскольку  одни и те же неналоговые доходы закреплены за рядом администраторов, а также существует обширная группа неналоговых доходов, закрепленных за всеми администраторами доходов бюджета, что, на наш взгляд, является неоправданным и способно привести к нечеткому разграничению полномочий между ведомствами и снижению качества администрирования неналоговых доходов.

       Как уже отмечалось, есть проблемы не только с правовой природой платежей, в  совокупности образующих неналоговые  доходы, но и с порядком их администрирования, распределением полномочий между федеральными органами по организации взимания и осуществления контроля. Проблемы, названные нами, усугубляются и самим законодателем. Так, в Федеральном законе от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" администратором регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации, предусмотренных Законом РФ "О недрах", определена Федеральная налоговая служба. В то же время минимальные и максимальные ставки этого платежа установлены в Законе РФ "О недрах", а конкретные ставки в соответствии с данным Законом устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами (т.е. Федеральным агентством по недропользованию).

       Совокупность  проблем по обеспечению всех администраторов  поступлений в бюджетную систему  Российской Федерации оперативной  и достоверной информацией требует  решения ряда задач: перечень государственных органов, на которых возложены функции администрирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, должен быть оптимальным и стабильным; необходимо закрепить в законодательном акте четкую ведомственную принадлежность доходов определенным администраторам, что устранит неоднозначность трактовки всеми участниками бюджетного процесса своих прав, обязанностей и ответственности.

       В законах о бюджете на соответствующий  год дается неполный перечень возможных  доходов государственного бюджета, перечисляются только доходы, актуальные и планируемые в соответствующем году. Более широкий перечень неналоговых доходов содержится в Федеральном законе "О бюджетной классификации Российской Федерации". В этом Законе также отсутствует деление государственных доходов на налоговые и неналоговые, что свидетельствует о возврате бюджетной классификации доходов к традициям бюджетных законов Российской империи, в которых в отличие от советского периода отсутствовало четкое разграничение налогов и неналоговых доходов.

       Величина поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет и их конкретные виды устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Большинство неналоговых доходов регламентируются гражданским законодательством. Нормы о неналоговых доходах содержатся в обширном комплексе нормативно-правовых актов различной юридической силы вследствие разнообразия самих неналоговых доходов.

Информация о работе Источники доходов бюджета