Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 23:58, контрольная работа
Еще в незапамятные времена, когда "труд" только-только "приступил" к "превращению обезьяны в человека", понятие "человечество" еще и не возникло, но Всевышний уже понял, что начатое дело придется доводить до конца,- уже тогда в воздухе витал "дух законодательства".
В то время "действующим законодательством" был инстинкт.
Введение
1. Общее законодательство.
Иерархия общего и специального законодательства.
Разграничение сфер деятельности.
2. Банковское законодательство.
Специальное законодательство.
Смешанное законодательство.
Налоговое законодательство.
Отчетное законодательство.
3. Банковские операции.
Основные операции.
Производные операции.
4. Общая деятельность.
Создание, развитие, реорганизация, ликвидация.
Операционная работа в банке.
Банковская тайна. Конфликтные отношения.
Ответственность банка.
Заключение
Список использованной литературы
Лишь порядок уплаты налога на прибыль банками существенно отличается от подобных действий обыкновенных "небанковских" предприятий.
Дело в том, что банковские операции настолько специфичны, что определять их себестоимость только лишь на основании документов, регламентирующих деятельность предприятий, невозможно. Попробуйте, например, подогнать под какую-либо статью Постановления Правительства РФ N552 от 05.08.92г. операцию выставления аккредитива стенд-бай.
Несколько лет назад банки платили налог не с прибыли, а с дохода (по крайней мере, закон назывался "О налогообложении доходов банков"). Но с изданием Указа Президента РФ N2270 от 22.12.93г. банки должны были начать платить налог с прибыли аналогично предприятиям (торговым, производственным и т.п.). Высчитывать себестоимость в таких условиях стало проблематично.
В
связи с этим Правительство РФ
издало аналогичное постановление,
касающееся непосредственно банков
и других кредитных учреждений (N490
от 16.05.94г.). Этот документ, а также
разъясняющие и комментирующие его инструкции
и письма соответствующих ведомств исчерпывающе
(насколько это возможно) описывают возможный
состав себестоимости главного банковского
продукта - денег.
Отчетное
законодательство
Перейдем к последней группе законодательных актов, регламентирующих банковскую деятельность.
Эта группа состоит из документов, регламентирующих сроки, порядок и формы отчетности кредитных учреждений перед Центральным Банком РФ, иными государственными органами и заинтересованными лицами.
В силу специфичности банковской деятельности, отчетность о ней существенно отличается от отчетности обыкновенных предприятий. Банки дают о себе информации больше, чаще и шире, нежели любое другое коммерческое предприятие. Одних только инструкций и приказов ЦБ РФ об отчетности коммерческих банков более сотни, а общее количество документов приближается к тремстам.
Эффективность действия и уровень доступности понимания материала многих нормативных документов обратно пропорциональны объему текста самого документа и количеству разъяснений, дополнений и исправлений его.
Приятным
исключением из этого правила (и,
вероятно, первой ласточкой) явилась
кардинально обновленная по внешнему
виду, структуре контрольной
Коммерческие банки контролируются и вглубь и вширь. Ведется постоянная оценка их уставного и резервного фондов, резервов на покрытие кредитных и фондовых рисков, проверяются и перепроверяются кассовые обороты, купля-продажа валюты и торговля ценными бумагами. Стада инспекторов и ревизоров разного уровня не вылезают из обменных пунктов, а толпы экспертов Департамента банковского надзора ЦБ РФ вновь и вновь ворошат старые архивы, вероятно, в поисках чего-нибудь неопубликованного из Шекспира. Я уже не упоминаю разжевывание баланса и отчета о прибылях и убытках до состояния процеженного молока.
А, в скором времени, должны будут ввести институт Заместителей Председателей Правления (Вице-президентов) банка, занимающихся только внутренним аудитом с обязанностями доклада в Центральный банк РФ обо всех "подозрительных" операциях банка. Попросту - "стукачей".
Сравнительный анализ состояния контроля банковской деятельности у нас, в России, и в иных государствах не приводит ни к чему хорошему. У них еще хуже, еще строже, еще труднее.
Лучше только то, что вся зарубежная отчетность давно устоялась и не меняется в темпе: один день - один документ.
Раньше на "Западе" было все "гнилое" (или "загнивающее") - строй, деньги, экономика и т.п. Поэтому что-либо оттуда перенимать было стыдно, неумно и противозаконно. Можно было даже сесть.
Теперь взгляд на "ту систему" кардинально изменился, и никто не стесняется учиться у наших бывших политико-экономических противников. А для успешного выхода на западные рынки наших предприятий, и, в частности, банков необходимо дать зарубежным инвесторам полную информацию о себе. Причем, в той форме, которую они привыкли анализировать.
Вероятно, с этой целью, в 1993 году Центральный банк РФ, в дополнение к подаваемому в общепринятом порядке комплекту отчетности, добавил ежеквартальную, так называемую "Общую финансовую отчетность", описанную Временной инструкцией.
По общему замыслу "родителей" сего документа, он, по своему строению и системе подачи информации, должен был способствовать привыканию всех заинтересованных лиц: банкиров, учредителей банков, клиенты и прочих, к новому построению выходных данных о состоянии коммерческого банка. Все желающие могли, позвонив в определенный отдел ЦБ РФ, высказать свое мнение о новшестве.
С тех пор прошло скоро четыре года. О звонках ничего не знаю. Название инструкции все то же - в России нет ничего постоянней, чем временное. А вот периодичность подачи отчетности изменилась, слившись с месячными балансами и расшифровками.
Вот
только сроков отмены старой отчетности
не видно. Знамо нашим мудрецам новая отчетность
не сподручна.
3. Банковские операции.
Основные
операции
Все
возможные банковские операции делятся,
в конечном итоге, на основные и на
производные. Под основными принято
понимать три вида операций, без которых,
собственно говоря, банк уже и не банк.
Это:
- прием депозитов,
- выдача кредитов,
- расчеты и платежи.
На этих же операциях
Естественно, что есть перечень основополагающих законодательных и подзаконных актов, которые касаются всех без исключения банковских операций. Вот они:
- Гражданский Кодекс;
- Закон РФ "О Центральном Банке РФ (Банке России)";
- Закон РФ "О банках и банковской деятельности";
- Инструкция N1 от 30.01.96г. ЦБ РФ.
Гражданский Кодекс, в силу своего всеобъемлющего правового охвата, имеет отношение к определенным операциям соответствующими главами, на что далее будет производится отдельная ссылка.
Перечень документов, предписывающих проведение депозитных операций не так уж и велик. Вероятно, это является следствием того, что разнообразие собственно депозитных операций ограничивается сроками, процентными ставками и условиями изъятия (пополнения) срочного вклада. Остальные условия по вкладным операциям либо усложняют их до состояния производных, либо укладываются в нижеперечисленные документы, описывающие правила работы с вкладами субъектов экономических отношений:
- Гражданский Кодекс - глава 44;
- письмо Госбанка СССР N338 от 22.01.91г.
Можно привести еще ряд документов, например, письмо заместителя Председателя ЦБ РФ Хандруева А.А. N03-15-3-2/506 от 18.07.96г. "О сроках привлечения средств во вклады, депозиты физических и юридических лиц", но текст, заключенный в них, немногим больше самих наименований, а по сему это излишне.
Гораздо более обширно банковское законодательство затрагивает активные операции. Из более чем полутора тысяч документов, касающихся банковской деятельности в целом, на настоящий момент к кредитованию относятся около двухсот.
Вот некоторые из них: Гражданский Кодекс - глава 42 (в основном параграфы 1 и 2), инструкция Госбанка СССР N27 от 26.11.84г. "По кассовому исполнению государственного бюджета СССР", письмо N130А от 20.12.94г. "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам", многочисленные письма и телеграммы по отношениям, возникающим между Центробанком, коммерческими банками, сельхоз-, агро- и прочими производителями, районами Крайнего Севера, фермерами, малыми предприятиями и т.п. Кроме того, ЦБ РФ периодически выпускал телеграммы по изменению процентной ставки рефинансирования, кредитных отношений с коммерческими банками и прочая, прочая, прочая.
Расчетные операции сами по себе настолько просты, что только желание банков воспользоваться дремучестью клиентов, подержать их деньги у себя на счету и "покрутить" их, делает из платежей такую сложную и запутанную систему, что ни одному инфоброкеру Интернета не найти ни одной операции.
На
самом деле, долгое время все расчетные
(и производно-расчетные) операции регламентировались
одним-единственным основным документом
- "Правилами безналичных
Производные
операции
Слегка пробежавшись по основным операциям, проанализируем правовые основы производных банковских операций.
Конечно, все многообразие различных возможных видов сделок мы описать не сможем. Но, затронуть хотя бы те, которые в настоящее время приобрели в общем обороте операций российских банков больший удельный вес, нам удастся.
Согласно вышесказанному, а также учитывая мнение ряда авторитетных экономико-аналитических изданий, с большой долей вероятности можно заявить, что в текущих операциях банков превалируют следующие производные операции:
-
покупка-продажа валюты и
- факторинг;
- услуги хранения ценностей;
- аккредитивные операции;
- гарантийные операции;
- эмиссия и обслуживание пластиковых карт;
- консультационные услуги (VIP-услуги);
- доверительные операции;
- покупка-продажа ценных бумаг (и их производных);
- лизинг.
В
данной части мы разберем первые шесть
операций, благо остальные четыре
относятся к общей
Операции с валютой сами по себе не являются прерогативой кредитных учреждений. Как уже упоминалось выше (см. статью 1 - специальное законодательство) валютное законодательство является специальным, т.е. представляет собой отдельную гроздь законодательных и нормативных актов.
Основным здесь является Закон РФ от 09.10.92г. "О валютном регулировании и валютном контроле". Этот Закон знаменателен тем, что текст его никогда не изменялся. Хотя в его развитие и выпускались инструкции, письма, разъяснения - сам Закон и по сей день остается самым прочным строением законодательной поры того времени. Документами, являющимися следствием упомянутого Закона являются:
-
инструкция ЦБ РФ N7 от 29.06.92 "О
порядке обязательной продажи..