Инструменты денежно-кредитной политики НБУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

Банки являются одним из центральных звеньев системы рыночных структур. На протяжении продолжительного времени они были государственными и выступали одним из основных звеньев административно-командной системы управления. В условиях рыночной экономики банки имеют чрезвычайно широкие возможности, чтобы влиять на экономические процессы как положительно, так и отрицательно, что предопределяет необходимость регламентации их деятельности.

Содержание

Введение 3
Национальный банк Украины 4
Особенности проведения денежно-кредитной политики НБУ
и ее инструменты 6
Вывод 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат2.docx

— 603.62 Кб (Скачать)

     В течение января - апреля сумма средств  обязательных резервов на отдельном  счете в Национальном банке Украины  колебались от 5.6 млрд. грн. до 5.8 млрд. грн., в течение мая - декабря - от 7.1 млрд. грн. до 9.0 млрд. грн. 

Рисунок 1 – Динамика изменения размера  дифференцированных норм обязательных резервных требований для банков Украины 2001-2010гг. 

     Для дальнейшего развития фондового  рынка и стимулированию приобретения банками государственных облигаций  Украины, начиная с октября 2009 года, банкам было разрешено зачислять  для покрытия обязательных резервов часть приобретенных целевых  облигаций внутренних государственных  займов Украины, выпущенных с целью  привлечения средств для финансирования мероприятий, связанных с подготовкой  и проведением чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине. По состоянию на 01.01.2010 г. такой размер составлял до 20% от суммы обязательных резервов, которые формировались на корреспондентском счете банка в Национальном банке Украины, а с 01.05.2010 г. - 100% их номинальной стоимости, что связано с установлением порядка формирования банками обязательных резервов на отдельном счете в Национальном банке Украины.

     На  протяжении 2010 года Национальный банк Украины на остатки средств обязательных резервов, перечисленных банками  на отдельный счет в Национальном банке Украины, насчитывал и выплачивал проценты в размере 30% учетной ставки Национального банка Украины  при условии соблюдения банком порядка  формирования и хранения обязательных резервов .

     В течение 2010 года объем формирования обязательных резервов согласно установленным  нормативам увеличился с 12.2 млрд. грн. в январе 2010 года до 12.4 млрд. грн. в декабре 2010 года.

     Процентная  политика

     Процентная  политика Национального банка в  течение 2010 года проводилась адекватно  ситуации на денежно-кредитном рынке  и была направлена ​​на восстановление процессов кредитования.

     В течение 2010 года средневзвешенная процентная ставка по всем инструментам рефинансирования существенно снизилась с 13.15% годовых в январе до 10.42% годовых в декабре, то есть на 2.73 процентного пункта, в том числе по:

     - Кредитам овернайт - на 7,75 процентного  пункта (с 17,0% годовых в январе до 9,25% годовых в декабре);

     - кредитам рефинансирования, предоставленным  путем проведения тендера - на 6.03 процентного пункта (с 16.48% годовых в феврале до 10.45% годовых в декабре);

     - По операциям прямого репо (расчетно) - на 0.25 процентного пункта (с 9.50% годовых в августе до 9.25% годовых в октябре);

     - По стабилизационным и другим  краткосрочным кредитам, которые  предоставлялись банкам под программы  финансового оздоровления, - на 4.89 процентного  пункта (с 13.14% годовых в январе до 8.25% годовых в сентябре);

     - По долгосрочным кредитам - на 0.5 процентного пункта (с 11.0% годовых в феврале до 10.5% годовых в июле).

     В целом за год средневзвешенная процентная ставка по всем инструментам рефинансирования была положительной относительно инфляции и составила 11.62% годовых (за 2009 год - 16.7% годовых).

     Рефинансирование  банков

     На  протяжении 2010 года Национальный банк Украины обеспечивал поддержание  ликвидности банков путем предоставления банкам кредитов овернайт через постоянно  действующую линию рефинансирования, кредитов рефинансирования сроком до 14 и 90 дней, стабилизационных кредитов, операций прямого репо, а также других краткосрочных и долгосрочных кредитов.

     Общий объем операций по рефинансированию банков в 2010 году составил 5.2 млрд. грн. Возвращено за этот период кредитов на общую сумму 18.5 млрд. грн.

     С целью уменьшения негативного влияния  финансово-экономического кризиса  на деятельность банков Украины, обеспечения  их стабильной работы и стимулирования кредитования экономики Украины  было принято Положение "О рефинансировании и предоставлении Национальным банком Украины кредитов банкам с целью  стимулирования кредитования экономики  Украины на период ее выхода на докризисные  параметры" (вступило в силу с 21.02.2010 г.), Положение "О предоставлении Национальным банком Украины стабилизационных кредитов банкам Украины" (вступило в силу с 13.07.2010 г.) и Технический порядок проведения операций по предоставлению Национальным банком Украины стабилизационных кредитов банкам Украины (вступил в силу с 30.09.2010 г.), согласно которым:

     - Определен порядок предоставления  Национальным банком Украины  банкам Украины стабилизационного  и стимулирующего кредита и  процедуру изменения условий  кредитного договора с Национальным  банком Украины;

     - Определялся порядок и условия предоставления Национальным банком Украины стабилизационного кредита и процедура изменения условий кредитного договора, заключенного с Национальным банком Украины (в связи с принятием указанных нормативных-правових документов предыдущее положение утратило силу).

     Депозитные  операции

     С целью обеспечения равновесия на денежно-кредитном рынке и предупреждения формирования монетарных рисков стабильности денежной единицы Украины, Национальный банк Украины в течение 2010 года активно  проводил операции по изъятию избыточной ликвидности банков путем эмиссии  депозитных сертификатов Национального  банка Украины и проведения операций обратного репо с государственными облигациями Украины. Общий объем проведения депозитных операций в 2010 году составил 248.1 млрд. грн. (В 2009 году - 96.7 млрд. грн.).

     На  протяжении 2010 года было объявлено 575 тендеров, по результатам которых было размещено  депозитных сертификатов номинальной  стоимостью 1 000 тыс. грн. на общую сумму 246.1 млрд. грн. (В 2009 году - 96.7 млрд. грн.). Уровень процентных ставок по средствам, привлеченным путем эмиссии депозитных сертификатов, устанавливался в зависимости  от общей ситуации на денежно-кредитном  рынке и срока привлечения  средств, а также с учетом размера  процентных ставок по кредитам и депозитам  на межбанковском рынке кредитных  ресурсов. Средневзвешенная процентная ставка по выпущенным в обращение  депозитным сертификатам в 2010 году составила 3.2% годовых (в 2009 году - 6.6% годовых).

     Общий объем привлечения средств банков путем проведения операций обратного  репо с государственными облигациями Украины составил 2.0 млрд. грн., А средневзвешенная процентная ставка (расчетно) была на уровне 2.1% годовых. С целью регулирования ликвидности банков в 2010 году были досрочно погашены депозитные сертификаты на сумму 503,0 млн грн. [3] 

ВЫВОД

     Подводя итоги рассмотренной темы, можно  сделать следующие выводы.

  1. Под денежно-кредитной политикой государства понимается комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение определенных целей мер по регулированию денежного рынка, которые применяет государство через свой центральный банк.
  2. Выделяется две основных формы регулирования банковской деятельности - административное и индикативное регулирования.

     В основу административного регулирования  положены использование средств влияния преимущественно организационно-правового характера.

     В отличие от административного, индикативное регулирование предусматривает использование комплекса индикаторов финансовой сферы, которые дают возможность Национальному банку Украины с помощью инструментов денежно-кредитной политики осуществлять регулирование денежного обращения и кредитование экономики с целью обеспечения стабильности денежной единицы Украины как монетарной предпосылки для экономического роста и поддержания высокого уровня занятости населения.

     Состав  индикативного регулирования можно  сгруппировать по двум признакам. К первой группе необходимо отнести методы влияния, связанные с определением количественных параметров банковской деятельности, в частности: определение норм обязательных резервов для банков; установление норм отчислений в резервы на покрытие рисков от активных банковских операций. Вторая группа включает формы регулирования, предусматривающие использование средств влияния косвенного характера. К ним можно отнести: определение процентной политики; рефинансирование банков; корреспондентские отношения; управление золотовалютными резервами, включая валютные интервенции; операции с ценными бумагами на открытом рынке; импорт и экспорт капитала. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  
  1. Дорохова  О.Г., Сенюшкина М.А. Особенности кредитно-денежной политики национального банка Украины на современном этапе.  Национальная библиотека Украины им. В.И.Вернадского. [Электронный ресурс]. Режим доступа к статье:

http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/knp/155/knp155_38-41.pdf

  1. Дыба О.М., Левицкая В.М. Норма обязательных резервов как один из монетарных инструментов управления денежно-кредитного рынка. Вісник КЕФ КНЕУ імені В. Гетьмана. 2011. №1, с.75-88.
  2. НБУ. Годовой отчет. 2010г,с.35-39.
  3. Пономаренко А.А. Особенности кредитно-денежной политики Украины на современном этапе. Национальная библиотека Украины им. В.И.Вернадского. [Электронный ресурс]. Режим доступа к статье:

http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Vchu/N151/N151p149-156.pdf

  1. Закон Украины «О национальном банке Украины» Голос Украины от 20.05.1999г.
  2. Официальный сайт Национального банка Украины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bank.gov.ua

Информация о работе Инструменты денежно-кредитной политики НБУ