Инструменты денежно-кредитной политики НБУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

Банки являются одним из центральных звеньев системы рыночных структур. На протяжении продолжительного времени они были государственными и выступали одним из основных звеньев административно-командной системы управления. В условиях рыночной экономики банки имеют чрезвычайно широкие возможности, чтобы влиять на экономические процессы как положительно, так и отрицательно, что предопределяет необходимость регламентации их деятельности.

Содержание

Введение 3
Национальный банк Украины 4
Особенности проведения денежно-кредитной политики НБУ
и ее инструменты 6
Вывод 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат2.docx

— 603.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ  И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ 

Работа  защищена

с оценкой  «___________»

Преподаватель,

_______________ А.М.Легенькая

             (подпись)

_______________

          (дата защиты) 

     РЕФЕРАТ

     по  дисциплине «Деньги и кредит»

     Инструменты денежно-кредитной политики НБУ 
 
 

Студентки 4 курса

Спец.6.030502

Группы А д/о

Павелко Юлии Павловны

___________________

     (подпись  студента)

___________________

     (дата  сдачи)

Работа допущена к защите с рекомендуемой оценкой

Преподаватель,

_________________А.М.Легенькая

     (подпись)

____________________________

     (дата  допуска) 
 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

Национальный  банк Украины 4 

Особенности проведения денежно-кредитной политики НБУ

и ее инструменты 6

Вывод 14

Список  литературы 15 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Банки являются одним из центральных звеньев  системы рыночных структур. На протяжении продолжительного времени они были государственными и выступали одним из основных звеньев административно-командной системы управления. В условиях рыночной экономики банки имеют чрезвычайно широкие возможности, чтобы влиять на экономические процессы как положительно, так и отрицательно, что предопределяет необходимость регламентации их деятельности.

     Обеспечение стабильности банковской системы осуществляется путем регулирования банковской деятельности и надзора за деятельностью банков. Для этого государству необходимы разработка и внедрение законов, регламентирующих деятельность банков, как центрального, так и коммерческих и государственных, а также положений, регламентирующих рамки поведения банков и оказывающих содействие надежному и эффективному функционированию банковской системы.

     Лишь  на законодательном уровне Национальный банк Украины может путем обязательного  резервирования определенной части ресурсов банков проводить работу по обеспечению стабильности денежного обращения и национальной валюты, снижать угрозу дестабилизации деятельности банков и угрозу изъятия вкладчиками средств из банков одновременно, предотвращать риск невозвращения кредитов и потерю доверия вкладчиков.

     Учитывая  такую важную роль банковской системы  в экономике страны и высокий  уровень зависимости экономической и общей безопасности государства в целом от состояния банковской системы, можно утверждать, что организация государственного регулирования и инструменты денежно кредитной политики НБУ становится чрезвычайно важной в данной сфере. Поэтому тема, связанная с инструментами денежно- кредитной политики НБУ, развитием банковской системы в целом является достаточно актуальной и важной в настоящее время.[1] 

     НАЦИОНАЛЬНЫЙ  БАНК УКРАИНЫ 

     Национальный  банк Украины со статусом центрального эмиссионного банка государства  был создан в 1991 г. на базе Украинской республиканской конторы Госбанка СССР, которая была объявлена собственностью Украины.

     На  современном этапе правовой статус Национального банка Украины  определяется на двух уровнях: конституционном  и специальном законодательном.

     Согласно  Конституции Национальный банк Украины - это центральный банк государства, основной функцией которого является обеспечение стабильности денежной единицы. Конституция Украины, определяя особый статус НБУ, установила полномочия Верховной Рады Украины и Президента Украины относительно формирования Совета Национального банка, назначения на должность и освобождение от должности председателя Национального банка.

     На  законодательном уровне правовое положение  НБУ регулируется специальным законом  «О Национальном банке Украины», который был принят Верховной Радой Украины 20 мая 1999 г. Стремительное развитие банковской системы обусловило необходимость принятия отдельного закона о центральном банке страны, который бы повышал его ответственность за обеспечение стабильности денежной единицы, четко определял его статус и место в системе органов государственной власти. .[2]

     В соответствии с законом Национальный банк - это центральный банк Украины, специальный центральный орган государственного управления, функции, операции, полномочия и принципы функционирования которого определены в Законе. Четкое определение правового статуса Национального банка чрезвычайно важно как для нормативно-правового регулирования деятельности самого банка, так и для его взаимоотношений с коммерческими банками и органами государственной власти.

     Деятельность  Национального банка имеет особый характер. С одной стороны. Национальный банк - это орган государства, на который возложено выполнение специфических  заданий и функций, и который  ведает правовым регулированием определенных общественных отношений и осуществляет надзор за банками. С другой стороны, Национальный банк - юридическое лицо. Он осуществляет деятельность, результатом которой является получение доходов, покрывающих расходы банка. Функции Национального банка относительно обеспечения стабильности денежной единицы Украины и эмиссии денег имеют особую правовую природу. Они, безусловно, принадлежат к функциям государственной власти и системе государственного управления, поскольку Национальный банк, выполняя эти функции, выступает от имени государства. Следовательно, можно сделать вывод, что Национальный банк - это орган государственной власти и что он имеет особый статус в системе этих органов. [4]

     Кроме основной своей функции, НБУ выполняет много других функций, таких как: проведение денежно-кредитной политики; эмиссия национальной валюты Украины и организация ее обращения; выступает кредитором последней инстанции для банков; установление для банков правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, защиты информации, средств и имущества; осуществление банковского регулирования и надзора; представление интересов Украины в центральных банках других государств, международных банках и иных кредитных учреждениях, где сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков; и многие другие.[5]

 

     оСОБЕННОСТИ проведения ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НБУ и ее инструменты 

     Согласно  Закону Украины "О Национальном банке  Украины", денежно-кредитная политика направлена на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение  стабильности денежной единицы Украины, обеспечение занятости населения  и выравнивание платежного баланса. Эффективность монетарной политики зависит от правильной постановки задач, что, в свою очередь, будет определять набор инструментов ее достижения. Правильное определение направлений использования финансовых инструментов, способных привести к положительным результатам как на кратко-, так и на долгосрочную перспективу является сложной задачей.[5] В свою очередь, характер воздействия финансово-кредитных инструментов на развитие хозяйственной системы определяется их функциональным назначением и степенью реализации на практике. Все инструменты характеризуются с помощью следующих критериев:

  • традиционные или нетрадиционные, административные или рыночные;
  • общего действия или селективной направленности;
  • прямого или косвенного воздействия, краткосрочные или долгосрочные.

     НБУ может влиять на предложение денег изменением резервных требований (политика минимальных резервов), ставки рефинансирования (дисконтная (учетная) и залоговая политика), а также проведением операций на открытом рынке, осуществлением валютной и депозитной политики. Данные меры относятся к традиционным. В качестве основных рычагов процентной политики центрального банка используется размер базовой ставки рефинансирования и ставки по операциям банка на финансовом рынке. Регулируя стоимость денег через процентную ставку, центральный банк может влиять на важнейшие макроэкономические переменные: уровень сбережений и инвестиций в экономике, инфляцию, спрос на финансовые активы, движение капиталов и др. [6]

     Особенности проведения денежно-кредитной политики НБУ на примере 2010 г.

     Реализация  денежно-кредитной политики в 2010 году проходила в условиях послекризисного восстановления экономики. Основными ее задачами в этот период были:

  • стабилизация функционирования валютного рынка;
  • снижение инфляционного давления;
  • усиление кредитной поддержки банками процессов восстановления экономического роста.

     Одновременно  на экономическое развитие в отчетном году значительное влияние оказали  общемировые тенденции, связанные  с последствиями финансового  кризиса При этом вместе с выполнением своей основной конституционной функции - обеспечению стабильности национальной денежной единицы - Национальный банк Украины предпринимал меры для скорейшего выхода Украины из кризиса и обеспечения устойчивости финансовой системы государства. В частности в этот период:

  1. Обеспечено дальнейшее замедление потребительской инфляции - индекс потребительских цен в 2010 году снизился до 109.1 по сравнению с 112.3% в 2009 году;
  2. Обеспечена внешняя стабильность денежной единицы Украины - стабилизировано работу валютного рынка;
  3. Стабилизирована работа банковской системы;
  4. Созданы условия для возобновления банками кредитования реального сектора экономики.

     В зависимости от общеэкономической  ситуации и состояния денежно-кредитного рынка качественные и количественные характеристики операций Национального  банка Украины по регулированию  уровня ликвидности оперативно и  гибко менялись. Закрепление положительных  тенденций по снижению инфляционного  давления и устойчивому доминированию  предложения над спросом на валютном рынке побудили Национальный банк Украины проводить с середины второго квартала более мягкую денежно-кредитную политику, которая заключалась прежде всего в уменьшении объемов мобилизационных операций и снижении процентных ставок Национального банка. В этот период среднедневное значение свободной ликвидности банковской системы в основном росло (с 12,4 млрд. грн. в январе до 30,7 млрд. грн. в июле).

     Ускорение ценовой динамики в августе-сентябре 2010 года, вызванное повышением административно  регулируемых цен и тарифов и  диспропорциями на отдельных товарных рынках, а также изменение ситуации на валютном рынке, заставило Национальный банк Украины проводить сдержанную денежно-кредитную политику. Начиная с августа, среднедневной уровень свободной ликвидности имел тенденцию к снижению. В декабре 2010 года он составлял 18.4 млрд. грн.

     Наряду  с регулированием количественных показателей  объема денежного предложения влияние  на монетарные и финансовые процессы происходило за счет проведения соответствующей  процентной политики, которая по мере снижения инфляционного давления направлялась на создание стимулов повышения кредитной  активности.

     Мероприятия, которые проводились Национальным банком Украины, способствовали сохранению стабильности национальной валюты, закреплению  тенденции к увеличению депозитов как населения, так и юридических лиц, что свидетельствовало о восстановлении доверия к банковской системе Украины, а также обеспечивали общее равновесие на денежно-кредитном рынке.

     Обязательные  резервы

     В течение 2010 года обязательные резервы  использовались Национальным банком Украины  как один из монетарных инструментов для эффективного управления денежно-кредитным  рынком и регулирование объемов  денежной массы в обращении. На протяжении 2010 года нормативы формирования банками  обязательных резервов оставались неизменными. По состоянию на 01.01.2011 г. нормативы  формирования банками обязательных резервов составляли:

     - По срочным средствам юридических  и физических лиц в иностранной  валюте - 4.0%;

     - По средствам юридических и  физических лиц в иностранной  валюте по требованию - 7.0%;

     - По средствам, которые привлечены  банками от банков-нерезидентов  и финансовых организаций-нерезидентов - 2.0%.

     Нормативы формирования обязательных резервов по срочным средствам и средствами по требованию юридических и физических лиц в национальной валюте остались на нулевом уровне.

     Начиная еще с 2009г. НБУ был введен обязательный порядок сохранения банками части средств обязательных резервов на отдельном счете в НБУ, которая составляла 50% от суммы обязательных резервов, сформированных за предыдущий отчетный период резервирования. Кроме того, по состоянию на 01.01.2010 г. уровень обязательного резервирования средств, ежедневно на начало операционного дня сохранялся на корреспондентском счете банка в Национальном банке Украины, должен быть не менее 90% от суммы обязательных резервов, сформированных за предыдущий отчетный период резервирования и хранились на корреспондентском счете банка в Национальном банке Украины. С 01.05.2010 г. Национальный банк Украины обязал банки формировать на отдельном счете в Национальном банке обязательные резервы в размере 100% от суммы обязательных резервов, сформированных за предыдущий отчетный период резервирования.

Информация о работе Инструменты денежно-кредитной политики НБУ