Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:12, реферат
Банки являются одним из центральных звеньев системы рыночных структур. На протяжении продолжительного времени они были государственными и выступали одним из основных звеньев административно-командной системы управления. В условиях рыночной экономики банки имеют чрезвычайно широкие возможности, чтобы влиять на экономические процессы как положительно, так и отрицательно, что предопределяет необходимость регламентации их деятельности.
Введение 3
Национальный банк Украины 4
Особенности проведения денежно-кредитной политики НБУ
и ее инструменты 6
Вывод 14
Список литературы 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ
Работа защищена
с оценкой «___________»
Преподаватель,
_______________ А.М.Легенькая
(подпись)
_______________
(дата защиты)
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Деньги и кредит»
Инструменты
денежно-кредитной политики НБУ
Студентки 4 курса
Спец.6.030502
Группы А д/о
Павелко Юлии Павловны
___________________
(подпись студента)
___________________
(дата сдачи)
Работа допущена к защите с рекомендуемой оценкой
Преподаватель,
_________________А.М.Легенькая
(подпись)
____________________________
(дата
допуска)
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Национальный банк Украины 4
Особенности проведения денежно-кредитной политики НБУ
и ее инструменты 6
Вывод 14
Список
литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Банки являются одним из центральных звеньев системы рыночных структур. На протяжении продолжительного времени они были государственными и выступали одним из основных звеньев административно-командной системы управления. В условиях рыночной экономики банки имеют чрезвычайно широкие возможности, чтобы влиять на экономические процессы как положительно, так и отрицательно, что предопределяет необходимость регламентации их деятельности.
Обеспечение стабильности банковской системы осуществляется путем регулирования банковской деятельности и надзора за деятельностью банков. Для этого государству необходимы разработка и внедрение законов, регламентирующих деятельность банков, как центрального, так и коммерческих и государственных, а также положений, регламентирующих рамки поведения банков и оказывающих содействие надежному и эффективному функционированию банковской системы.
Лишь
на законодательном уровне Национальный
банк Украины может путем
Учитывая
такую важную роль банковской системы
в экономике страны и высокий
уровень зависимости экономической
и общей безопасности государства в целом
от состояния банковской системы, можно
утверждать, что организация государственного
регулирования и инструменты денежно
кредитной политики НБУ становится чрезвычайно
важной в данной сфере. Поэтому тема, связанная
с инструментами денежно- кредитной политики
НБУ, развитием банковской системы в целом
является достаточно актуальной и важной
в настоящее время.[1]
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
БАНК УКРАИНЫ
Национальный
банк Украины со статусом центрального
эмиссионного банка государства
был создан в 1991 г. на базе Украинской
республиканской конторы
На современном этапе правовой статус Национального банка Украины определяется на двух уровнях: конституционном и специальном законодательном.
Согласно Конституции Национальный банк Украины - это центральный банк государства, основной функцией которого является обеспечение стабильности денежной единицы. Конституция Украины, определяя особый статус НБУ, установила полномочия Верховной Рады Украины и Президента Украины относительно формирования Совета Национального банка, назначения на должность и освобождение от должности председателя Национального банка.
На законодательном уровне правовое положение НБУ регулируется специальным законом «О Национальном банке Украины», который был принят Верховной Радой Украины 20 мая 1999 г. Стремительное развитие банковской системы обусловило необходимость принятия отдельного закона о центральном банке страны, который бы повышал его ответственность за обеспечение стабильности денежной единицы, четко определял его статус и место в системе органов государственной власти. .[2]
В соответствии с законом Национальный банк - это центральный банк Украины, специальный центральный орган государственного управления, функции, операции, полномочия и принципы функционирования которого определены в Законе. Четкое определение правового статуса Национального банка чрезвычайно важно как для нормативно-правового регулирования деятельности самого банка, так и для его взаимоотношений с коммерческими банками и органами государственной власти.
Деятельность
Национального банка имеет
Кроме основной своей функции, НБУ выполняет много других функций, таких как: проведение денежно-кредитной политики; эмиссия национальной валюты Украины и организация ее обращения; выступает кредитором последней инстанции для банков; установление для банков правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, защиты информации, средств и имущества; осуществление банковского регулирования и надзора; представление интересов Украины в центральных банках других государств, международных банках и иных кредитных учреждениях, где сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков; и многие другие.[5]
оСОБЕННОСТИ
проведения ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ НБУ и ее инструменты
Согласно
Закону Украины "О Национальном банке
Украины", денежно-кредитная политика
направлена на регулирование экономического
роста, сдерживание инфляции и обеспечение
стабильности денежной единицы Украины,
обеспечение занятости
НБУ может влиять на предложение денег изменением резервных требований (политика минимальных резервов), ставки рефинансирования (дисконтная (учетная) и залоговая политика), а также проведением операций на открытом рынке, осуществлением валютной и депозитной политики. Данные меры относятся к традиционным. В качестве основных рычагов процентной политики центрального банка используется размер базовой ставки рефинансирования и ставки по операциям банка на финансовом рынке. Регулируя стоимость денег через процентную ставку, центральный банк может влиять на важнейшие макроэкономические переменные: уровень сбережений и инвестиций в экономике, инфляцию, спрос на финансовые активы, движение капиталов и др. [6]
Особенности проведения денежно-кредитной политики НБУ на примере 2010 г.
Реализация денежно-кредитной политики в 2010 году проходила в условиях послекризисного восстановления экономики. Основными ее задачами в этот период были:
Одновременно на экономическое развитие в отчетном году значительное влияние оказали общемировые тенденции, связанные с последствиями финансового кризиса При этом вместе с выполнением своей основной конституционной функции - обеспечению стабильности национальной денежной единицы - Национальный банк Украины предпринимал меры для скорейшего выхода Украины из кризиса и обеспечения устойчивости финансовой системы государства. В частности в этот период:
В зависимости от общеэкономической ситуации и состояния денежно-кредитного рынка качественные и количественные характеристики операций Национального банка Украины по регулированию уровня ликвидности оперативно и гибко менялись. Закрепление положительных тенденций по снижению инфляционного давления и устойчивому доминированию предложения над спросом на валютном рынке побудили Национальный банк Украины проводить с середины второго квартала более мягкую денежно-кредитную политику, которая заключалась прежде всего в уменьшении объемов мобилизационных операций и снижении процентных ставок Национального банка. В этот период среднедневное значение свободной ликвидности банковской системы в основном росло (с 12,4 млрд. грн. в январе до 30,7 млрд. грн. в июле).
Ускорение ценовой динамики в августе-сентябре 2010 года, вызванное повышением административно регулируемых цен и тарифов и диспропорциями на отдельных товарных рынках, а также изменение ситуации на валютном рынке, заставило Национальный банк Украины проводить сдержанную денежно-кредитную политику. Начиная с августа, среднедневной уровень свободной ликвидности имел тенденцию к снижению. В декабре 2010 года он составлял 18.4 млрд. грн.
Наряду с регулированием количественных показателей объема денежного предложения влияние на монетарные и финансовые процессы происходило за счет проведения соответствующей процентной политики, которая по мере снижения инфляционного давления направлялась на создание стимулов повышения кредитной активности.
Мероприятия,
которые проводились
Обязательные резервы
В течение 2010 года обязательные резервы использовались Национальным банком Украины как один из монетарных инструментов для эффективного управления денежно-кредитным рынком и регулирование объемов денежной массы в обращении. На протяжении 2010 года нормативы формирования банками обязательных резервов оставались неизменными. По состоянию на 01.01.2011 г. нормативы формирования банками обязательных резервов составляли:
-
По срочным средствам
- По средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте по требованию - 7.0%;
-
По средствам, которые
Нормативы формирования обязательных резервов по срочным средствам и средствами по требованию юридических и физических лиц в национальной валюте остались на нулевом уровне.
Начиная еще с 2009г. НБУ был введен обязательный порядок сохранения банками части средств обязательных резервов на отдельном счете в НБУ, которая составляла 50% от суммы обязательных резервов, сформированных за предыдущий отчетный период резервирования. Кроме того, по состоянию на 01.01.2010 г. уровень обязательного резервирования средств, ежедневно на начало операционного дня сохранялся на корреспондентском счете банка в Национальном банке Украины, должен быть не менее 90% от суммы обязательных резервов, сформированных за предыдущий отчетный период резервирования и хранились на корреспондентском счете банка в Национальном банке Украины. С 01.05.2010 г. Национальный банк Украины обязал банки формировать на отдельном счете в Национальном банке обязательные резервы в размере 100% от суммы обязательных резервов, сформированных за предыдущий отчетный период резервирования.
Информация о работе Инструменты денежно-кредитной политики НБУ