Информационные системы в банковском деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Кто обладает информацией, тот побеждает на рынке. Кто пренебрегает ею или не имеет доступа, тот терпит убытки или недополучает прибыль. Издержки не информированности необычайно велики. По оценке экспертов, потери, связанные с недостаточной информированностью в различных областях общественной жизни, составляют примерно 10% национального дохода. В банковской деятельности существует прямая зависимость эффективности работы банка от степени персональных знаний и активного использования достижений мирового банковского опыта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4
1 Понятие информационной технологии…………………………………..5
2 Специфика банковских информационных систем………………………6-7
3. Современные системы дистанционных расчетов……………………….7-9
4 Применение автоматизированных банковских систем………………….10-11
5 Составляющие АБС ……………………………………………………….12-14
6 Обзор автоматизированных банковских систем…………………………14-16
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованных источников и литературы………………………..18

Работа содержит 1 файл

банк готовый.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Наук Российской Федерации

Иркутского Исследовательского Государственного Технического Университета 
 

Кафедра « Мировая экономика». 
 

РЕФЕРАТ 

По  дисциплине: Организация и функции информационных систем в экономике

На  тему: Информационные системы в банковском деле 
 
 
 

                                                                          
 
 

                                                                         Выполнила: студент группы

                                                                                      МЭГзу-1-08

Дубова  Надежда Георгиевна

                             Проверил:            
 

Иркутск 2012

 

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………..3-4

1 Понятие информационной  технологии…………………………………..5

2 Специфика банковских информационных систем………………………6-7

3. Современные системы  дистанционных расчетов……………………….7-9

4 Применение  автоматизированных банковских  систем………………….10-11

5 Составляющие  АБС ……………………………………………………….12-14

6 Обзор  автоматизированных банковских систем…………………………14-16

Заключение……………………………………………………………………17

Список использованных источников и литературы………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Кто обладает информацией, тот побеждает  на рынке. Кто пренебрегает ею или не имеет  доступа, тот терпит убытки или недополучает прибыль. Издержки не информированности необычайно велики. По оценке экспертов, потери, связанные с недостаточной информированностью в различных областях общественной жизни, составляют примерно 10% национального дохода. В банковской деятельности существует прямая зависимость эффективности работы банка от степени персональных знаний и активного использования достижений мирового банковского опыта. 

       С точки зрения банковских профессионалов и их клиентов, банк является финансовым учреждением. Однако с точки зрения телекоммуникационных специалистов, банк выглядит как предприятие по переработке и передаче информации. Финансовые и денежные процессы, протекающие в банке, могут и должны быть интерпретированы как процессы обработки, хранения и переноса информации. Это относится в равной мере как к расчётным процессам, манипулирующим информацией о состоянии счетов клиентов, так и к процессам управления банком и принятия решений в сфере, например, кредитной или дилинговой деятельности. Особенно ярко такая интерпретация проявляет себя при переходе банков, делового мира и всего общества на новые методы денежного обращения, когда кредитные и дебетовые карты, банкоматы, электронное обслуживание клиентов и другие подобные процессы ведет к тому, что все платёжные, расчётные и другие финансовые процедуры не будут нуждаться в бумажных деньгах и документах, а будут заключаться в компьютерной обработке и передаче информации. Имея в виду такую перспективу, нельзя переоценивать роль компьютерных информационных систем и компьютерных телекоммуникаций в банковском деле. С этой точки зрения, широко понимаемая проблема управления становится ключевой в обеспечении эффективности и надёжности работы банка, именно её качественное решение определит в конечном итоге его жизне- и конкурентоспособность.

     Задача  ИС в банке, как и везде - обеспечение  функционирования структуры, обеспечение  задач управления. Особенность банковской ИС состоит в том, что она не только обеспечивает задачи внешних  коммуникаций и документооборота, но и является основным средством производства. Собственно, второе вытекает из первого: все денежные операции банка - это финансовые документы, то есть классическая задача АСУ. Задача ИС банка - обеспечение работы управления (руководства банка и его подразделений), обеспечение работы по обслуживанию клиентов, поддержание движения денежных средств внутри банка, поддержание внешнего денежного оборота, поддержка оказания новых услуг клиентам банка.

     Уже на ранних этапах становления новой  финансовой системы России стало понятно, что создание в банках систем сбора, обработки и анализа накопленных данных способствует эффективному ведению бизнеса за счет сокращения рутинной работы сотрудников и концентрации их деятельности на предметной области. Однако по сложившейся традиции задача информационных систем банка сводилась к получению регламентной и/или обязательной отчетности, ориентированной на учетную политику, иными словами, анализ осуществлялся на основе бухгалтерских данных.

     Эволюционное  развитие банковской сферы меняет требования к процессу принятия решений, что влечет за собой изменение требований к исследуемой информации, развитие методов ее обработки и способов визуализации. Возрос не только объем обрабатываемой информации, но изменился и ее качественный состав. В банках все более востребованной становится аналитическая информация, которая характеризует объекты и субъекты, вовлеченные в бизнес-процесс, с финансовой точки зрения. 
 
 
 

     1 Понятие информационной  технологии 

     Информационная  технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

     Информационная  технология выявляет закономерности процессов  обработки информации с целью  обеспечения их экономичности, эффективности и актуальности.

     В банковских информационных системах объектом информационной технологии является банк или кредитная организация. Процессом  служит деятельность банка в рамках банковской системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Специфика банковских информационных систем 

     До  третьего этапа развития ИС банковские информационные системы практически  не отличались одна от другой и копировали системы, существовавшие для автоматизации  предприятий различного профиля. С  появлением персональных компьютеров большинство банков начало вкладывать деньги в разработку своих уникальных ИС. И до настоящего времени, в зависимости от конкретного банка, информационные системы очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Однако при наличии функциональных и архитектурных отличий, специфику ИС определяет предметная область банковского бизнеса. В первую очередь в банковском бизнесе не требуются массивные расчеты, а основной проблемой всегда являются объемы информации, которые необходимо собирать, надежно хранить и оперативно обрабатывать.

     Поэтому в основе автоматизации банковской системы лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа. Соответствующие  области информации должны иметь максимальную защищенность от несанкционированного доступа.

     Пользователями  систем являются банковские служащие. Для них терминал, персональный компьютер  или рабочая станция представляют собой всего лишь орудие их собственной  профессиональной деятельности. Поэтому информационная система обязана обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие–либо лишние действия.

     Эффективность использования системы зависит  от качества интерфейса.

     Существенной  составляющей банковской информационной системы является информация, которая  долго накапливается и утрата которой невосполнима. Поскольку  в банках планируется долговременное накопление ценной информации, то должны существовать надежные способы ее долговременного хранения. 

     3. Современные системы дистанционных расчетов 

     Управление  банковскими счетами  через интернет, или  по-другому Интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра банковских услуг, представленных в системах Интернет-банкинга. Подобные системы могут быть основой систем дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, т.к. они обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений.

     Суть  системы Интернет-банкинга состоит в возможности  оперативного доступа  клиента к собственным  счетам, а также в получении информации и совершении платежей без посещения банка. Доступ к таким функциональным возможностям клиент банка получает с помощью компьютера, подключенного к интернет, причем в этом случае доступ возможен из любой точки мира. Классический набор услуг Интернет-банкинга включает: все виды безналичных платежей, покупку и продажу валюты, оплату коммунальных услуг, счетов операторов мобильной и обычной связи, возможность отслеживания состояния своего счета.

     Особенность существующих систем Интернет-банкинга в том, что в большинстве случаев эти услуги сводятся лишь к информированию клиента о состоянии текущих счетов. Это возможность контролировать остаток на текущем и карточном счетах, получение выписок по счетам, блокировка платежной карты, заказ новых карт. Кроме того, немногие банки могут позволить себе высокотехнологичные программные продукты, позволяющие эффективно управлять большим потоком клиентов и их операций в Интернет.

     Вследствие  роста рынка Интернет-банкинга будет иметь место:

  • упрощение банками процедуры подключения системы Интернет-банкинга и снижение тарифов на обслуживание, что повысит привлекательность удаленного банкинга для клиента;
  • совершенствование информационных технологий и в тоже время упрощение программного обеспечения интерактивного банка, что сделает использование продукта максимально удобным для клиента;
  • постепенное расширение спектра услуг, предоставляемых посредством Интернет-банкинга, что вновь создает дополнительные преимущества для клиента.

     К контролю карточных  операций с помощью SMS-оповещения мы уже привыкли. Сегодня такой сервис в дополнение к своим картам предлагают многие банки. Теперь банкиры начинают применять SMS в обслуживании своих кредитных программ, а также для совершения практически любых банковских операций — обмена валюты, переводов, пополнения и оплаты счетов и т.д.

     Помимо  информационного  сервиса, банкиры  начинают использовать SMS-канал  и для проведения банковских операций.

     Количество  операций, доступных  по SMS-каналу, зависит  от технологической  состоятельности того или иного банка. Сейчас услуг намного больше. Банки предупреждают клиента об окончании срока действия пластиковой карты, дают возможность получить отчет о последних операциях. Кроме того, клиенты могут устанавливать лимиты расходов по карте; в случае их превышения система отправит SMS-предупреждение

     Касса в мобильнике.

     Следующий шаг в развитии мобильного банкинга - оплата любых товаров  и услуг:

     - потребитель выбрал  продукт или услугу  и хочет их оплатить. Для этого он  нажимает соответствующую кнопку на мобильном телефоне, и информация о плательщике по каналам связи короткого радиуса (0,5-2 метра) поступает в кассу. Далее кассир вводит команду, и на мобильный телефон клиента направляются заранее запрограммированные или новые реквизиты платежа. В завершении клиент подтверждает платеж на своем мобильном телефоне при помощи отпечатка пальца, и средства переводятся на счет магазина. Основное отличие данной технологии, например, от технологий, применяемых при использовании пластиковых карт, заключается в том, что мобильный телефон в одних транзакциях выступает в качестве средства оплаты, а в других - кассы, что само по себе очень удобно для потребителя. В будущем ничто не помешает, например, матери выдать карманные деньги ребенку при помощи простого нажатия на кнопку телефона. А за товар или услугу можно будет расплатиться, находясь в десятках километров от ближайшей кассы.

Информация о работе Информационные системы в банковском деле