Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа
Выбранная тема является актуальной, так как она популярна в наши дни. Именно потому, что эта тема столь популярна в наши дни, я остановилась на ней как на предмете своего исследования. Я хотела бы уяснить себе, что это за феномен; каковы его корни; насколько он опасен для экономики, и как с ним борется государство.
В первой части дается понятие инфляции, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая
(умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты и социально - экономические последствия инфляции.
В целом справедливо считать, что негативное воздействие инфляции сказывается, прежде всего на беднейших слоях населения. Именно у наименее состоятельных людей преобладающую роль в активах играют наличные денежные средства. Именно у таких людей меньше возможности помещать текущие доходы в те активы, рыночные цены которых быстро растут. В то же время у осуществляющих монополистическую практику экономических субъектов, занимающихся спекулятивной деятельностью, возможности увеличивать свои доходы в условиях инфляции даже расширяются. Результатом всех этих процессов является обострение социальных противоречий в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
7) с инфляционными процессами связаны огромные затраты времени у населения: на поиск дешевых товаров, на нахождение способов как можно более быстрой реализации своих доходов. Возникает ажиотажный спрос на обычные товары, широко распространяются бартерные сделки. На обслуживание подобных натурально-обменных операций люди начинают тратить и свое рабочее время.
Источником роста цен служит курсовая разница, которая возникает при обмене выручки в иностранной валюте на обесцененную национальную. Таким образом, социально-экономические последствия инфляции многообразны и различны по глубине. Особое, поистине разрушительное влияние на экономику оказывает гиперинфляция. Связанное с нею развитие событий схематично может выглядеть следующим образом.
В результате темп роста цен начинает опережать темпы роста денежной массы. Государство утрачивает контроль над денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, а денежная система приходит в полное расстройство и упадок, что, в частности, находит проявление в вытеснении национальной денежной единицы твердой иностранной валютой. Распад денежной системы, в свою очередь, становится источником деградации всего народного хозяйства. Падает производство, нарушаются нормальные хозяйственные связи, происходит их натурализация. Возникает и усиливается стремление к экономическому обособлению различных регионов страны.
Политическая нестабильность, которая обычно сопровождает гиперинфляцию, проявляется в отсутствии доверия к правительству, что, в свою очередь, еще более усиливает недоверие к деньгам, то есть инфляцию . Производство и обращение замедляются настолько, что в конце концов может наступить экономический, социальный и , очень возможно, политический хаос.
Гиперинфляция,
таким образом, ускоряет финансовый
крах, депрессию и общественно-политические
беспорядки. Не случайно, поэтому все
государства уделяют особое внимание
проблеме уменьшения инфляции в
стране и активной борьбе с гиперинфляцией,
если она по каким-то причинам развилась.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.).
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная
политика проводится и для расширения
спроса в условиях спада. Если спрос
недостаточен, осуществляются программы
государственных
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.
Если
налоговые поступления
Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией.
Экспансионистская фискальная политика как генератор инфляции:
Члены Конгресса, желая угодить избирателям, намерены увеличить выплаты из государственного бюджета, снизить налоги и незамедлительно внедрить дорогостоящие проекты для создания новых рабочих мест. Президент накануне перевыборов тоже хочет провести свою избирательную кампанию в атмосфере роста реального объема производства и сокращения безработицы. Сознавая общность своих интересов, Конгресс и Президент составляют проект нереально расширенного государственного бюджета на год предстоящих выборов. Как только эти планы начнут реализовываться, экономическая система выйдет из стационарного состояния. Как и хотелось, реальный объем производства возрастает, безработица сократится, повышение уровня цен при этом будет незначительным. Избиратели останутся очень довольны, а результаты выборов – практически предопределенными.
Автоматическая
фискальная политика: Тот тип фискальной
политики - изменение заказов, касающихся
государственных закупок и
Однако на практике уровень государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Изменения уровня цен: Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов.
В
то же время повышение уровня цен
увеличивает номинальные
Если все статьи бюджета индексируются, то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов, как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
Изменение процентных ставок: Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
Автоматическая стабилизация: Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. Какие бы вопросы формирования государственного бюджета мы ни рассматривали, заложенные в налогово-бюджетной политике механизмы всегда направлены на сдерживание совокупного спроса во время оживления и подъема экономики. Наоборот, при наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Посему во время рецессии и экономического спада реальный дефицит государственного бюджета возрастает.
Поскольку
встроенные в налогово-бюджетную
систему механизмы обязаны
Антиинфляционная стратегия: Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:
1) всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
2) существование
правительства национального
В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.
Режим
жестких денежных ограничений относится
к сильнодействующим