Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа
Выбранная тема является актуальной, так как она популярна в наши дни. Именно потому, что эта тема столь популярна в наши дни, я остановилась на ней как на предмете своего исследования. Я хотела бы уяснить себе, что это за феномен; каковы его корни; насколько он опасен для экономики, и как с ним борется государство.
В первой части дается понятие инфляции, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая
(умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты и социально - экономические последствия инфляции.
В группе непродовольственных товаров было отмечено повышение цен на одежду и обувь – на 1,0% и предметы домашнего обихода – на 0,9%. Цены на бензин и дизельное топливо снизились на 16,3% и 11,9%, соответственно.
В
структуре платных услуг
За январь-ноябрь 2008 года инфляция составила 9,2% (в январе-ноябре 2007 года – 16,5%). Замедлению инфляции за 11 месяцев 2008 года по сравнению с соответствующим показателем 2007 года способствовало замедление роста цен ее составляющих, главным образом, на продовольственные товары, которые за этот период выросли на 10,3% (за 11 месяцев 2007 года – на 23,2%). Непродовольственные стали дороже на 5,8% (на 9,2%) и платные услуги - на 11,2% (на 14,0%).
В ноябре 2008 года инфляция в годовом выражении составила – 11,3% (в декабре 2007 года – 18,8%). Продовольственные товары стали дороже на 13,3% (26,6%), непродовольственные – на 7,0% (10,5%), платные услуги – на 12,6% (15,4%).
Инфляция (декабрь 2008 года). По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике инфляция в декабре 2008 года составила 0,2% (в декабре 2007 года – 1,9%). Цены на продовольственные товары выросли на 0,5% (на 2,7%), платные услуги – на 0,2% (на 1,3%), а непродовольственные товары стали дешевле на 0,1% (рост на 1,2%). На рынке продовольственных товаров в декабре 2008 года в наибольшей степени стали дороже табачные изделия – на 2,6%, молочные продукты – на 2,2%, алкогольный напитки – на 1,8%, фрукты и овощи – на 1,7%, яйца – на 1,6%, рыба и морепродукты – на 1,3%, сахар и кондитерские изделия – на 1,0%. Масло и жиры стали дешевле на 3,4%, в том числе подсолнечное масло – на 7,0%.
В группе непродовольственных товаров было отмечено повышение цен на одежду и обувь – на 1,1% и предметы домашнего обихода – на 0,6%. Цены на дизельное топливо и бензин снизились на 6,7% и 5,9%, соответственно.
В
структуре платных услуг
По итогам 2008 года инфляция сложилась на уровне 9,5%, что практически в 2 раза ниже соответствующего показателя 2007 года (18,8%).
Замедление инфляции было обусловлено замедлением роста цен по всем группам потребительских товаров и услуг, особенно по продовольственным и непродовольственным товарам, которые стали дороже на 10,8% и 5,7% (в 2007 году – на 26,6% и 10,5%). Платные услуги подорожали на 11,4%, тогда как в 2007 году на 15,4%.
Инфляция в Республике Казахстан рассчитывается на основе индекса потребительских цен (ИПЦ), характеризующего изменение общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления в городах Астане и Алматы, во всех областных центрах и по выборочному кругу городов и районных центров. Потребительская корзина для расчета инфляции отражает структуру расходов домашних хозяйств и включает в себя 508 товаров и услуг, занимающих наибольший удельный вес в потреблении населения.
Базовая инфляция - это инфляция, исключающая кратковременные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного, событийного и сезонного характера.
С 2004 года Агентством Республики Казахстан по статистике осуществляется расчет базовой инфляции по 5 различным методикам:
В 2009 году инфляционный фон в экономике оставался минимальным. Как следствие, ситуация на потребительском рынке характеризовалась постепенным снижением инфляции. Ее незначительное ускорение произошло лишь в конце года ввиду повышения потребительского спроса и фактора сезонности.
Фактический
уровень инфляции в годовом выражении
на конец декабря 2009 года также сложился
ниже прогнозного, опубликованного в предыдущем
выпуске «Обзора инфляции». Так, в декабре
2009 года годовая инфляция сложилась на
уровне 6,2% при прогнозе 8,0% (рисунок 4).
Рисунок
1.Факт и прогноз инфляции в 2009 году
Если в 2008 году основной прирост цен на потребительском рынке приходился на продовольственные товары, то в 2009 году структура формирования инфляционных процессов изменилась. В начале года основной прирост цен приходился на платные услуги и продовольственные товары, в 4 квартале продолжилась тенденция, сложившаяся в 3 квартале. Определяющую роль в эти периоды сыграло удорожание платных услуг населению, а также усилилось давление со стороны непродовольственных товаров, при этом влияние со стороны продовольственных товаров значительно снизилось.
Продовольственные
товары по итогам декабря 2009 года в годовом
выражении стали дороже на 3,0%, непродовольственные
товары - на 8,6%, платные услуги населению
- на 8,4% (рисунок 5).
Рисунок
2.Динамика годовой инфляции и ее составляющих
(% к соответствующему месяцу предыдущего
года)
По
итогам декабря 2009 года базовая инфляция-1,
базовая инфляция-2 и базовая инфляция-3
в годовом выражении превысили показатель
общей инфляции. Это было обусловлено
снижением цен на плодоовощную продукцию,
значительным снижением цен на яйца, масла
и жиры, а также умеренным годовым ростом
цен на бензин и отдельные виды регулируемых
услуг, исключаемых при расчете данных
показателей базовой инфляции (рисунок
6).
Рисунок
3.Динамика годовой инфляции и базовой
инфляции (% к соответствующему месяцу
предыдущего года)
Таким образом, в 2009 году отмечалось стабильное снижение темпов инфляции в Казахстане. По итогам 2009 года инфляция сложилась на уровне 6,2%. Данный уровень инфляции в 1,5 раза ниже по сравнению с инфляцией 2008 года.
Невысокая деловая активность, стагнация кредитной активности банков, низкие темпы роста реальных денежных доходов населения, ограниченный потребительский спрос послужили основными факторами снижения инфляционного фона в экономике.
Тем не менее, следует отметить, что макроэкономическая ситуация в Казахстане в 2009 году характеризуется большей стабильностью по сравнению с ситуацией 20072008 годов. При этом, если в первой половине года сокращался объем производства во многих отраслях экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, грузооборот, розничный товарооборот), то уже во второй половине 2009 года наметился переломный момент. По предварительным данным реальный рост ВВП по итогам 2009 года составил 1%.
Мировые цены на товарных рынках в 2009 году оставались волатильными. При этом отмечался рост цен на нефть, металлы, тогда как цены на пшеницу постепенно снижались. Рост мировых цен сказался на удорожании промышленной продукции казахстанских производителей, тем не менее, он не оказал значительного влияния на инфляционные процессы на потребительском рынке.
Минимальный инфляционный фон в экономике позволил Национальному Банку проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны. В частности, Национальный Банк продолжил предоставление банковскому сектору займов рефинансирования.
Необходимость сохранения золотовалютных резервов и поддержания конкурентоспособности отечественных производителей потребовала пересмотра подходов к валютной политике со стороны Национального Банка. В феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило значительно снизить девальвационные ожидания на рынке.
В 2009 году Национальный Банк постепенно снизил официальную ставку рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня - 7,0%. В марте 2009 года были снижены минимальные резервные требования к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.
Предпринятые меры позволили стабилизировать ситуацию на финансовом рынке. Спрос на ресурсы Национального Банка со стороны банков сократился, тогда как объем операций по изъятию ликвидности увеличился. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка, в то время как роста кредитования экономики не произошло.
В
этих условиях Национальный Банк внес
некоторые изменения в инструменты денежно-кредитной
политики. Были увеличены сроки и снижены
ставки по привлекаемым от банков депозитам
и выпускаемым краткосрочным нотам Национального
Банка.
2.3
Анализ социально-
Воздействие инфляции на производство противоречиво. Низкая и относительно стабильная инфляция, которую можно предвидеть и держать под контролем, как правило, не создает существенных затруднений. Более того, в небольших масштабах она может вызвать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса дает толчок расширению производства. С другой стороны, при значительных размерах инфляция начинает пагубно сказываться на производстве, ведет к подрыву рыночных механизмов хозяйствования.
Перечислим основные последствия такой инфляции.
1) прежде всего, возрастание спроса под воздействием роста цен ведет к тому, что сокращается часть дохода, идущая на сбережения. Следовательно, инфляция сокращает часть дохода, идущая на сбережения. Следовательно, инфляция сокращает базу для кредитных вливаний в производство, подрывая тем самым стимулы роста экономики и повышения ее эффективности; одновременно тормозится научно-технический прогресс.
Внедрение в производство новой техники обходится все дороже, и становится выгодным сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую технологию. Кроме того, инфляция обесценивает амортизационные фонды, и поэтому на замену изношенного оборудования не хватает средств.
2) результатом инфляции является обесценивание вкладов и сбережений. Для того чтобы оградить вклады от обесценивания, процент по вкладам и процент инфляции как минимум должны быть равны. В противном случае вклады будут изъяты из банков и еще больше увеличат спрос, а возможность кредитования производства резко сократится, что замедлит возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на увеличение спроса.
3) ослабляется мотивация к высокопроизводительному труду, поскольку происходит обесценивание не только сбережений, но и текущих доходов, которые не могут угнаться за ростом цен.
4) сильная инфляция побуждает к перемещению значительной части капитала из сферы производства в сферу обращения для чисто спекулятивных операций.
5) инфляция искажает все расчеты, делает неопределенными перспективы развития, резко усиливает риск операций, связанных с новыми инвестициями. Бизнесмены отказываются от долгосрочных проектов. Одновременно становится невыгодным предоставление требующегося для их осуществления кредитов: долги будут возвращены обесценившимися деньгами. В таких условиях неизбежна тенденция к росту ссудного процента, направленная на компенсацию обесцененных денег. Но при сильной инфляции рост процента, увеличивая затраты и тормозя развитие производства, становится еще одним фактором дальнейшего роста цен, то есть усиления инфляции.
6) Очень
негативным аспектом