Инфляция как социально-экономический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

При фиксированном обменном курсе его количественные параметры устанавливаются законодательно. Соответственно стабильность фиксированного валютного курса зависит от изменений установленного паритета, а значит в значительной мере — от решений государственных органов. Такие решения, как правило, принимаются достаточно редко, при серьезном изменении экономической ситуации и развитии валютного кризиса.

Работа содержит 1 файл

9 Инфляция.docx

— 46.28 Кб (Скачать)

    Каждая  из этих промежуточных целей денежно-кредитной  политики имеет свои преимущества и  недостатки. Так, к преимуществам  денежной массы традиционно относили существование на долгосрочных временных  интервалах достаточно прочной и  устойчивой связи между динамикой  ее отдельных агрегатов и динамикой  рыночных цен6.

    Недостатком денежной массы является невозможность  полного контроля ее  динамики со стороны центрального банка, особенно более широких, чем М1, агрегатов. Центральный банк не  может полностью регулировать прирост денежной массы даже за счет внутренних факторов, не говоря уже о внешних (например, он не может достаточно эффективно контролировать воздействие международных финансовых рынков). Кроме того, эффективность использования денежных агрегатов снижается в условиях колебания спроса на деньги и нестабильности скорости оборота денег.

    Целевые показатели по процентным ставкам в  настоящее время применяются  достаточно редко. Преимуществом процентных ставок в качестве промежуточных  целей денежно-кредитной политики является то, что их динамика легко  доступна для наблюдения, их можно  использовать при крайне неустойчивом спросе на деньги (когда динамика денежной массы не коррелирует с динамикой инфляции).

    В то же время на рыночные процентные ставки центральные банки воздействуют в основном опосредованно, причем их воздействие не является основным фактором формирования рыночных ставок. К тому же регулирование центрального банка  оказывает лишь краткосрочное воздействие  на уровень рыночных процентных ставок и почти не влияет на формирование долгосрочных ставок процента. Кроме  того, центральный банк может воздействовать на номинальные ставки процента, в  то время как для принятия инвестиционных решений важна величина реальной процентной ставки, которая во многом зависит от инфляционных ожиданий, на которые трудно повлиять.

    Страны  с малой открытой экономикой, развивающиеся  страны и страны с переходной экономикой в качестве промежуточной цели денежно-кредитной  политики достаточно успешно используют валютный курс, который с разной степенью жесткости фиксируется  по отношению стабильной иностранной  валюте или корзине валют. Привязка обменного курса может осуществляться различными способами — формальная фиксация валютного курса, подвижная  привязка (режим, при котором устанавливаются  темпы снижения обменного курса), привязка с широким валютным коридором  и т.д. Наиболее жестким вариантом  привязки обменного курса является политика валютного управления, которая  будет рассмотрена далее.

    Преимуществами  обменного курса как опорного показателя являются его наглядность  — информация о его динамике постоянно  доступна и понятна всем экономическим  агентам, а также непосредственная взаимосвязь с уровнем внутренних цен (в открытой экономике). Стабилизация валютного курса снижает инфляционные ожидания, укрепляет доверие к  национальной денежной единице.

    Однако  длительная фиксация номинального валютного  курса, если для этого нет соответствующих  экономических условий, может привести к развитию кризисных явлений  в денежно-кредитной и валютной сферах, негативно повлиять на платежный  баланс страны. Следует также иметь  в виду, что чем жестче фиксация, тем больше проводимая денежно-кредитная  и финансовая политика государства  подчиняется целям валютной политики — регулирование денежного предложения, конъюнктуры финансовых рынков, дефицита госбюджета и расходов государства  должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить стабилизацию не только  номинального, но и реального курса  национальной валюты. При проведении такой стабилизационной политики монетарные органы  ограничены в выборе мер денежно-кредитного регулирования.

    В последнее десятилетие в  качестве целевого ориентира денежно-кредитной  политики  в ряде стран, главным  образом развитых, стали использовать уровень внутренних цен. Отказ от применения промежуточных опорных  показателей и переход к прямому  таргетированию инфляции  был связан с тем, что глобализация и либерализация  финансовых рынков, в том числе  валютных, привели к усилению воздействие  внешних факторов на внутреннее денежное обращение. В этих условиях использование  в качестве целевых ориентиров денежно-кредитной  политики тех или иных денежных агрегатов  или валютного курса оказалось  недостаточно эффективным, не гарантировало  достижение конечной цели денежно-кредитного регулирования — стабильности цен.

    К преимуществам таргетирования инфляции можно отнести понятность и наглядность  целей органов денежно-кредитного регулирования для населения  и участников рынков; возможность  проводить более гибкую денежно-кредитную  политику, свободную от обязательств по выбору и достижению промежуточных  целей. Центральный банк сосредотачивает  свои усилия на достижении стабильности цен как основной цели денежно-кредитной  политики (приоритетной по отношению  к таким ее конечным целям,  как  экономический рост, высокая занятость  и т.д.). Для этого он может использовать весь инструментарий денежно-кредитного регулирования в зависимости  от конкретной макроэкономической ситуации7.

    При таргетировании инфляции действия центрального банка, не связанные конкретной промежуточной  целью, могут быть направлены и на регулирование денежного предложения, и на регулирование валютного  курса — в зависимости от того, динамика какого показателя на данном временном отрезке более тесно  коррелирует с темпами инфляции. Такая политика позволяет более  прагматично подходить к денежно-кредитному регулированию, используя различные  теоретические концепции и  мировой  опыт антиинфляционного регулирования  в зависимости от складывающихся экономических условий.

    При таргетировании инфляции в качестве целевого ориентира чаще всего выступает  индекс потребительских цен, который  является основным показателем инфляции, понятен населению и в связи  с этим более всего подходит для  воздействия на инфляционные ожидания.  Однако существуют различия во мнениях,  какие показатели инфляции следует  использовать и какие изменения  индексов цен можно считать допустимыми  — то есть что понимать под стабильностью  цен.

    Существуют  различные подходы не только к  выбору целевых ориентиров, но и  к способам проведения денежно-кредитной  политики. В частности, выделяют дискреционную  денежно-кредитную политику и денежно-кредитную  политику, осуществляемую в рамках заранее определенных правил.

    При проведении дискреционной денежно-кредитной политики центральный банк обладает полной свободой действий: в зависимости от экономической ситуации он сам определяет направление (экспансия или рестрикция), степень жесткости и методы денежно-кредитного регулирования. По мнению сторонников данного подхода, такая свобода необходима для того, чтобы центральный банк для достижения установленных целевых ориентиров имел возможность быстро и адекватно реагировать на изменения экономической ситуации.  При этом он может использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитного регулирования.

    Денежно-кредитная  политика в рамках правил проводится центральным банком автоматически, согласно ранее установленным законам и правилам8, по большей части независимо от существующей экономической ситуации. Сторонниками такого подхода являются экономисты, придерживающиеся монетаристских воззрений. Они считают, что современная рыночная экономика по своей природе является стабильной и саморегулирующейся9, поэтому частое изменение темпов роста денежной массы будет отрицательно влиять на уровень инфляции, не оказывая реального воздействия на экономический рост. Кроме того, по их мнению, воздействие мер денежно-кредитного регулирования на конечные цели проявляется  со значительным опозданием, а к тому времени экономическая ситуация может измениться коренным образом. В этом случае регулирующие мероприятия дадут результат, далекий от ожидаемого.

    Наиболее  известным и используемым правилом денежно-кредитной политики является следующее. Увеличение денежной массы (денежная эмиссия) должно происходить  постоянно и равномерно, независимо от колебаний конъюнктуры. Темпы этого увеличения должны совпадать  с  ожидаемыми темпами  роста реального производства в долгосрочной перспективе и обеспечивать сдерживание инфляции на уровне, приемлемом с точки зрения органов денежно-кредитного регулирования. Это стабилизирует обстановку, дисциплинирует правительство и экономических агентов, снижает инфляционные ожидания, так как известно, что предложение денежной массы не будет увеличиваться.

    Одним из вариантов проведения денежно-кредитной  политики в рамках правил является “currency  board” — “валютное управление”10. Политика валютного управления используется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой для борьбы с высокой инфляцией. Она включает:

  • отказ от установления  целевых ориентиров денежно-кредитной политики; публичное объявление правил, предусмотренных режимом валютного управления;
  • фиксацию обменного курса национальной денежной единицы по отношению к базовой валюте (как правило, валюте развитой страны с низкими темпами инфляции);
  • полное покрытие валютными резервами центрального банка его денежной базы;
  • автоматическое осуществление эмиссии национальных денег только при покупке базовой валюты;
  • запрет на проведение центральным банком дискреционных операций (операций по денежно-кредитному регулированию).

    Таким образом политика валютного управления предполагает отказ центрального банка  от выполнения одной из основных своих  классических функций — денежно-кредитного регулирования. Валютное управление позволяет  в наиболее простой форме решить проблему высокой инфляции, но его  введение практически означает отказ  государства от самостоятельной  монетарной политики. 

    Антиинфляционные  мероприятия государства  по регулированию  процессов ценообразования носят административный характер и могут быть направлены на контроль над ценами в государственном секторе экономики, который способствует сдерживанию роста общего уровня цен; законодательное определение пределов роста цен на отдельные товары или группы товаров; использование антимонопольного законодательства для противодействия повышению цен в монополизированном секторе экономики и т.д.

    Однако  искусственное  занижение и сдерживание  цен способно дать положительный  эффект только в краткосрочной перспективе  и само по себе не может оказать  заметного влияния на развитие инфляционного  процесса. Более того, рассматриваемые  меры могут усугубить негативные социально-экономические последствия  инфляции, поскольку препятствуют эффективному перераспределению ресурсов и стимулируют  инфляционное перераспределение доходов.

    Политика  доходов осуществляется с целью ограничения платежеспособного спроса населения путем прямого контроля государственными органами одновременно заработной платы и цен. Ее применение аргументируется значительной ролью в развитии инфляции фактора роста издержек производства и прежде всего заработной платы. При этом профсоюзы рассматриваются как своего рода монополисты на  рынке труда, которые необоснованно повышают цену рабочей силы. Контроль за ростом цен применяется для ограничения доходов предпринимателей и сдерживания роста заработной платы, если он не обусловлен соответствующим  ростом производительности труда. Эффективность  политики доходов в основном зависит от того, насколько действенным и стабильным будет сотрудничество государственных органов с профсоюзами и предпринимателями.

    При проведении политики доходов могут  применяться различные методы: прямое “замораживание” заработной платы  и цен; установление нормативных  пределов роста заработной платы  и цен; установление верхних пределов заработной платы только для государственного сектора  с целью воздействовать на частный сектор путем примера; введение налога на сверхнормативный фонд оплаты труда; применение системы  поощрений и санкций (например, ставок налога) для соблюдения установленных  пределов роста цен и заработной платы  и т.д.

    Эти мероприятия обычно носят краткосрочный  характер, так как негативно влияют на жизненный уровень населения  и встречают достаточно сильное  противодействие профсоюзов. Кроме  того, длительный контроль над заработной платой и ценами искажает рыночные ценовые ориентиры. Как уже отмечалось, для эффективного распределения ресурсов в экономике относительные цены и относительные ставки заработной платы должны изменяться. В связи с этим политика доходов должна осуществляться таким образом, чтобы при жестком ограничении общего уровня цен относительные цены могли изменяться, а это сделать очень трудно.

Информация о работе Инфляция как социально-экономический процесс