Инфляция как социально-экономический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

При фиксированном обменном курсе его количественные параметры устанавливаются законодательно. Соответственно стабильность фиксированного валютного курса зависит от изменений установленного паритета, а значит в значительной мере — от решений государственных органов. Такие решения, как правило, принимаются достаточно редко, при серьезном изменении экономической ситуации и развитии валютного кризиса.

Работа содержит 1 файл

9 Инфляция.docx

— 46.28 Кб (Скачать)

    Как правило, денежные факторы дают первичный  толчок развитию инфляционного процесса и активно влияют на его протекание. В то же время монетарная инфляция, при которой рост цен обусловлен исключительно процессами, происходящими  в денежной сфере (в частности, чрезмерной эмиссией необеспеченных денег) — достаточно редкое явление. Ее классическими примерами  могут служить инфляционные процессы в период Гражданской войны в  США (обращение гринбеков), в двадцатые  годы в СССР (обращение совзнаков) и т.п.

    К денежным факторам инфляции обычно относят:

    чрезмерную  эмиссию денег  в рамках экспансионистской денежно-кредитной политики. Денежная эмиссия,  являвшаяся в прошлом основным фактором инфляции, играет важную роль в развитии инфляционных процессов и в настоящее время. Однако следует иметь в виду, что само по себе увеличение денежной массы за счет эмиссии не всегда выступает стимулятором роста цен. Если эмиссия дополнительных платежных средств производится для удовлетворения возросшего спроса на деньги вследствие роста товарных цен, тогда она играет пассивную роль, создавая условия для дальнейшего повышения цен;

    расширение  объемов кредитования со стороны кредитных  учреждений,  в первую очередь банков, которые оказывают значительное влияние на динамику и структуру денежной массы. На структуру денежной массы в определенной мере воздействует депозитная политика банков, а на ее объем — масштабы кредитных операций, сопровождающихся мультипликацией банковских депозитов; возвратность выданных ссуд и т.д.;

    хронический дефицит государственного бюджета, если его покрытие в условиях неразвитости финансовых рынков осуществляется достаточно длительное время эмиссионным путем. В этом случае выпуск денег в обращение не увязывается с реальными потребностями экономического оборота и создает дополнительный платежеспособный спрос без соответствующего товарного покрытия, так как кредитуемые государственные расходы носят по большей части непроизводительный характер;

    увеличение  скорости оборота  денег. При ее повышении при прочих равных условиях для опосредования производства и реализации товаров и услуг необходимо меньшее количество денег, поскольку в этом случае одна денежная единица за тот же промежуток времени примет участие в большем числе расчетных операций. Таким образом ускорение оборота денег при неизменном количестве денежных знаков в обращении равносильно возрастанию денежной массы;

    чрезмерные  инвестиции, несоответствующие реальным потребностям экономики в капиталовложениях. Чрезмерные инвестиции, принимая денежную форму, приводят к возникновению на внутреннем рынке дополнительного неудовлетворенного спроса. Кроме того, неравномерность капиталовложений по отраслям и предприятиям может привести к усилению межотраслевых, внутриотраслевых и других экономических диспропорций, увеличить дисбаланс между реальным спросом на отдельные товары и уровнем их производства;

    нестабильность  обменного курса  национальной валюты. Меры, предпринимаемые органами валютного регулирования для стабилизации обменного курса (в частности, интервенции на валютном рынке) могут вызвать значительное увеличение массы национальных денег во внутреннем обороте и привести к инфляционному росту цен. Кроме того, падение валютного курса может стимулировать инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и населения.

    Неденежные  факторы инфляции обусловливают рост цен со стороны воспроизводственного процесса. Их действие приводит к первоначальному росту издержек производства и товарных цен, что вызывает соответствующий рост денежной массы, служащий основой для дальнейшего повышения цен.

    В состав неденежных факторов обычно включают:

    диспропорциональность общественного воспроизводства. Нерациональная структура экономики является глубинной причиной инфляции. В наибольшей степени это характерно для развивающихся стран, имеющих отсталую, неэффективную структуру национального хозяйства, большой государственный сектор, предприятия которого требуют значительных дотаций. Следствием этого является постоянное нарушение равновесия между спросом и предложением на внутреннем рынке, а также хронический дефицит государственного бюджета, покрываемый в основном эмиссией, поскольку неразвитость финансовых рынков, узкая налоговая база, небольшие объемы сбережений населения и т.п. не позволяют аккумулировать необходимые финансовые ресурсы внутри страны.

    Сказанное в определенной мере можно отнести  и к странам СНГ, структура  экономики которых в настоящее  время несбалансированна, так как  складывалась не в качестве самостоятельных  систем, а исходя из потребностей единого  народнохозяйственного комплекса  бывшего СССР. Кроме того, рыночные отношения на постсоветском пространстве еще не получили необходимого развития;

      монополизацию экономики.  В условиях монополизации значительно уменьшается сфера действия ценовой конкуренции, ей препятствует также государственное регулирование в области ценообразования. Соответственно возрастает роль неценовой конкуренции, проявляющейся в воздействии на спрос через рекламу, изменение ассортимента и качества товаров и услуг, условий их продаж и т.д. Неценовая конкуренция способствует росту издержек производства и обращения, действуя, таким образом, в сторону повышения уровня цен. Весьма важно, что монопольная структура экономики обусловливает неравномерность возрастания цен по отдельным группам товаров, порождает не обусловленные спросом  сдвиги в структуре ценовых пропорций, усиливая тем самым несбалансированность общественного хозяйства;

    милитаризацию экономики. Рост ассигнований на военные нужды обусловливает нарушение сбалансированности объемов и структуры денежной и товарной масс. За счет них формируется дополнительный платежеспособный спрос военнослужащих и населения, занятого в военном производстве. В то же время расширение военно-промышленного комплекса приводит к непроизводительному использованию соответствующей части национального дохода, изъятию из процесса общественного воспроизводства значительной массы материальных ценностей. В результате возрастает денежная масса, не имеющая соответствующего товарного обеспечения. Следует отметить также, что увеличение военных расходов приводит, как правило, к росту дефицита государственного бюджета.

    рост  издержек производства. Увеличение производственных затрат, приводящее при определенных условиях к развитию инфляции, чаще всего связывают с действием спирали “цены — заработная плата”. Механизм спирали заключается в том, что рост цен, особенно на потребительские товары и услуги, приводит к усилению требований повышения заработной платы со стороны трудящихся и профсоюзов; в результате роста заработной платы увеличиваются общие издержки производства; чтобы не снижались доходы, предприниматели повышают цены. Рост цен вызывает новое повышение зарплаты и т.д.;

    мировые структурные кризисы  (например, сырьевой, энергетический) приводят к шокам предложения и могут послужить причиной повышения товарных цен вследствие роста издержек производства в национальных экономиках;

    стихийные бедствия, крупные  аварии влекут за собой дополнительные  расходы государственного бюджета, направляемые на финансирование восстановительных работ и компенсационные выплаты населению, что может усилить инфляцию.

    Довольно  часто диспропорции, возникающие  в денежной сфере, являются производными и отражают реакцию денежного  обращения на глубинные расстройства общественного хозяйства. В связи  с тем, что  деньги опосредствуют  все важнейшие хозяйственные  процессы, большинство нарушений  в сфере производства проявляется  в денежной форме. Таким образом  денежные и неденежные факторы являются взаимозависимыми, оказывают влияние  друг на друга.

    Среди причин инфляции следует выделить психологический  фактор, роль которого, как правило, возрастает с усилением инфляционных процессов — инфляционные ожидания, то есть ожидания роста цен3. Инфляционные ожидания оказывают влияние как на производителей, которые в соответствии с ними изменяют объем производства и устанавливают цены на свою продукцию, так и на покупателей, которые психологически готовы купить товары по возросшим ценам, так как ожидают их дальнейшего удорожания.  

9.3. Методы стабилизации  денежного обращения.

 

  Антиинфляционные меры в сфере экономики. Если развитие инфляции происходит на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. Структурная политика обычно осуществляется с целью увеличения предложения тех товаров, относительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.

    В числе общеэкономических мер  немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т.д.

    Антиинфляционные  регулирование в сфере финансов направлено на сокращение дефицита государственного бюджета (когда он является причиной чрезмерной эмиссии денег) и стимулирование уменьшения совокупного спроса.

    К прямым фискальным методам регулирования в сфере финансов относится снижение государственных расходов, в том числе объемов государственных закупок и государственных капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных расходов. Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изменению налогообложения, то есть повышение налога на прибыль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшение налоговых льгот, сокращение необлагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов и т.п. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потребления и объем инвестиций. Кроме того, на финансовые возможности предприятий и платежеспособный спрос населения можно влиять посредством изменения норм ускоренной амортизации основного капитала, которые используются при исчислении облагаемого налогом дохода и тем самым оказывают воздействие на уровень цен.

    Антиинфляционные  мероприятия в  денежно-кредитной  сфере реализуются в рамках рестрикционной денежно-кредитной политики. Она включает ограничение эмиссии денег центральным банком, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объемов кредитования экономики и ограничение денежной массы.

    Обычно  денежно-кредитная политика влияет на темпы  инфляции через воздействие  на спрос на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия (повышение учетной  ставки и нормы обязательных резервов, продажа государственных ценных бумаг центральным банком) приводит к ограничению ресурсов банковской системы, используемых для кредитования, и росту рыночных процентных ставок (политика “дорогих денег”).

    Центральный банк может также предпринимать  меры по стимулированию роста объемов  срочных денежных вкладов и снижению в структуре денежной массы доли наиболее ликвидных активов. Это  приведет к замедлению скорости оборота  денег, что аналогично уменьшению денежной массы в обращении. В результате сокращается внутренний спрос, растут товарно-материальные запасы в реальном секторе экономики. Это заставляет хозяйствующие субъекты пересматривать свои планы производства и политику ценообразования в сторону их снижения — темпы роста объема производства и инфляции замедляются.

    Одной из главных проблем проведения эффективной  антиинфляционной  денежно-кредитной  политики в настоящее время является определение ее целевых ориентиров4. В частности, важность правильного определения промежуточных монетарных целей обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, для органов денежно-кредитного регулирования невозможно прямое достижение конечных целей денежно кредитной политики (к ним обычно относят экономический рост, высокий уровень занятости населения, стабильность цен, равновесие платежного баланса и т.д.). Во-вторых, довольно сложно оценить эффективность мер денежно-кредитного регулирования на основе наблюдений только за конечными целями, так как воздействие на них денежно-кредитной политики происходит с лагом времени. Кроме то    промежуточные цели обычно таргетируются5 для того, чтобы снизить инфляционные ожидания экономических агентов и соответствующим образом скорректировать их решения относительно цен на товары и услуги.

Информация о работе Инфляция как социально-экономический процесс