Инфляция и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

В большинстве развитых стран инфляция считается серьезной социально- экономической проблемой, поскольку приводит к росту цен, обесцениванию сбережений, снижению стимулов к инвестированию, бегству капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость. Кроме того, инфляция замедляет темпы экономического роста, затрудняет долгосрочное планирование и в своих крайних формах усиливает социальную и политическую напряженность в обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции…………………………..5
1.1. Сущность инфляции………………………………………………………5
1.2. Причины инфляции………………………………………………………..8
1.3. Виды и классификация инфляции…………………………………….11
1.4. Социально-экономические последствия инфляции………………..15
Глава 2. Антиинфляционная политика…………………………………….19
2.1. Антиинфляционная политика государства…………………………..19
2.2. Инфляция и антиинфляционная политика в России……………….23
Заключение……………………………………………………………………..26
Список используемой литературы………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 56.28 Кб (Скачать)

     Антиинфляционная  тактика готовит почву для  стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного  давления. Она направлена не на устранение причин, а на использование краткосрочных, но действенных способов влияния  на рост цен и увеличения денежной массы.

     В зависимости от преобладания денежных или неденежных факторов инфляции оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (политика сдерживания спроса) и политика доходов (сдерживание издержек).

     Суть  дефляционной политики состоит в  воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью  его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения  как на товары (повышение предложения  товаров), так и деньги (повышение  спроса на деньги). Ограничением в применении методов дефляционной политики является то, что они угнетают общехозяйственную  конъюнктуру и могут быть использованы лишь на стадии подъема экономики  и лишь в краткосрочном плане.

     В рамках бюджетной политики предусматривается  сокращение государственных расходов и ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям. В рамках денежно-кредитной  политики осуществляется воздействие  на спрос денег и предложение  денег с целью их параллельного  ограничения. Повышается цена кредита, ограничивается эмиссия платежных  средств, производится заимствование  средств государством на внутреннем рынке.

     Методы, направленные на прямое ограничение  роста цен и доходов, образуют содержание политики доходов. Методы политики доходов могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства. Ограничивая масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства, тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляции, уменьшает интенсивность инфляции. Однако, вследствие того, что политика доходов устраняет свободу ценообразования, свойственную нормальным условиям развития рыночной экономики, она применяется на протяжении непродолжительных периодов времени. Различают несколько вариантов проведения политики доходов:

     •  экстремальный вариант, заключающийся  в полном замораживании роста  цен и заработной платы (в современных  условиях не применяется);

     •  ограничивающий вариант, позволяющий  повышение цен в определенных пределах при оповещении органов  контроля, предусматривает заключение коллективных соглашений по оплате труда, проведении регулярной индексации доходов  при росте цен и др.;

     •  налоговый вариант, предусматривающий  установление дифференцированных (штрафных или стимулирующих) ставок налога на прибыль в зависимости от темпов роста цен и заработной платы.

     Ответственность за антиинфляционную политику возлагается  в основном на денежные власти, хотя, по существу, значительную часть ее должно нести правительство. В части  стабилизации денежного оборота  центральные банки проводят денежно-кредитную  политику, финансовые институты задействуют  бюджетную, налоговую политику. Однако этот арсенал может решить только часть общей задачи. Регулирование  инфляции, вызванной ростом издержек, предполагает контроль государства  над ценами и заработной платой, воздействие на те сферы экономики, которые больше всего привносят  в увеличение роста цен, а это  уже сфера деятельности неденежных структур власти. Хотя конечной целью  и этой части регулирования , через  сокращение денежной массы относительно роста цен, также является стабилизация денежного оборота.

     Денежная  реформа – это упорядочение денежной системы путем изменения стоимости  или замены обращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановления равновесия между денежной и товарной массой.5

     В истории денежного обращения  известны следующие виды денежных реформ:

     •  переход от одного типа денежных систем к другому, или от одного денежного  товара к другому (примеры: от одного металла к другому, от биметаллизма к монометаллизму и от последнего к золотомонетному, золотослитковому, золотодевизному стандарту);

     •  замена монет или денежных знаков (пример: в 1695 году в Англии был принят закон, по которому все старые монеты, потерявшие свой первоначальный вес  требовалось сдать для перечеканки  в новые полновесные);

     •  изменения в системе эмиссии  денег (пример: в 1913 году в США изменился  порядок эмиссии денег и обеспечения банкнот);

     • образование новой денежной системы в связи с государственным переустройством (пример: после распада СССР появились новые денежные системы: Азербайджан на основе денежной единицы манат, Армения - драм, Грузия - лари, Казахстан - тенге, Киргизия - сом и др.);

     •  стабилизация или упорядочение денежного  обращения, которое осуществляется следующими методами:

     •  дефляция - изъятие из обращения части избыточной денежной массы (пример: с 1818 по 1823гг в России было изъято из обращения ассигнаций на 240 млн. руб.)

     •  нуллификация - объявление государством денежных знаков недействительными  по причине их значительного обесценения  или смены политического режима, сопровождаемое введение новой валюты (пример: в СССР в период Гражданской войны были аннулированы бумажные деньги, выпущенные царским и белогвардейскими правительствами);

     •  девальвация - уменьшение в законодательном  порядке металлического содержания национальной денежной единицы или  понижение официального курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте (пример: понижение курса рубля по отношению к доллару США в августе 1998г.);

     •  реставрация (ревалоризация) - повышение  металлического содержания национальной денежной единицы или официального курса национальной валюты по отношению  к иностранной валюте (пример повышение  курса марки ФРГ в 1961, 1969 и 1971 гг.);

     •  деноминация - метод "зачеркивания нулей", т. е. укрупнение денежной единицы страны, и, следовательно, масштаба цен в  целях упрощения и облегчения платежного оборота, учета и расчетов и придания большей полноценности национальной валюте (пример: в России деноминация была проведена 1 января 1998 года с обменом денежных знаков 1: 1000).

     2.2. Инфляция и антиинфляционная политика в России.

     Комбинация  различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических  условий той или иной страны. Становление  рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит от интенсивности  инфляционных процессов. Борьба же с  этим явлением методами тотального или  значительного административного  контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без  устранения их причин, негативно сказывается  на развитии рыночных отношений и  стабильности экономики.

     Необходимы  серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия. Сложность ситуации состоит  в том, что антиинфляционную политику в России сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим  рычагам. Дело в том, что в России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции можно  считать уникальную диспропорциональность  в экономике, возникшую как следствие  командно-административной системы.

     Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных  расходов в ВНП, высочайшая степень монополизации производства. В условиях планово-распределительной системы хозяйствования инфляция носила скрытый характер, проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве низких цен на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. Ее истоки были заложены длительным нарушением макроэкономических пропорций, деформированной и крайне низкой эффективностью структуры производства.

     Инфляция  в условиях перехода к рыночным отношениям характеризуется тесным переплетением  инфляции издержек и спроса и сопровождается тяжелыми социально-экономическими последствиями. Стремление правительства проводить  жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующий  инфляционный рост цен. Россия впервые  в мировой практике в условиях продолжавшегося десятилетия экономического спада искусственно сдерживала темпы  инфляции, применяя дефляционную политику с невыплатами заработной платы, пенсий и пособий. Динамика среднегодового уровня инфляции России представлена в таблице 2.

     Очевидно, что нарушение народнохозяйственных пропорций невозможно устранить  без определенной структурной политики государства, осуществляемой даже прямыми  административными мерами, в частности, сокращением военного производства и расходов, а также рационализацией  производственных капиталовложений, обильным финансированием за счет акционерных  и частных капиталов, широким  привлечением иностранных инвестиций и сокращением бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую  структуру советской экономики.

     Все это важно дополнять мерами, которые  ограничат денежную массу, устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют соотношение валют, а также созданием условий для здоровой конкуренции.

Таблица 2

Динамика  среднегодового уровня инфляции в России

Год Уровень инфляции, (%)
1990

1991

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009 (текущий)

5,3

92,6

844,2

215,0

131,3

21,9

11,0

84,4

36,5

20,2

18,6

15,1

12,0

11,7

10,9

9,0

11,9

13,3

5,4

 
 
 
 

Заключение.

     Таким образом, инфляция - это сложный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике  страны, ее населению. Она обостряет  социально-классовые противоречия, а при высоком уровне ее развития приводит в расстройство весь процесс  капиталистического производства.

     Инфляция  в настоящее время в той  или иной степени охватывает практически  все страны мира: и развитые и  развивающиеся. Она превратилась в  одну из глобальных проблем человечества. Борьба с ней, с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат, так как она постоянно принимает новые формы и все более сложный характер. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – цель государственного регулирования рыночной экономики. Если правительство будет пользоваться богатым теоретическим и практическим багажом знаний по финансовой стабилизации, а есть основания предполагать, что оно будет, то таковая стабилизация будет достигнута, и все мы заживем счастливо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:

  1. Климович В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  2. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: учебник – 5-е изд. – Киров: «АСА», 2002.
  3. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: учебник. – 5-е изд. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
  4. Бардовский В. П., Рудакова О. В., Самородова Е. М. Экономическая теория: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  5. Жуков Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  6. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки: учебник. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  7. Макроэкономика: учебное пособие / под ред. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  8. Словарь - Язык рынка. М.: Росс.,1999.
  9. Финансы: учебник для вузов / под ред. В. М. Романовского. М.: Юрайт, 2000.
  10. Раджабова З. К. Мировая экономика: учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  11. Экономическая теория: учебник  / под ред. И. П. Николаевой М.: ЮНИТИ, 2002.
  12. Экономическая теория: учебник / под ред. В. Д.Камаевой и Е. Н.Лобачевой - М.: Юрайт-Издат, 2006.

     Журнальные  статьи:

  1. Сапир Ж. Журнал «Проблемы прогнозирования» №3, 2006.
  2. Л. Н. Красавина. Регулирование инфляции как фактор экономической стабильности. Финансы 2000 № 4.
  3. С. Лушин. Проблема инфляции. Экономист 1999 №2.
  4. Инфляция и антиинфляционная политика в России. Сборник статей. Под ред. Л. Н. Красавиной. М., 2000.
  5. А. Амосов. Особенности инфляции и возможность противодействия ей. Экономист. 1998 № 1.
  6. Рогова О. Инфляция и воспроизводство. Экономист. 2007,№1.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика