Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 10:50, реферат
В экономической теории существует несколько взглядов на сущность и причины инфляции. В отечественной науке и в правящих кругах Украины сейчас преобладают взгляды на это явление исключительно как на денежный феномен, связанный с чрезмерной эмиссией. Поэтому борьба с ней ведется в направлении административного сокращения эмиссии. Однако жесткое ограничение прироста денежной массы не могло не повлиять на состояние экономики, спровоцировав дальнейшее углубление системного кризиса.
При острой инфляции кредиторам невыгодно предоставлять ссуды, так как их возврат осуществляется в той же номинальной сумме, но обесценившимися деньгами, означая прямые потери для кредитора.
При острой инфляции денежная система страны приходит в глубокое расстройство. Непрерывно обесценивающиеся деньги не могут быть использованы для выражения в них цен. Поэтому они перестают выполнять функцию выражения товарных цен и соизмерения ценовых пропорций между товарами. В этом случае цены выражаются не в национальной, а в иностранной (устойчивой) валюте. Обесценивающиеся деньги перестают выполнять функцию средства платежа, так как продажа товара на условиях отсрочки платежа ведет к прямым потерям кредитора.
Инфляция, темп роста которой превышает 10 %, ведет к дестабилизации всей экономики. Причем по мере нарастания инфляции ее разрушающее влияние на экономику проявляется все сильнее и сильнее. Особенно в периоды гиперинфляции, при которой темпы роста цен и, следовательно, обесценивания денег, растут быстрее, чем темпы роста их эмиссии. Это обусловлено тем, что товаропроизводители, исходя из своих ожиданий роста инфляции, закладывают в цены своих товаров будущее обесценивание денег. В тех случаях, когда гиперинфляция сочетается с глубоким экономическим кризисом, например в Украине в 1993-1994 гг., говорят о стагфляции экономики.
Инфляция
отрицательно влияет на социальную жизнь
общества, в частности, при инфляции
покупательная способность основной
части населения резко
Номинальный доход (Ін) – это то количество денежных единиц, которое индивид получает в виде заработной платы или другого вида дохода, например, прибыли.
Реальный доход (Ір) – это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести за номинальный денежный доход.
Взаимосвязь между инфляцией и изменениями номинального и реального доходов населения может быть с определенной степенью точности выражена формулой:
Ір% = Ін% - ΔИПЦ%
Например, если ИПЦ за год возрос на 10%, а номинальный денежный доход (Ін) увеличился только на 15%, то реальный доход (Ір) возрос на 5% (5%=15%-10%).
Инфляция способствует расслоению общества. Это обусловлено тем, что из-за роста цен среднеобеспеченные слои населения становятся малообеспеченными, а малообеспеченные слои населения становятся нищими. Богатее лишь небольшая кучка лиц.
От
инфляции страдают предприниматели
малого и среднего бизнеса, так как
цены на их продукцию повышаются медленнее
и позднее цен на продукцию
крупных предприятий, в связи
с чем реальные доходы предпринимателей
малого и среднего бизнеса снижаются,
а также утрачивается часть их
денежных сбережений, реальные размеры
которых резво сокращаются в
периоды инфляции [5, с. 264 - 267].
3. Методы государственного регулирования инфляционных процессов
Долгое время экономическая наука и практика оценивали инфляцию исключительно отрицательно. Начиная с 60-х годов отношение к инфляции несколько изменилось, стало дифференцированным. Большинство экономистов (зарубежных и отечественных) признала, что "ползучая" инфляция имеет положительное влияние на социально-экономическое развитие и только на высших стадиях приобретает разрушительный характер. Поэтому и проблема борьбы с инфляцией приобрела характер ее регулирования со стороны государства. Основная цель такого регулирования состоит в том, чтобы сдержать инфляцию в разумных пределах и не допустить разгона ее темпов до размеров, угрожающих социально-экономической жизни общества.
Идею
регулировать инфляцию первой выдвинула
представители кейнсианской школы,
их идея "контролируемой" инфляции
сформировалась как составная кейнсианской
теории государственного регулирования
экономики путем вмешательства
в платежеспособный спрос. Кейнс
и его последователи считали,
что разными экономическими рычагами,
в том числе увеличением
1) относительно свободная
2) наличие на рынке резервов
средств производства и
3) свободное движение ссудного процента под влиянием спроса и предложения на денежном рынке, что дает возможность снижать его при выпуске в обращении дополнительной массы денег. Это, в свою очередь, приводит к росту инвестиций и ослабления инфляционного давления излишка денег на товарных рынках.
Кейнсианская идея регулируемой инфляции широко использовалась на практике в 50-60-е годы в большинстве стран рыночной экономики.
Однако уже с начала 70-х годов в большинстве стран с развитой рыночной экономикой начался быстрый рост цен, инфляция приблизилась к галопирующему уровню. В новых условиях кейнсианская идея регулируемой инфляции подвергалась серьезной критике со стороны представителей монетаристской школы. Главный недостаток ее виделся в том, что кейнсианцы не учли в своих оценках последствий инфляционных мер правительства сознательной реакции экономических агентов (предпринимателей и наемных работников) на будущую инфляцию. Так, М. Фридман выдвинул положение о "естественном уровне безработицы", который определяется условиями рынка рабочей силы и не мог быть нарушен извне. Если же правительство мерами своей политики (нагнетание спроса бюджетной и кредитной экспансией) уменьшит безработицу по его естественный уровень, то это только ускорит инфляцию до галопирующих темпов. Ведь предприниматели, прогнозируя рост цен, застрахуют свои доходы соответствующими мероприятиями в деловых контрактах, трудовых соглашениях и т.д. Поэтому ожидаемого правительством перераспределения доходов и усиление стимулирования производства не происходит. Правительство вынуждено будет еще больше расширять спрос сверх размеров, которых ожидали предприниматели, а это - прямой путь к раскручиванию инфляционной спирали. Положительный эффект от таких действий правительства может быть лишь краткосрочным. В долгосрочном же плане они содержат в себе угрозу гиперинфляции.
Еще дальше пошли представители монетаристской школы "рациональных ожиданий" (Р. Лукас, Н. Уоллес, Т. Сарджент). По их мнению, экономические субъекты могут предусматривать любые регулирующие меры правительства ("рациональные ожидания") и защитить свои доходы от их влияния. Поэтому они отрицают даже краткосрочный эффект регулирования эмиссии и занятости и наиболее откровенно поддерживают главный вывод монетаристской доктрины. Согласно ему стабилизационная политика якобы бесплодная и от нее следует отказаться, а рыночная система сама себя поддержит в постоянной равновесии, как бы на нее не пытались влиять.
На практике политика
Антиинфляционная политика большинства стран с развитой рыночной экономикой проводится по нескольким направлениям - дефляционной политики (урегулирование спроса), политики доходов или по одному и второму направлениями одновременно.
Дефляционная политика включает ряд методов ограничения платежеспособного спроса через финансовый и кредитно-денежный механизм. Для того чтобы уменьшить поступление лишних денег в обращение, сокращаются затраты государственного бюджета, прежде всего на субсидии предприятиям, социальные потребности, инфраструктуру, на нужды военно-промышленного комплекса. С целью изъятия из обращения излишних денег, поступивших туда раньше, широко используется усиление налогового давления на доходы. Однако мобилизованные в бюджет через налоги средства могут вновь поступать в обращение в виде государственных расходов. Чтобы этого не произошло, необходимо реально уменьшать бюджетные расходы, прежде непроизводственного назначения. Для изъятия части лишних денег форсируется выпуск государственных займов.
Важным инструментом
Политика дефляции при
Второе направление антиинфляционной политики - политика доходов - предусматривает государственный контроль за заработной платой и ценами. Такой контроль может сводиться к фиксации зарплаты и цен на определенном уровне ("замораживание"), или установление темпов их роста в определенных пределах, чаще всего в пределах темпов прироста производительности труда или к тому и другому одновременно. Широко этот метод использовался в Советском Союзе. В странах Запада далеко не все правительства решались применять его, учитывая возможные негативные социальные последствия, поскольку замораживание цен - это прямое вмешательство в частное предпринимательство и в сферу рынка, что приводит к деформации действия его механизма. Первым негативным следствием этого является появление товарного дефицита. Замораживание же зарплаты ставит в затруднительное положение трудящихся, вызывает их недовольство правительственной политикой, усиливает социальную напряженность.
Под влиянием неомонетаристских идей большинство стран Запада отказалось от прямого вмешательства в цены и зарплату, и направила свои антиинфляционные меры на создание благоприятных условий для действия законов рынка и всяческое стимулирование частного предпринимательства. Это, в частности, проведение жесткой антимонопольной политики, поощрение рыночной конкуренции, сокращение государственной поддержки малорентабельных и слабоконкурентных предприятий и отраслей, введение гибкой налоговой политики, стимулирующей предпринимательскую активность и рост денежных сбережений населения. Все эти мероприятия положительно влияли на развитие производства, повышение его эффективности и производительности труда, что, в свою очередь, способствовало результативности дефляционной политики. Благодаря этому страны Запада с начала 80-х годов смогли преодолеть галопирующую инфляцию, ввести ее в рамки "ползучей". На таком, в общем приемлемом для нормального экономического развития, уровне они удерживали инфляцию до конца 80-х и в течение 90-х годов преимущественно методами дефляционной политики.
Опыт государственного регулирования инфляции, накопленный развитыми странами в течение 60-90-х годов на основе кейнсианских и монетаристских рекомендаций, имеет большое значение для экономической теории и практики.
Во-первых, инфляция может легко из контролируемой превратиться в неконтролируемую, достичь галопирующих темпов и привести к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Поэтому более надежной оказалась четко выраженная антиинфляционная политика.
Информация о работе Инфляция: факторы влияния и инструменты регулирования