Инфляция её причины и следствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение инфляционных процессов как социально - экономического явления и их причины и следствия.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность инфляции как многофакторного процесса.
2. Выявить основные причины возникновения инфляции.
3. Уяснить классификацию и определить виды инфляции зависящие от разных причин.
4. Изучить степень воздействия факторов влияющих на рост и проявление инфляции в экономической и социальной жизни Казахстана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
І. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ
1.1 История инфляционных процессов………………………………….……………………….5
1.2 Сущность инфляции в разных экономических школах………………………………..........6
1.3 Классификация видов инфляции……………………………………..……………………….8
1.4 Основные причины инфляционного роста цен……………………..……………………….11

ІІ. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ, ИХ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ В РК
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Казахстан………………………...17
2.2 Анализ инфляционных процессов в РК за 2008-2011 годы………..……………………….28
2.3 Прогноз инфляции в Казахстане до 2015 года………………………………………………37
ІІІ.ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…………………..….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………...……

Работа содержит 1 файл

Жайнар курсовая по дкб.docx

— 394.27 Кб (Скачать)

    Цены  на одежду и обувь увеличились на 0,5%, фармацевтические препараты – на 0,4%, бытовые текстильные изделия – на 0,3%, моющие и чистящие средства – на 0,2%. Твердое топливо подорожало на 1,9%, бензин – на 1,1%,  дизельное топливо – подешевело на 0,5%.

    Уровень цен на услуги образования стал выше на 1,7%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 0,7%, здравоохранения – на 0,6%, культуры – на 0,5%, железнодорожного пассажирского транспорта – ниже на 5,2%.

    В сфере жилищно-коммунальных услуг  оплата за сбор мусора повысилась на 6,9%, канализацию – на 2%,  холодную воду – на 1,2%, содержание жилья – на 0,8%, газ, транспортируемый по распределительным сетям – на 0,4%, горячую воду и центральное отопление – по 0,1%.  

  

  Индекс  потребительских цен, характеризующий  уровень инфляции, показывает изменение  цен на товары и услуги, приобретаемые  населением для личного потребления. Набор товаров и услуг включает 508 позиций. Регистрация цен производится по выборочной сети предприятий торговли и сферы услуг различных форм собственности во всех областных  центрах, столице и определенному  кругу городов и районных центров. Используемая для агрегирования  система весов в части их расходов рассчитывается на основании материалов обследований домашних хозяйств за предшествующий год.

  С января 2011 года при построении ИПЦ доля продовольственных товаров составляет 38,8%, непродовольственных – 31,4%, платных услуг – 29,8%. 

                           2.3. Прогноз инфляции в Казахстане до 2015 года. 

       Казахстанское правительство одобрило  прогноз социально-экономического  развития страны на 2011–2015 годы.

       Наиболее существенное поступление  дополнительных доходов в бюджет  прогнозируется за счет увеличения  экспортной таможенной пошлины  на нефть с 20 до 40 долларов за  тонну. В связи с этим «главный  кошелек» страны только от  взимания этой пошлины в следующем  году потяжелеет на 421,4 млрд. тенге.  Увеличатся вливания правительства  в агропромышленный комплекс. На  это в проекте бюджета на  ближайшие три года Министерство  финансов заложило порядка 586 млрд. тенге. Немалые средства  будут выделены на мероприятия  по поддержке сельхозтоваропроизводителей через государственный холдинг «КазАгро» и на ежегодный закуп зерна для пополнений закромов родины. Не забыли в Министерстве финансов и о госпрограмме форсированного индустриального развития Казахстана. В республиканском бюджете на 2011–2013 годы на ее реализацию заложено 1 трлн. 745 млрд. тенге.

        Правительство Казахстана одобрило  прогноз социально-экономического  развития страны на 2011–2015 годы, проект  уточненного бюджета на ближайшие  три года и закона «О гарантированном  трансферте из Национального  фонда на 2011–2013 годы». 

       С расчетами по будущему развитию  отечественной экономики кабмин ознакомила министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова. И даже, несмотря на то, что в их основу закладывался весьма консервативный уровень цены на нефть в 2011–2015 годах – 65 долларов за баррель – и рост мировых цен на металлы на 10–15 процентов, общая картина вырисовалась более чем обнадеживающая.

       По данному сценарию в среднесрочном  периоде темп прироста реального  ВВП, по прогнозам, составит 3,1 процента в 2011 году, 3,3 процента  – в 2012 году, 3,5 процента – в  2013 году, в среднем рост в период  до 2015 года будет на уровне 4,1 процента, – сообщила Жанар Айтжанова.

       Она также добавила, что реализация  индустриальных проектов и повышение  внешнего спроса на экспортную  продукцию Казахстана будут способствовать  росту промышленности, который в  среднем составит до 5 процентов  в год. 

      В обрабатывающем секторе темпы  роста достигнут к 2015 году 7,2 процента. Рост будет обеспечен за счет увеличения производства продуктов питания, производства в химической промышленности, увеличения производства резиновых и пластмассовых изделий, а также роста производства в металлургии. Средний годовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства достигнет к 2015 году 4,8 процента. В данном случае росту будет способствовать не только увеличение физического объема растениеводства, но и прогнозируемый рост цен на продукцию этого сектора, – пояснила глава Министерства экономического развития.

       При этом она подчеркнула, что  увеличение производства в промышленности  и в сельском хозяйстве будет  способствовать росту объемов  услуг транспорта и торговли.

       Прирост услуг транспорта в  планируемом периоде в среднем  составит 3,7 процента. Объемы торговли  в 2011–2015 годах возрастут на 5,4 процента, – добавила в этой  связи Жанар Айтжанова.

       В заключение своего доклада  она сообщила, что по прогнозу  Национального банка в ближайшие  5 лет инфляция в Казахстане  будет находиться в коридоре 6–8  процентов, а уровень безработицы,  по данным Министерства труда  и социальной защиты населения,  снизится с 6,4 процента в 2011 году до 5,5 процента в 2015 году.

       Не менее ободряющие прогнозы  озвучил и министр финансов  Болат Жамишев, пришедший на заседание правительства с уточненным проектом трехлетнего бюджета.

       Поступления республиканского бюджета  на 2011 год определены в объеме 4 трлн. 55,2 млрд. тенге или с ростом  по сравнению с уточненным  планом 2010 года на 676,9 млрд. тенге,  или 20 процентов. На 2012 год поступления  составят 4 трлн. 380,1 млрд. тенге, на 2013 год – 4 трлн. 786 млрд. тенге. Расходы  республиканского бюджета на 2011 год планируются в объеме 4 трлн. 657,7 млрд. тенге с ростом к плану  текущего года на 11,1 процента, на 2012 год – 4 трлн. 961,9 млрд. тенге,  на 2013 год – 5 трлн. 168,3 млрд. тенге.  Дефицит бюджета определен на  уровне 2,8 процента к ВВП, что  составляет в абсолютном выражении  602,5 млрд. тенге в 2011 году, в 2012 году – на уровне 2,5 процента  к ВВП, или 581,9 млрд. тенге, в  2013 году – 1,5 процента к ВВП,  или 382,3 млрд. тенге, – проинформировал  он.

        Прогноз доходов республиканского  бюджета на 2011 год без учета  поступления трансфертов определен  в сумме 2 трлн. 636,9 млрд. тенге,  или 12,4 процента к ВВП, с  превышением плана текущего года  на 799,4 млрд. тенге. На 2012 год доходы определены в сумме 2 трлн. 955, 2 млрд. тенге с ростом против прогноза 2011 года на 318,3 млрд. тенге, что составит 12,7 процента к ВВП, на 2013 год – 3 трлн. 339,2 млрд. тенге с ростом против 2012 года на 384 млрд. тенге, или на 13,1 процента к ВВП.

        Вместе с тем глава Министерства  финансов уточнил, что наиболее  существенное поступление дополнительных  доходов в главный кошелек  страны прогнозируется за счет  увеличения экспортно-таможенной  пошлины на нефть с 20 до 40 долларов  за тонну. 

        По словам Жамишева, пошлину, которая составила на светлые нефтепродукты 99,71 доллара за тонну, на темные нефтепродукты – 66,47 доллара за тонну, сырую нефть – 20 долларов тонну, придется платить всем экспортерам, за исключением тех, у кого в соглашении по разделу продукции есть стабильность по данному виду платежей. Таким образом, только в 2011 году доходы от ЭТП на нефть запланированы на уровне 421,4 млрд. тенге.

        Также на заседании правительства  был одобрен законопроект «О  гарантированном трансферте из  Национального фонда РК на 2011–2013 годы», который в соответствии  с указом президента Казахстана  Нурсултана Назарбаева от 2 апреля 2010 года зафиксирован в абсолютном  значении на уровне 8 млрд. долларов, или 1 трлн. 200 млрд. тенге. Соответствующие  поступления предусмотрены в  проекте республиканского бюджета  на 2011–2013 годы. 
 

              ІІІ. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ  В КАЗАХСТАНЕ 

       Анализ  причин и особенностей инфляции в  Казахстане позволяет выработать соответствующую  дефляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приемы противодействия инфляции, комплексно и целенаправленно действовать  на очаги ее возникновения.

       Необходимо  отметить следующие условия преодоления  инфляции:

       1) Чем выше уровень инфляции, тем  труднее с ней бороться;

       2) Все пути снижения инфляции  являются антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего большинства населения;

       Рассмотрим  методы преодоления инфляции.

       Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

       Антиинфляционная  политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

       1) Уменьшение объема денежной массы  в обращении через сокращение  налично-денежной эмиссии Национальным  банком;

       2) Увеличение учетных ставок за  централизованные кредиты в целях  удорожания кредитных ресурсов  и снижение их доступности 

       3) Увеличение резервных требований  центрального банка к коммерческим  банкам для ограничения кредитной  экспансии коммерческих банков;

       4) Прямое сокращение кредитов центрального  банка в тех же целях.

       Теоретически  можно преодолеть инфляцию путем  прекращения кредитной эмиссии, но в наших условиях только ценой  остановки производства; сокращение эмиссии, приводящее к спаду производства при достижении критических величин в жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением определенных социальных групп вынуждает правительство возобновить эмиссию, после чего происходит очередное повышение цен. Этот процесс последовательно повторяется: отсутствие рыночной конкуренции на микро уровне и неразвитость рыночной среды приводит к возникновению инфляционных волн. При сохранении подобной экономической политики в расчете только на включение автоматических рыночных механизмов ситуация воспроизводится бесконечно долго и приводит к разрушению экономического потенциала страны.

       Антиинфляционная  фискальная политика проводится путем  увеличения налогов, сокращения государственных  расходов и, на основе этого, снижение дефицитов государственного бюджета.

       Налоговая антиинфляционная политика заключается  в сокращении налогового бремени, особенно косвенного налогообложения. Косвенные  налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают  спрос. Другим вариантом действия высоких  налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. И  третье, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием  множества налогов, усложняющих  налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов. Поэтому  при инфляции, предпочтительнее простая  и надежная налоговая система. Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную, так и на сферу материального производства в отношении государственных предприятий и организаций. В последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции издержек, или производителей.

       Для преодоления инфляции, связанной  с издержками производства, требуется  преодоление спада производства. Это требует усиления мотивационных  стимулов производительного труда, заинтересованности в его эффективных  результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми  усилиями и результатом непосредственная. Государство поощряет этот сектор путем  обеспечения благоприятного правового  и экономического режима его функционирования. В государственном же секторе стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поощрения за достижение необходимых показателей и критериев эффективности производства.

       Необходимый элемент в системе мер по преодолению  инфляции - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической  ответственности предприятий, организаций  всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных  механизмов сводится к схеме: «снижение  издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».

       Создание  механизма конкуренции связано  с проведением антимонопольных  мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства  в хозяйственно-финансовой деятельности.

Информация о работе Инфляция её причины и следствия