Импортные операции. Покупка иностранной валюты

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 16:38, реферат

Описание работы

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой которого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним экономические отношения. Некоторые страны влились во всемирное хозяйство в связи с потребностями их собственного развития, другие же были втянуты в международное разделение труда и международные экономические отношения до становления своих национальных рынков.

Содержание

Введение………………………………………….........................................3
Валютные операции по экспорту и импорту товаров …..……………5
Импорт товаров………………………………………………..…………...9
Банковский контроль за расчетами по импорту товаров..……………..14
Купля-продажа резидентами иностранной валюты……………………..19
Заключение…………………………………………………………….…27
Список используемых источников…………………………………….28

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     В ходе обслуживания импортных операций уполномоченные банки выполняют  функции агентов валютного контроля. Во исполнение требований Указа 1163 и  Инструкции No 91-И уполномоченные банки осуществляют оперативный обмен информацией по всем импортным сделкам с ГТК с использованием программного комплекса, разработанного ГТК. Посредством указанного обмена информацией между Банком, ГТК и Импортером осуществляется текущий контроль за всеми этапами исполнения импортного Контракта, включая соблюдение всех сроков и иных условий данных сделок.

     По  каждому Паспорт импортной сделки Банк формирует отдельное Досье (Импорт), в которое помещаются:

  • экземпляр Паспорт импортной сделки, подписанный Импортером и заверенный Банком,
  • копии Контракта (выписки из Контракта), в т.ч. изменений или дополнений к Контракту, заверенные в установленном порядке,
  • копии разрешений, представленных Импортером в Банк,
  • ксерокопии ГТД (копии ГТД; сведения из ГТД, распечатанные на бумажном носителе и заверенные Банком), представленные Импортером,
  • копии поручений (заявлений) Импортера на оплату обязательств по Контракту, связанных с поставкой товаров, а также межбанковских сообщений, подтверждающих перевод нерезиденту (поступление в пользу Импортера) денежных средств по Контракту (Паспорт импортной сделки),
  • Ведомость, распечатанная на бумажном носителе по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по Контракту (при закрытии Досье (Импорт)), заверенная Банком,
  • иные документы и сведения, оформляемые (формируемые) Банком или поступающие в Банк в связи с данным Паспорт импортной сделки.

     По  истечении 90 календарных дней, следующих  за последней датой, указанной в  Паспорте импортной сделки, Досье (Импорт) по данному Паспорт импортной сделки закрывается и сдается в архив Банка. Досье (Импорт) подлежит хранению не менее 5 лет после его закрытия.

     Инструкция No 91-И устанавливает, что Паспорт импортной сделки, оформленные до 1 января 2001 года в соответствии с требованиями Инструкции No 30, не утрачивают своего действия в связи с вступлением в силу Инструкции No 91-И и принимаются таможенными органами для целей таможенного контроля.

     Заканчивая  рассмотрение валютных операций, связанных  с импортом товаров, следует также упомянуть, что резидент приобретает иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для целей оплаты импорта в соответствии с правилами, определенными нормативными актами Банка России

     Купля-продажа  резидентами иностранной  валюты

 

     Приобретение  или продажа резидентами иностранной валюты – самые распространенные валютные операции. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, с одной стороны, приобретают иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для платежей нерезидентам за товары (услуги, работы, результаты интеллектуальной деятельности), а с другой стороны, получая от нерезидентов иностранную валюту, продают ее за рубли.

     Приобретение  иностранной валюты

     Закон РФ от 09.10.92 No 3615-1 «О валютном регулировании  и валютном контроле» (далее – «Закон No 3615-1») установил, что резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком РФ.

     Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ – Инструкции ЦБ РФ от 29.06.92 No 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" и Указании ЦБ РФ от 20.10.98 No 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

     Закон No 3615-1 также устанавливает, что покупка  и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки, не допускается, а заключенные в нарушение  правил, установленных Центральным  банком РФ, сделки купли-продажи иностранной  валюты являются недействительными.

     В целом, правила приобретения иностранной  валюты, действующие до 15 июня 2004 г. (даты вступления в силу ФЗ от 10.12.03 N173-ФЗ), можно изложить следующим образом.

     Резидент  – юридическое лицо вправе приобрести иностранную валюту для немедленного осуществления валютной операции, осуществление которой допускается Законом No 3615-1 и/или нормативными актами Банка России. В случае, если резидент не использует приобретенную валюту в течение семи дней, данная сумма подлежит обратной продаже. Приобретение иностранной валюты впрок или с целью хранения средств в иностранной валюте не допускается.

     Особый  порядок покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ был  установлен Центральным банком РФ для  осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, если оплата по договору (соглашению, контракту) производится в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долл. США. Для осуществления такой покупки резидент должен предварительно получить специальное заключение Министерства финансов РФ , и только после предъявления указанного заключения уполномоченный банк будет проводить операции по приобретению для резидента иностранной валюты.

     Федеральный закон от 10.12.03 No 173-ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле» (далее –  «Новый валютный закон») сохранил общий  порядок купли-продажи иностранной  валюты и чеков только через уполномоченные банки.

     Статья 11 Нового валютного закона уполномочивает Центральный банк РФ ввести новый порядок купли-продажи иностранной валюты и чеков резидентами, который может предусматривать :

     1) установление требования об использовании  специального счета резидентами;

     2) установление требования о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты.

     Кроме того, ограничения, указанные выше не применяются, если требования о резервировании уже установлены в связи с осуществлением валютной операции, для проведения которой производится купля-продажа иностранной валюты и чеков (например, для взноса резидента в уставный капитал компании-нерезидента).

     Пример. Российская компания заключила импортный контракт с иностранной компанией о приобретении партии товара. Условиями контракта предусмотрена поставка товара через 200 дней после перечисления аванса. Резидент приобретает иностранную валюту для осуществления платежа нерезиденту без внесения резерва в Центральный банк РФ, так как по истечении 180 дней резидент должен будет внести резерв в сумме до 50% от суммы проведенного платежа на срок до исполнения нерезидентом своих обязательств (п.3 ст.7 Нового валютного закона).

     Следует отметить, что Новый валютный закон допускает приобретение резидентом иностранной валюты впрок или с целью хранения средств в иностранной валюте. При этом применяются указанные выше ограничения: резервирование рублевой суммы, эквивалентной 100% приобретаемой иностранной валюты на срок до 60 дней, а также обязательное использование специального счета резидента.

     Продажа иностранной валюты

     Новый валютный закон, также как и Закон No 3615-1, определяет, что резиденты  вправе свободно продавать иностранную  валюту на внутреннем валютном рынке РФ.

     Обязательная  продажа

     Закон No 3615-1 устанавливает, что обязательная продажа валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности) осуществляется в объеме, установленном Центральным  банком РФ, но не свыше 30% суммы валютной выручки. Обязательная продажа валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком РФ.

     С 10 июля 2003 г. размер обязательной продажи  валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) составляет 25 % от суммы валютной выручки.

     Фактически  обязательной продаже подлежат все  поступления в иностранной валюте от нерезидентов, а не только экспортная выручка, за исключением кредитов (займов), вкладов в уставный капитал и некоторых других.

     До 1 января 2007 г. сохраняется возможность  еще одного ограничения в отношении  валютных операций – обязательной продажи части валютной выручки.

     Новый валютный закон, так же как и Закон No 3615-1, определяет, что обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере до 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком РФ.

     Следует отметить, что перечень иностранной  валюты, подлежащей обязательной продаже  на внутреннем валютном рынке РФ, определяется Центральным банком РФ. Следовательно, в отношении валютной выручки  в некоторых иностранных валютах  правила об обязательной продаже применяться не будут.

     Объектом  обязательной продажи является валютная выручка резидентов, включающая в  себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или  от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов. Исключения составляют:

     1) суммы в иностранной валюте, получаемые  Правительством РФ, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком РФ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;

     2) суммы в иностранной валюте, получаемые  уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

     3) суммы, необходимые для исполнения  обязательств резидентов по кредитным  договорам и договорам займа  с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

     4) суммы в иностранной валюте, поступающие по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).

     Для уменьшения подлежащей обязательной продаже  суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы  и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с Новым валютным законом в иностранной валюте:

     1) оплата транспортировки, страхования  и экспедирования грузов;

     2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

     3) выплата комиссионного вознаграждения  кредитным организациям, а также  оплата исполнения функций агентов  валютного контроля;

     4) иные расходы и платежи по  операциям, перечень которых определяется  Центральным банком РФ (п.5 ст.21 Нового  валютного закона).

     Изменения претерпевает процедура осуществления  обязательной продажи части валютной выручки. Новый валютный закон устанавливает, что обязательная продажа части  валютной выручки осуществляется только на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через 7 рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке (п.2 ст.21 Нового валютного закона).

     Согласно  действующему порядку (до 15 июня 2004 г.), в случае непоступления от резидента поручения на продажу части валютной выручки, уполномоченный банк, в котором был открыт счет данного резидента и на который поступила выручка, самостоятельно осуществляет обязательную продажу без поручения клиента.

     Предполагается, что также как и ранее резидентам для обязательной продажи части валютной выручки будет открываться в уполномоченном банке транзитный валютный счет.

     Назначение  транзитного валютного счета  – идентификация поступлений  иностранной валюты в пользу резидента по видам операций, включая поступления экспортной валютной выручки, и непосредственное осуществление ее обязательной продажи.

     На  транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются все поступления  иностранной валюты в пользу резидента, за исключением следующих поступлений, зачисляемых на текущий валютный счет:

Информация о работе Импортные операции. Покупка иностранной валюты