Характеристика типовой структуры банка по критериям специализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрена цель организации банковской деятельности, которая заключается в разработке, создании и обеспечении эффективного функционирования организационных структур адекватных целям и задачам банковской организации в целом.
Специфика банковской деятельности определяет набор необходимых структурных подразделений и служб банка: Совет банка, Правление банка, администрация, подразделения, занимающиеся общими вопросами управления, коммерческой деятельностью, финансами, автоматизацией банковской деятельности.

Содержание

Введение. 2
Принципы организации банковской деятельности 3
Модели организационных структур банка 6
Изменение организационной структуры банка 10
Критерии специализации банков 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Организация деятельности коммерческого банка.docx

— 35.92 Кб (Скачать)

Четвертая модель организационной  структуры банка ориентируется  на группы клиентов, каждая из которых  характеризуется определенными  интересами, потребностями, а следовательно, нуждается в специфическом обслуживании, которое осуществляется через отдельное подразделение. Так, в качестве отдельных групп клиентов могут быть выделены: мелкие, средние и крупные предприятия; транснациональные компании; представители свободных и творческих профессий; состоятельные частные клиенты; массовые клиенты (физические лица); институциональные клиенты (пенсионные кассы, страховые общества, юридические общества); лечебные учреждения и т.п.

Двухмерная матричная  модель использует комбинацию функционального  деления и деления по группам  клиентов, что позволяет более  обстоятельно решать вопросы управления. Два сотрудника (руководителя), отвечающих за свой участок деятельности, имеют  возможность высказать свою точку  зрения и прийти к соглашению, в  большей степени отвечающему  потребностям как банка, так и клиента.

Использование двухмерной матричной  модели, комбинирующей функциональное деление и деление по группам  клиентов, обычно приводит, с одной  стороны, к формированию подразделений, осуществляющих те или иные операции, и служб, осуществляющих продажу  продукта.

Для двухмерной модели характерно наличие различной компетенции  двух служб — централизованной функциональной и службы сбыта, что делает необходимым  их кооперацию и координацию. Для  этого в банке формируется  связующее звено — группы поддержки  продажи, куда входят специалисты, задачей которых является консультирование службы маркетинга по вопросам организации, например, внешнеторговых операций, операций с недвижимостью, эмиссии ценных бумаг и т.п. Роль этих специалистов не только в более углубленной подготовке решений по тому или иному вопросу, но и в обеспечении обмена опытом и знаниями между функциональными отделами и службой маркетинга.

Трехмерная матричная  модель базируется на комбинации трех равнозначных критериев, например функционального  и регионального принципов и  принципа разделения по группе клиентов.

Трехмерную матричную  модель организации структуры следует  отличать от трехмерной линейной модели. Последняя включает в себя сферу  маркетинга (рыночная сфера), сферу  обработки банковских операций, связанных  с предоставлением услуг клиентам, и сферу менеджмента (управленческая сфера). Это означает, что всякая сделка. заключаемая банком с клиентом, представляет собой соединение по крайней мере трех частей: заключение сделки (заключение договора, например, об открытии счета или кредитного соглашения), организацию банковских операций (например, выдача или погашение кредита, продажа или покупка ценных бумаг) и управление, связанное с выполнением банковских операций (планирование, развитие, управление, координацию и контроль; иногда это называют обработкой банковских операций). В трехмерной матричной модели в полной мере отражаются идеи общей маркетинговой направленности банковского бизнеса. При ее внедрении каналы сбыта обслуживают отдельные целевые рынки, создаются центры обслуживания, специализирующиеся на отдельных труппах. Все большее внимание при этом банки обращают на послепродажное обслуживание.

 

 

3. Изменение организационной  структуры банка

При внедрении нового варианта организационной структуры банка  комплектуется команда специалистов, которые, как правило, наделяются широкими полномочиями и на практике реализуют  идеи, заложенные в той или иной модели. Созданная команда специалистов должна внести определенные коррективы в круг задач, выполняемых структурным  подразделением. Поставленные задачи должны быть при этом соотнесены с  наличием в конкретном подразделении  банка круга компетентных лиц, соответствующего оборудования. Целесообразно определиться и с тем, как будут приниматься  решения в банке — на индивидуальной или коллективной основе. Для многих банков данное решение является принципиальным. Банк должен решить, готов ли он к  индивидуальному решению вопросов банковской деятельности и какова при этом должна быть персональная ответственность. Следует согласиться с мнением тех, кто считает невозможным научно доказать, что коллективные решения приводят к лучшим результатам, чем индивидуальные, и что, с другой стороны, принимать персональное решение лучше, если оно до этого было одобрено коллегиально.

Перед окончательным внедрением та или иная организационная модель подлежит коррекции. В процессе проведения реорганизации банку следует  постоянно проверять, как она  сказывается на работе, что следует  уточнить, исправить или устранить.

При новой структуре банка  появляются новые или корректируются старые (уже существующие) уставы, приказы, распоряжения.

Ряд зарубежных банков практикуют составление делового устава и организационного устава. Первый из них содержит общие  положения, в нем формулируются  цели и политика банка. В деловом  уставе фиксируются задачи и круг полномочий руководителей и отдельных  структурных подразделений (включая  руководителя банка, отделов коммерческого  блока, инвестиционного блока, в  том числе по отдельным департаментам, трастового подразделения, включая  описание региона размещения и выполняемых им задач, а также других подразделений, ведающих персоналом, отчетностью, статистикой и анализом). В деловом уставе отдельно показываются задачи и полномочия комитета по управлению делами, кредитного комитета. В документе особо фиксируются положения по заработной плате, отпускам, увольнениям, покупке и продаже, аренде, лизингу, поддержанию в исправности недвижимого имущества, основным и оборотным средствам и т.п. В деловом уставе представлено описание сферы деятельности банка и его рисков. В качестве дополнения к данному документу даются приложения о компетенции различного рода отделов, подразделений и комиссий.

В организационном уставе отражаются обязанности и полномочия правления банка и его членов, генеральной дирекции, управления делами, порядок выборов и назначений, дается описание правил и ограничений, в том числе в процессе создания и упразднения коммерческих отделов, дочерних обществ, представительств за границей, содержатся положения о  проверках, ревизиях, составлении отчетов  по отдельным направлениям деятельности, годовом отчете, а также описываются  требования к персоналу и требования сохранения коммерческой тайны.

Проведение реорганизации  предполагает всесторонний контроль за эффективностью создания структурных подразделений. Объектом контроля становятся как органы управления (руководство отделами и подразделениями), так и инструменты управления, включая систему планирования, финансирования, расчеты по отдельным статьям расходов). Особым объектом контроля выступает также процесс управления (принятие решений).

В процессе контроля обязательно  должны быть выявлены и оценены результаты реструктуризации, проанализированы последствия  реорганизационных мероприятий. В  равной степени это относится  к контролю в области учета. Работа бухгалтерии, ведение операционных счетов, анализ хозяйственной деятельности, постановка банковской статистики должны сигнализировать о результатах структурных изменений в деятельности банка.

Изменения в структуре  управления, безусловно, касаются и  штата сотрудников. Важно при  этом определить, как изменилась численность  аппарата управления в результате изменения  в организационных структурных  подразделениях. Известно, что расходы  на оплату труда персонала банка  зачастую составляют порядка 70% всех издержек производства, в связи с чем эффективность реорганизационных мероприятий приобретает повышенное значение.

Проводимые реорганизационные  мероприятия должны также содействовать  улучшению процесса принятия решений.

4. Критерии специализации  банков

Специализированные банки  по критериям специализации можно  разделить на следующие группы:

  1. Функциональная территориальная специализация ( инновационные, инвестиционные, сберегательные, ипотечные, учетные, депозитные, клиринговые).
  2. Отраслевая специализация (сельско-хозяйственные, социального развития, строительные, трастовые, энергетические, внешнеторговые).
  3. Клиентная специализация (потребительского кредита, биржевые, коммунальные, кооперативные, страховые).
  4. Территориальная специализация (межрегиональные, международные).

Наиболее ярко выражена функциональная специализация, так как она принципиальным образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности формирования активов и пассивов, специфику  работы с клиентурой.

С другой стороны, в более  узком смысле под специализированными  банками понимаются именно банки, выделенные по функциональной классификации. Важнейшими и наиболее распространенными из них являются инвестиционный и ипотечный банки.

 

Заключение.

Целью организации банковской деятельности является разработка, создание и обеспечение эффективного функционирования организационных структур адекватных целям и задачам банковской организации  в целом.

Специфика банковской деятельности определяет набор необходимых структурных  подразделений и служб банка: Совет банка, Правление банка, администрация, подразделения, занимающиеся общими вопросами  управления, коммерческой деятельностью, финансами, автоматизацией банковской деятельности.

В зарубежной и отечественной  практике наиболее распространенными  являются линейные и матричные модели организационных структур банков. Выбор  модели зависит от конкретных целей  и задач, стоящих перед банком, вида и характера специализации, особенностей организации, действующих  нормативных требований.

Организационная структура  банка может и должна меняться в силу развития банка, изменения  сферы деятельности, смены приоритетов, развития новых продуктов и услуг. Любые реорганизационные мероприятия  должны быть направлены на совершенствование  деятельности банка, опираться на анализ его сильных и слабых сторон, соответствовать  изменениям внешней среды.

Проведение реорганизационных  процедур предполагает всесторонний контроль за эффективностью их практической реализации. Объектами контроля являются органы управления, применяемые инструменты управления, процесс принятия решений.

 

Список использованной литературы.

1. Балабанова И.Т. Банки  и банковское дело. — СПб: Питер, 2005. — 256 с.

2. Банки и банковское  дело / под ред. Балабанова И.Т.  – СПб.: Питер, 2005 – 430 с.

3. Банковское дело / под  ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2004 – 634 с.

4. Банковское дело / под  ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Экономистъ, 2004 – 680 с.

5. Банковское дело / под  ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2004 – 756 с.

6. Банковское дело / под  ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы  и статистика, 2004 – 547 с.

7. Банковское дело / под  ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 490 с.


Информация о работе Характеристика типовой структуры банка по критериям специализации