Государственный кредит РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже.

Содержание

I. Практическая часть

1. Сущность и функции государственного кредита…………………………….3

2. Формы государственного кредита…………………………………………….9

3. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации….11

II. Теоретическая часть

1. Государственный кредит и государственный долг: политические причины и правовые последствия…………………………………………………………13

2. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации в 2009 году………………………………………………17

4. Список используемой литературы……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

ДКБ.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

      Деятельность  Российской Федерации в качестве гаранта в последние годы расширяется. Государство выступает гарантом по долговым обязательствам различных обществ и групп (в частности, стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп); осуществляет финансовую поддержку экспорта товаров и услуг, производимых отечественными товаропроизводителями и др.

      Контрольная функция государственного кредита органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.  

  
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Формы государственного кредита

      Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку  основанная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественно развитие получает внутренний государственный  кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обуславливают развитие международного государственного кредита, т.е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.

      Внутренний  государственный кредит может выступать  в следующих формах: государственные  займы, обращение части вкладов  населения в государственные  займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды.

     Государственные займы как форма  государственного кредита характеризуется, тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

     В тесной связи с государственными находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется  системой сберегательных учреждений –  обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений – договоров или выдачи особых свидетельств).

     Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период в определенной мере (до 1995 г.) – в реформируемый период.

     Казначейские  ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выделяются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

     В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите – гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Государственный внутренний и  внешний долг Российской Федерации

     Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпушенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторами по всем долговым обязательствам государства и по погашении обязательств, срок оплаты которых наступил.

     Государство, широко используя свои возможности  для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга – внутреннего и внешнего.

     Активность  государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его  финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний – свидетельствуют о финансовом кризисе в стране.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31июля 1998 г. № 145-ФЗ под государственным  долгом понимается долговые обязательства  Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

     Государственный долг России полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.

     Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год рассматривает  также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерации государственных кредитов, которая содержит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с разделением на  несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них целей, источников. Сроков возврата, общего объема заимствований, объему использованных средства по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Теоретическая часть

1. Государственный  кредит и государственный долг: политические причины и правовые  последствия

      Ю.А. Крохина, д.ю.н., зав. кафедрой административного  и финансового  права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, Российская газета.

- Финансовая  деятельность государства предназначена  для материального обеспечения  государственных мероприятий. Однако  между потребностями государства  в финансовых ресурсах и их  реальным поступлением в государственную  казну возникают определенные противоречия. Особую актуальность поиск дополнительных денежных средств приобретает в условиях дефицита бюджета.         В некоторых ситуациях органы государственной или муниципальной власти нуждаются в дополнительных денежных средствах, предназначенных для финансирования инвестиционных или капиталоемких социально-экономических программ, а также для сглаживания колебаний при поступлении налоговых платежей или для погашения ранее размещенных займов.           Вопросам теории государственных доходов в финансово-правовой науке уделяется достаточное внимание, однако большинство авторов анализируют бюджетные доходы несколько изолированно от других финансово-правовых институтов. Впервые в юридической науке комплексное исследование государственных доходов в аспекте государственного управления осуществлено О.Н. Горбуновой: деятельность государства по аккумуляции его доходов подверглась анализу не только с точки зрения проблем, возникших в теории и практике этой деятельности, но и с позиций осуществления прямых и обратных связей в государственном управлении с помощью финансово-правовых отношений разных порядков.  Концепция прямых и обратных связей позволяет наиболее полно дать анализ распределению заемных денежных средств между государственными бюджетами, выявить правовые особенности кредитной сферы финансовой деятельности государства.       Необходимость разрешать возникающий финансовый дисбаланс и обусловливает использование государством временно свободных денежных средств. В качестве потенциально значимого источника мобилизации дополнительных доходов в государственные и муниципальные бюджеты выступают кредитные ресурсы, привлеченные из внешних или внутренних источников. Следовательно, государственный кредит является важнейшим инструментом финансово-правовой политики.     Кредит можно рассматривать в двух аспектах: экономическом и правовом. Как экономическая категория кредит является важнейшим элементом финансов и представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения государством или размещения со стороны государства денежных средств, а также относительно отношений по предоставлению государственных гарантий.    Функционирование финансовых отношений, складывающихся в сфере кредитной деятельности государства, объективно требует универсального регулятора, которым является право. Общественные отношения, связанные с движением кредитных ресурсов, затрагивают интересы не только государства, но и частных субъектов, являющихся контрагентами органов публичной власти. Специфика отношений государственного кредита обусловливает, как правило, наличие императивных, государственно-властных методов регулирования, однако допускаются и диспозитивные подходы. Поэтому правовые нормы, регулирующие государственные кредитные отношения, содержатся в различных отраслях права и образуют комплексный правовой институт.

Официальный сайт Европейского банка  реконструкции и  развития в Интернете  по адресу: http: www.ebrd.org/english/Public/general/index.htm.

- При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могут предусматриваться меры контроля дополнительно к установленным бюджетным законодательством, обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств. Нецелевое использование государственных кредитных средств образует состав финансового правонарушения и влечет применение мер ответственности в соответствии с БК РФ. 
Целевую направленность имеют и правоотношения, в которых государство выступает в качестве заемщика. Так, ст. 13 Соглашения о создании Европейского банка реконструкции и развития устанавливает, что "Банк предпринимает все необходимые меры для осуществления контроля за тем, чтобы средства, полученные от кредита... использовались исключительно для достижения целей, которые были заявлены при получении этого кредита..."

     Принцип обеспеченности означает предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату государственного кредита. По различным причинам должнику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от погашения государственного кредита. Тем самым государство вынуждено гарантировать возврат выданных кредитов посредством применения к имуществу должника мер, установленных п. 3 ст. 76 БК РФ.           Принцип обеспеченности кредитов проявляется не только в тех правоотношениях, где государство выступает в качестве кредитора, но и тогда, когда государство вынуждено осуществлять внешние заимствования. Так, ст. 14 Соглашения о создании Европейского банка реконструкции и развития в качестве основного условия предоставления кредитов и гарантий названа максимальная безопасность вложений Банка посредством предоставления поручительства в отношении возврата суммы кредита. 
         Принцип срочности означает предоставление или привлечение кредита на определенное время, по истечении которого он должен быть возвращен. Срок по договору государственного кредита может быть определен действующим законодательством, кредитным или иным договором. Например, в соответствии с БК РФ долговые обязательства Правительства РФ могут предоставляться на срок от одного года до тридцати лет. 
Принцип возвратности государственного кредита означает возвращение выданной денежной суммы кредитору. Возврат кредита может осуществляться двумя способами: 1) вся сумма кредита возвращается по истечении срока разовым платежом; 2) в соответствии с договором государственного кредита допускается возврат денежных средств частями. Важно отметить, что при частичном возврате проценты за пользование кредитом начисляются только на оставшуюся (невозвращенную) часть. 
Принцип возвратности относится не только к действиям должника. Уполномоченные государственные органы, представляющие государство в кредитных правоотношениях, обязаны предпринять все предусмотренные законодательством РФ меры по взысканию задолженности. Для реализации этой обязанности уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд в порядке искового производства или в арбитражный суд с заявлением о принуждении к исполнению денежного обязательства перед государством либо о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника, имеющего непогашенную задолженность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации в 2009 году

     Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.         Внешний долг РФ - тенденции и перспективы    Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году Россия выплатила внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.  
          В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит  под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда.           Что ожидает внутренний долг России в 2010 году    Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2010 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей).       Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым
финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.

Информация о работе Государственный кредит РФ