Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 16:27, контрольная работа
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже.
I. Практическая часть
1. Сущность и функции государственного кредита…………………………….3
2. Формы государственного кредита…………………………………………….9
3. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации….11
II. Теоретическая часть
1. Государственный кредит и государственный долг: политические причины и правовые последствия…………………………………………………………13
2. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации в 2009 году………………………………………………17
4. Список используемой литературы……………………………………………..
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
И ФИНАНСОВ»
Факультет: экономический
Кафедра: финансы
и кредит
Контрольная работа
Дисциплина: «Деньги, кредит, банк»
Тема: «Государственный
кредит РФ»
Пермь, 2010
Содержание
I. Практическая часть
1. Сущность
и функции государственного
2. Формы государственного кредита…………………………………………….9
3. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации….11
II. Теоретическая часть
1. Государственный
кредит и государственный долг:
политические причины и
2. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации в 2009 году………………………………………………17
4. Список
используемой литературы…………………
I. Практическая часть
1. Сущность и функции государственного кредита
Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребителей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных средств населения и хозяйственных структур. Главным способом их получения является государственный кредит. Мобилизуемые при этом взаймы средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашения займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора, влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких - либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
Возможность
мобилизации денежных средств вытекает
из особенностей формирования и времени
использования доходов, получаемых
физическими и юридическими лицами.
У населения постоянно
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и совмещают их особенности.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой – либо его доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для его погашения и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать тридцати лет.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая ее сторона – финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторами обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков на совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, да и при совпадении, что не возможно, будут наблюдаться структурные несовпадения: размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ценных бумаг не совпадает с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций. Это означает, что и вторая сторона госкредитных отношений имеет перераспределительный характер.
В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Растяжение источников финансирования во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет переложить платежи по основному кредиту и процентов по нему на все поколения, которые будут пользоваться услугами объектов, построенных нынешнем поколением.
Таким
образом, положительное воздействие
распределительной функции
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависит от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступлений в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирование за счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Увеличение налоговых поступлений, вызванное заимствованием государства, зависит от их срока процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждена направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условия.
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, она снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютная сокращение денежных масс в обращении. В случаи финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращен останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции
по купле-продаже государственных
ценных бумаг или выдача кредитов
под их залог. Проводимые Центральным
банком, являются важным инструментом
регулирования ликвидности
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условия уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сфере производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг. Если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие на производство несущественно. Беспредельная же активность государства (как это имело место в нашей стране до августовского, 1998 года, кризиса) на финансовом рынке отвлекает значительную долю денежных накоплений для непроизводительного использования, приводит к росту государственного долга.
С
середине 90-х годов усилилась
активность Российской Федерации как
кредитора на внутреннем рынке. Ссуды
предоставлялись юридическим