Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы курсовой работы. Последнее десятилетие XX века стало для нашей страны временем смены производственных отношений, политических и экономических основ российской государственности. Возникла необходимость слома прежних принципов хозяйствования, скорейшего создания новой эффективной экономической системы и построения на ее основе процветающего гражданского общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля
1.1 История развития государственного финансового контроля в России
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации
2.1 Счетная палата как орган финансового контроля
2.2 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля
3.1 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году
3.2 Основные направления деятельности Счетной платы Российской Федерации в 2009 году
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Роль финансовых органов.docx

— 39.71 Кб (Скачать)

Органы государственной  налоговой службы имеют право  в соответствии с налоговым законодательством  проверять любые денежные документы  у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных  граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет. 

Для осуществления  финансового контроля в сфере  страхования была образована служба государственного надзора за страховой  деятельностью (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации». 

Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. №1177 была упразднена Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) и ее функции переданы Министерству финансов РФ, в составе  которого был образован Департамент  страхового надзора. Помимо этого департамента страховой надзор осуществляют по республикам - региональные инспекции и группам  областей - кустовые инспекции Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти» (ред. от 10.03.2009г.) 

Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. №649 «Вопросы структуры  федеральных органов исполнительной власти (ред. от 25.12.2008г.) . 

Федеральная служба страхового надзора, кроме лицензирования страховой деятельности и регулирования  единого страхового рынка, осуществляет контроль за соблюдением субъектами страхового дела и страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности. При выявлении  нарушений выдает предписания таким  субъектам, осуществляет также получение, обработку отчетности субъектов  страхового дела; обобщает практику страхового надзора, разрабатывает предложение  по совершенствованию страхового законодательства. В случае неоднократного выявления  нарушений законодательства и нормативных  документов Федеральная служба страхового надзора имеет право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд  с иском об их ликвидации.

Глава 3. Пути повышения  эффективности государственного финансового  контроля

3.1 Эффективность  деятельности Счетной палаты  Российской Федерации в 2008 году 
 

В 2008 году Счетная  палата строила свою работу в соответствии с целями и задачами, возложенными на нее Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной  палате Российской Федерации», Бюджетным  кодексом Российской Федерации, иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

Особое внимание было сосредоточено на контрольных  и экспертно-аналитических мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения  стабильности финансовой системы России в условиях мирового кризиса, реализации Национального плана противодействия  коррупции и анализа эффективности  деятельности государственных корпораций по достижению ими стратегических целей  и задач, поставленных государством. 

В 2008 году Счетной  палатой было проведено 501 контрольное  и экспертно-аналитическое мероприятие, из них 320 контрольных мероприятий, которыми было охвачено 767 объектов на территории 68 субъектов Российской Федерации. Количество проведенных  в 2008 году экспертно-аналитических  мероприятий по сравнению с 2007 годом  увеличилось на 133 или в 3,8 раза. В 2008 году по поручению палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов  Государственной Дума Счетной палатой  проведено 11 контрольных мероприятий. 

В соответствии с  Федеральным законом «О Счетной  палате Российской Федерации», Регламентом  Счетной палаты РФ в отчетном периоде  результаты всех контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий, иные важнейшие вопросы  рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего в 2008 году проведено 60 заседаний Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 825 вопросов, из них 395 - по результатам контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий. 

О результатах контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания РФ, доводила их до сведения руководителей соответствующих  органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. 

Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий докладывались главе  государства на рабочих встречах Президента РФ с Председателем Счетной  палаты С.В.Степашиным. Всего Президент  РФ был проинформирован по 38 вопросам, в том числе: 

· о результатах  мониторинга целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных до 1 января 2007 года на формирование накоплений для жилищного  обеспечения военнослужащих, включенных в реестр участников накопительно-ипотечной  системы; 

· о проверке эффективности  планируемого использования средств  федерального бюджета на реализацию ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного  комплекса России на 2007-2010 годы и  на перспективу до 2015 года»; 

· о создании государственной  системы мониторинга состояния  и использования лесного фонда  на базе статистических показателей; 

· о результатах  проверки использования в 2006-2007 годах  средств Инвестиционного фонда  РФ на финансирование инвестиционных проектов; 

· об эффективности  использования бюджетных средств  выделенных Республике Ингушетия в 2006-2007 годах, на выполнение приоритетных национальных проектов. 

По итогам этих мероприятий  Правительству РФ, Минфину России, главным распорядителям средств  федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 267 представлений  Счетной палаты и 351 информационное письмо. Правительству РФ направлено 3 представления Счетной палаты и 112 информационных писем. 

Рис 1.Динамика направленных представлений в 2008 году по адресатам 

В органы прокуратуры, иные правоохранительные органы направлен 121 материал проверок счетной палаты. По материалам контрольных мероприятий  Счетной палаты в 2008 году возбуждено 25 уголовных дел. 

Выявлено нарушений  законодательства в финансово-бюджетной  сфере на сумму 94,6 млрд. рублей, устранено  финансовых нарушений на сумму 1,0 млрд. рублей. В 2008 году объем нецелевого использования бюджетных средств  составил 1965,5 млн. рублей, блокировано  и возмещено средств на сумму 687,2 млн. рублей. Основные показатели, характеризующие  работу Счетной палаты в 2008 году, приведены  в приложении №1

3.2 Основные направления  деятельности Счетной платы Российской  Федерации в 2009 году 
 

Приоритетными направлениями  деятельности Счетной палаты на 2009-2011 годы, утвержденные Коллегией Счетной  палаты, предусмотрено осуществление  комплексов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обеспечивающих реализацию задач и функций, возложенных на Счетную палату Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом РФ, Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом РФ 31 июля 2008г. №Пр-1568, контроль использования государственных средств, направляемых на финансирование мер по обеспечению регистрации стратегических целей и приоритетных задач, определенных в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Бюджетном послании Президента РФ. 

В составе комплексов контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий по обеспечению повышения  качества жизни запланировано проведение проверок использования бюджетных  средств, выделяемых на обеспечение  последовательного повышения уровня пенсионного обеспечения, на повышение  продолжительности жизни, увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, социальное обеспечение населения, решение  проблемы обеспечения жильем военнослужащих и реализацию программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. 

В составе комплектов контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий по обеспечению экономического роста предусмотрено проведение проверок использования государственных  ресурсов, направляемых на реализацию проектов с применением новых  механизмов государственно-частного партнерства, развитие транспорта и транспортной инфраструктуры, обеспечение повышения  устойчивости снабжения населения  и экономики электроэнергией, развитие особых экономических зон, на обеспечение  повышения качества управления государственной  собственностью. 

Запланировано проведение комплекса контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетов  РФ в области обороноспособности и безопасности государства. 

В составе комплексов контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий по обеспечению потенциала развития предусмотрены проверки использования  государственных ресурсов на финансирование науки, расходов на охрану окружающей среды, на обеспечение реализации стратегии  развития наноиндустрии, развитие культурного  потенциала. 

В 2009 году Счетной  палатой будет продолжен контроль за использованием государственных  средств, направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов (ПНП) «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам  России», «Образование», на обеспечение  основных мероприятий по улучшению  демографической ситуации в РФ, а  также Государственной программы  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008-2009 годы, в рамках которой реализовывается национальный проект «Развитие агропромышленного  комплекса». 

В 2009 году будет осуществляться контроль эффективности расходования средств федерального бюджета на подготовку к проведению саммита  АТЭС в г.Владивостоке в 2012 году, выполнение ФЦП «Развитие Дальнего Востока  и Забайкалья» до 2013 года. 

Усилия Счетной  палаты в 2009 году будут направлены на обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием  и исполнением федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 

Потенциал Счетной  палаты в 2009 году сконцентрируется на комплексном анализе межбюджетных отношений, выработке рекомендаций по гармоничному развитию бюджетной  системы РФ как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  РФ и муниципальных образований. 

Будет обеспечиваться всесторонний системный контроль эффективности  использования средств федерального бюджета направляемых на развитие международного сотрудничества, включая мероприятия  в рамках Союзного государства, а  также средств, направляемых на поддержку  Южной Осетии и Абхазии. 

В 2009 году будет продолжена работа по повышению уровня и качества взаимодействия Счетной палаты с  высшими органами финансового контроля зарубежных стран, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных  образований, правоохранительными  органами

Информация о работе Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике