Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:36, курсовая работа
Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы курсовой работы. Последнее десятилетие XX века стало для нашей страны временем смены производственных отношений, политических и экономических основ российской государственности. Возникла необходимость слома прежних принципов хозяйствования, скорейшего создания новой эффективной экономической системы и построения на ее основе процветающего гражданского общества.
Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля
1.1 История развития государственного финансового контроля в России
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации
2.1 Счетная палата как орган финансового контроля
2.2 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля
3.1 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году
3.2 Основные направления деятельности Счетной платы Российской Федерации в 2009 году
Заключение
Список использованной литературы
Последующий финансовый
контроль, проводимый путем анализа
и ревизии отчетной финансовой и
бухгалтерской документации, предназначен
для оценки результатов финансовой
деятельности хозяйствующих субъектов,
сопоставление финансовых планов и прогнозов
с результатами оценки эффективности
осуществления предложенной финансовой
стратегии, сравнения финансовых издержек
с прогнозируемыми и т.д.
По методам проведения,
т.е. приемам и способам осуществления
финансового контроля, различают: проверки,
обследования, надзор, анализ финансовой
деятельности, наблюдение (мониторинг),
ревизии.
В процессе проведения
проверок на основе отчетной документации
и расходных документов рассматриваются
отдельные вопросы финансовой деятельности
и намечаются меры для устранения
выявленных нарушений.
Обследование, в отличие
от проверки, охватывает более широкий
спектр финансово-экономических
Надзор производится
контролирующими органами за хозяйствующими
субъектами, получившими лицензию на
тот или иной вид финансовой деятельности,
и предполагает соблюдение ими установленных
правил и нормативов. Например, осуществляется
надзор со стороны ЦБ РФ за деятельностью
коммерческих банков; со стороны Департамента
страхового надзора Минфина России
- за страховыми фирмами. Несоблюдение
нормативов, приводящие к риску банкротства
и ущемлению интересов
Анализ финансовой
деятельности как разновидность
финансового контроля предполагает
детальное изучение периодической
или готовой финансово-
Наблюдение (мониторинг)
- постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использование выданной
ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.
Неэффективное использование
Ревизия - наиболее глубокий
и всеобъемлющий метод
Ревизии могут быть
полные и частичные; комплексные
и тематические; плановые и внеплановые;
документальные и фактические (т.е.
проверка не только документов, но и
наличия денег и товарно-
Государственный и
негосударственный контроль тесно
взаимосвязаны и различаются
лишь по субъектам контроля, а также
целями и методами. В первом преобладает
правовая и количественная сторона
контроля, а во втором - аналитическая.
Государственный контроль
направлен а отслеживание стоимостных
пропорций распределения ВВП, движение
во всех каналах денежных средств, связанных
с формированием
Негосударственный
контроль (главным образом
При этом, конечно
государственный и
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации
2.1 Счетная палата
как орган финансового контроля
Счетная палата РФ занимает
особое место в системе финансового
контроля со стороны представительных
органов. Ее деятельность определяется
Федеральным законом от 11 января
1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской
Федерации». Это независимый от Правительства
РФ постоянно действующий орган
государственного финансового контроля,
наделенный широкими полномочиями и
подотчетный Федеральному Собранию
РФ и Президенту РФ Федеральный закон
от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате
Российской Федерации» (ред. от 09.02.2009г.).
Сфера полномочий Счетной
палаты - контроль за федеральной собственностью
и федеральными денежными средствами.
Контролю подлежат все юридические
лица - государственные органы и
учреждения, включая государственные
внебюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного
самоуправления, коммерческие банки, страховые
фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные
некоммерческие организации - в части,
связанной с получением, перечислением
или использованием ими средств федерального
бюджета и внебюджетных фондов, использованием
бюджетной собственности, а также наличием
у них налоговых, таможенных и иных льгот,
предоставленных федеральными органами.
Перед должностными
лицами счетной палаты поставлены следующие
задачи:
· организация контроля
за исполнением федерального бюджета
и внебюджетных фондов;
· подготовка предложений
по устранению обнаруженных нарушений
и улучшению бюджетного процесса;
· оценка эффективности
и целесообразности расходования государственных
средств, в том числе предоставленных
на возвратной основе, и использования
федеральной собственности;
· определение степени
обоснованности статей проектов федерального
бюджета и внебюджетных фондов;
· финансовая экспертиза,
т.е. оценка финансовых последствий
принятия федеральных законов для
бюджета;
· контроль за поступлением
и движением бюджетных средств
на счетах банков;
· регулярное представление
Совету Федерации и Государственной
Думе информации о ходе исполнения
федерального бюджета;
· контроль за поступлением
в федеральный бюджет денежных средств
от приватизации государственной собственности,
продажи и управления ею.
Счетная палата обязана
также контролировать состояние
государственного внутреннего и
внешнего долга РФ, а также деятельность
Центрального банка РФ по обслуживанию
государственного долга; эффективность
использования иностранных
Основные формы
контроля, проводимого Счетной палатой,
- тематические проверки и ревизии.
Для принятия мер по устранению выявленных
нарушений, возмещению причиненного государству
ущерба и привлечению к
Деятельность счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
2.2 Финансовый контроль
со стороны Министерства
Важнейшее место
в системе финансового контроля
со стороны исполнительных органов
занимает Министерство финансов РФ, которое
не только разрабатывает финансовую
политику страны, но и непосредственно
контролирует ее осуществление. Все
структурные подразделения
По результатам
контроля Минфин России вправе:
· требовать устранения
выявленных нарушений;
· ограничивать и
приостанавливать финансирование из федерального
бюджета предприятий и
· взыскивать государственные
средства, используемые не по назначению,
с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении
финансового контроля играет осуществляемое
Минфином России методическое руководство
организацией бухгалтерского учета
в стране, а также проведение аттестации
по аудиту и лицензированию аудиторской
деятельности Постановление Правительства
РФ от 30 июня 2004г. №329 «О Министерстве финансов
Российской Федерации» (ред. от 10.03.2009г.).
Следует отметить, что
контрольные полномочия Минфина
РФ распространяются на финансовые средства
только федерального уровня. Бюджетное
законодательство РФ предусматривает
финансовую самостоятельность субъектов
Федерации и органов местного
самоуправления. Они сами несут ответственность
за формирование и использование
своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Для усиления контроля
и надзора в финансово-
Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора и
ее органы на местах осуществляют контроль
за бюджетными средствами на государственных
предприятиях и в коммерческих структурах,
получающих средства из бюджетов всех
уровней и внебюджетных фондов; проверяют
финансовую деятельность предприятий,
находящихся в муниципальной
собственности, а также исполнение
смет и соблюдение финансовой дисциплины
местными администрациями. Кроме того,
органы надзора проводят проверки по
мотивированным обращениям правоохранительных
органов.
Органы казначейства
призваны: осуществлять государственную
бюджетную политику; управлять процессом
исполнения федерального бюджета, осуществляя
при этом жесткий контроль за поступлением,
целевым и экономным
На казначейство
возложен контроль за:
· доходной и расходной
частью федерального бюджета в процессе
его исполнения;
· состоянием государственных
финансов в целом и представление
высшим органам законодательной
и исполнительной власти отчетов
о финансовых операциях Правительства
РФ и состоянии бюджетной системы;
· совместно с
банком России за состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга
РФ;
· государственными
федеральными внебюджетными фондами
и финансовыми отношениями
Органы казначейства
имеют право производить
В связи с повышением
роли налогов в доходах государства
при переходе к рыночной экономике
стало необходимым усиление налоговой
службы. В 1999 г. было образовано Министерство
Российской Федерации по налогам
и сборам, которое в данном аспекте
обеспечивает контроль за соблюдением
налогового законодательства, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты налогов и других обязательных
платежей (с 2004г. Федеральная налоговая
служба).
Система органов
государственной налоговой
Информация о работе Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике