Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:17, контрольная работа
Основой любого цивилизованного рынка является фондовый рынок или его основная часть - рынок ценных бумаг.
Финансовая наука утверждает, что современный фондовый рынок с его демократически организованными финансовыми институтами является величайшим достижением человеческой цивилизации.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика государственных ценных бумаг…………………..5
2. Государственные ценные бумаги промышленно развитых стран мира…..8
3. Виды государственных ценных бумаг России и их характеристика……...15
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..25
- долгосрочные, т.е. имеющие срок жизни обычно свыше 10-15 лет.
4. По способу выплаты (получения) доходов:
- процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);
- дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже
номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
- индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
- выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
- комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов. [5, С. 25]
К государственным ценным бумагам России относятся:
Государственные краткосрочные обязательства (ГКО),
Государственные долгосрочные обязательства (ГДО),
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ),
Золотой сертификат,
Казначейские обязательства (КО),
Облигации федерального займа (ОФЗ),
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).
Выпуск Государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) используется с целью привлечения средств на финансирование государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета. Эмитентом является Министерство финансов РФ, гарантом своевременного погашения займа выступает Центральный банк РФ, который выполняет функции генерального агента по обслуживанию выпуска. Размещение осуществляется в форме аукциона, а оборот - через уполномоченные банки-дилеры. Облигации продаются с дисконтом, т.е. по цене меньшей номинала, а погашение происходит по номинальной цене. ГКО выпускаются в безбумажной форме. Они играют наибольшую роль по степени влияния на денежную ситуацию и по объему, на их долю приходилось в 1996г. 90 % оборота всех фондовых бирж страны.
Причины привлекательности - отсутствие фиксированной ставки дохода, что есть разница между номиналом и ценой, по которой покупали, а также льготное налогообложение. Облигации не имеют купонов. Для организации первичного и вторичных торгов создана Торговая система, которая организует проведение торгов, составляет расчетные документы по совершенным сделкам, предоставляет их в Расчетную систему и Депозитарий.
Опыт работы с ГКО показывает, что данные гособязательства наиболее ликвидны по сравнению с любыми другими инструментами фондового рынка: на любой из ежедневных торговых сессий можно купить и продать практически любой вид обязательств, находящихся в обращении. Рынок ГКО продолжает развиваться. Основной его недостаток - элитарность, закрытость - может быть устранен путем подключения региональных площадок, а, следовательно, региональных дилеров и клиентов, а также расширением доступа дилеров к торговой системе.
Государственные долгосрочные облигации (ГДО), доля которых незначительна. Используются Центральным банком РФ для воздействия на денежную массу, процентные ставки и как инструмент неинфляционного финансирования государственного бюджета. Тридцатилетний срок займа не способствует формированию высоколиквидного рынка, т. к. в условиях роста темпов инфляции инвесторы предпочитают вкладывать в краткосрочные активы.
Облигации федерального займа (ОФЗ). Их эмиссия началась с июня 1995г., эмитентом является Министерство финансов РФ, которое определяет: общий объем эмиссии, условия отдельных выпусков, периодичность выпуска, каждый срок, тип, порядок и форму выплаты доходов и погашения, ограничивает на потенциальных покупателей, номинальную стоимость, размер, периодичность и порядок выпуска.
Центральный Банк выполняет функции: устанавливает порядок заключения и исполнения сделок; определяет уполномоченные органы для осуществления депозитарной, брокерской, дилерской деятельности; определяет порядок учета ОФЗ по счетам “депо”. ОФЗ выпускается в бездокументарной форме. Право собственности удовлетворяет запись по счету “депо”. Величина купонного дохода рассматривается отдельно для каждого периода выплаты. Доходность ОФЗ определяется на основе доходности ГКО.
Особенностью обращения ОФЗ является то, что торги проходят только по стоимости облигаций, но при этом уплачивается сумма накопленного купонного дохода.
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В июне 1991 г. Внешэкономбанк СССР обанкротился и не мог вернуть валютные средства юридическим и физическим лицам. С целью гарантии возвращения российским резидентам Министерством финансов РФ в 1993 г. был выпущен внутренний валютный займ, в соответствии с которым долги переводились в ОВВЗ. Форма их выпуска - предъявительская облигация с купоном, который действует в течение 10 лет; номинальная и процентная ставка налогами не облагаются.
Облигации являются валютными ценностями и могут обращаться на территории РФ с учетом требований валютного законодательства РФ без специального разрешения Банка России, но их вывоз запрещен; они свободно покупаются и продаются за рубли и конвертируемую валюту.
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускаются Правительством РФ в лице Министерства финансов на основании Указа Президента РФ № 836 от 9 августа 1995 г. “О государственном сберегательном займе Российской Федерации” с целью вовлечения в экономику страны временно свободные денежные средства мелких инвесторов – населения. ОГСЗ являются документарным документом на предъявителя, для них характерно льготное налогообложение. Платежным агентом выступает Сберегательный банк РФ.
Золотые сертификаты, выпущенные Минфином РФ в 1993г. сроком на 1 год, были размещены в 1994 году. Гарантированная доходность по сертификату начисляется ежеквартально. На золотой сертификат распространяются налоговые льготы. Золотой сертификат является низкодоходной ценной бумагой т.к. размещена лишь незначительная часть эмиссии и вторичный рынок практически отсутствовал.
Казначейские обязательства (КО), выпуск которых начался с 1995 года, позволил частично решить проблемы финансирования ряда программ, предусмотренных в федеральном бюджете. На сегодняшний день с помощью КО проводится бюджетное финансирование учреждений МВД, ВПК, энергетики и сельского хозяйства. Выпускают КО в безбумажном режиме в виде записи на счетах "депо" в уполномоченных Минфином РФ депозитариях.
Перспективы рынка КО проблематичны, т.к. КО стимулирует инфляцию. Увеличивая объём эмиссии КО, государство подрывает доходную часть бюджета т.к. не менее 65-70% от выпущенных КО в течение одного месяца обращения возвращаются в бюджет в виде налоговых освобождений.
Суть казначейских налоговых освобождений заключается в том, что государство погашает часть своих долгов перед предприятиями путём зачета (не взимания) платежей в Федеральный бюджет. Погашение и обмен на налоговое освобождение происходит по текущему курсу КО, который рассчитывается по формуле: Tk = H + H x (t x P/100) / 360,
где Tk - текущий курс КО, H - номинал, t - срок обращения,
P- ставка процентного дохода по КО.
Тот факт, что КО может быть досрочно обменено на налоговое освобождение, делает рынок этих обязательств достаточно оживленным. КО, как и ГКО, являются наиболее ликвидными обязательствами Российского Правительства, обращающимися на внутреннем рынке. Льготы по налогам распространяются только на доход, выплачиваемый государством.
Выпуск ценных бумаг субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления - наиболее неразработанный с законодательной точки зрения вопрос. В соответствии с Законом о Госдолге, эти бумаги не включаются в государственный внутренний долг, и федеральное Правительство не несет по ним ответственности. Займы не оказывают влияния на развитие региональных рынков ценных бумаг. Они выпускаются под реализацию одного проекта (как правило, жилищного), эмитенты не распространяют информацию об эмиссии и препятствуют участию в займе инвесторов из других регионов. Не решен вопрос налогообложения таких бумаг. Решения Комиссии по ценным бумагам о придании этим бумагам статуса государственных и освобождении от налогообложения соответствующего дохода не может быть признано легитимным, т.к. вопросы налогообложения относятся к компетенции законодательной власти. Данные условия не способствуют развитию и активизации столь важного сегмента фондового рынка.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - покрытие переходящего из года в год дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Обычно для этих целей выпускаются среднесрочные и долгосрочные обязательства, но в России в последние годы удерживается высокая инфляция, и потому для финансирования дефицита бюджета используются преимущественно краткосрочные бумаги и отчасти средние с минимальным сроком погашения.
К сожалению, в России мало известны облигации, выпускаемые под конкретные проекты, - как это делается, например, в Японии, где такие облигации называются "строительными": средства, полученные от их размещения, направляются на строительство дорог, жилья, инфраструктуры.
Долговые обязательства, эмитируемые Правительством, рассчитываются как на оптовый рынок (крупных дилеров и инвесторов - юридических лиц), так и на розничный рынок (население, мелких институционных инвесторов). Обычно для оптового рынка выпускаются бумаги с большим номиналом и в дематериализованной форме, а режим их функционирования обеспечивает не только высокую надежность, но и высокую ликвидность. Бумаги, выпускаемые для населения, больше напоминают сберегательные сертификаты. Сравнительно низкая ликвидность таких бумаг компенсируется более высоким доходом.
Важнейшей задачей эмитента государственных ценных бумаг является конструирование эмиссии разнообразных видов обязательств, приспособленных к меняющейся ситуации на денежном рынке и удовлетворяющих интересы различных инвесторов, включая население, и размещение их на финансовом рынке с использованием высоких технологий, позволяющих поддерживать их ликвидность.
Нормативной базой эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг в РФ служат следующие законодательные и нормативные акты и ведомственные инструктивные документы:
1. Гражданский кодекс РФ;
2. Закон РФ "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 № 39-ФЗ;
3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР от 28.12.91 № 78;
4. Указ Президента РФ "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" от 08.11.94, дополнения к нему;
5. Инструкция Министерства финансов РФ "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории РФ" от 03.03.92 № 3 в ред. от 01.08.95;
6. Указ Президента РФ "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" от 01.07.96 № 1009;
7. Указ Президента РФ "Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в РФ" от 01.07.96 № 1008;
8. Постановление Правительства РФ "О мерах по развитию рынка ценных бумаг в РФ" от 15.04.95 № 336;
9. Приказ ЦБ РФ "О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями" от 6 мая 1993 г. N 02-78
10. Другие нормативные акты.
Заключение
Во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов - потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.
Каждая страна имеет свою сложившуюся историю и практику рынка государственных ценных бумаг, что находит отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения.
Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного. Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.
Задача
Прибыль АО «Орбита», предназначенная на выплату дивидендов, составила за год 8540 тыс.руб. Привилегированные акции составили сумму 5000 тыс.руб., что равнялось 1/10 общей суммы акций предприятий. На привилегированные акции был установлен фиксированный размер дивиденда – 20 % к номиналу. Определить средний размер дивидендов по всем акциям и сумму дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям.
Решение
1. Пусть Х – сумма всех акций АО «Орбита»