Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:38, статья
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что на развитие современных международных экономических отношений финансы оказывают важнейшее влияние. Финансы, как экономический инструмент воздействия на экономику, способствует формированию международного сотрудничества между странами, что положительно сказывается на дальнейшем их развитии.
В разные времена считалось, что страны смогут обеспечить своим гражданам лучшую жизнь, изолировав национальные хозяйства и поддерживая лишь минимальные экономические контакты с другими государствами, особенно если они придерживались иных социальных и политических ценностей.
Насущные задачи национального
развития и реформирования экономики
диктуют необходимость
Экономические интересы России настолько сложны и многообразны, что должным образом их можно обеспечить, лишь развивая сотрудничество с самыми разными государствами и группами стран. Внешнеэкономические связи. России с развивающимися странами предстают как необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами мира. Тем более, что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребован.
Расширение экономического
сотрудничества России с развивающимися
странами тесно связано с укреплением
и развитием экспортного
Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции.
По оценке российских специалистов, именно рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.
Наиболее благоприятны перспективы для расширения российского экспорта в группе «новых индустриальных стран». При этом возможно наращивание как экспорта сырья, так и готовых изделий. Особенно велики потенциальные возможности для экспорта в развивающиеся страны продукции обрабатывающей промышленности России, в том числе машин и оборудования. Косвенным подтверждением может служить существенное нарастание спроса на все виды сырья и готовых изделий в развивающихся странах.
Важным направлением
российского экспорта в развивающиеся
страны должен стать вывоз
Важную роль в наращивании российского экспорта в развивающиеся страны по всем товарным группам, но прежде всего по промышленным изделиям, должны сыграть инвестиции, направленные на создание и развитие производств, ориентированных на местные рынки, а также на экспорт в третьи страны.
Видимо, свое слово в этом плане должны сказать набирающие силу в последние годы российские финансово-промышленные группы.
Важно указать и на региональную направленность российских инвестиций: в первую очередь они должны направляться в так называемые полюса экономического роста, в зоны с благоприятным инвестиционным климатом (экспортно-производственные зоны, разного рода свободные экономические зоны).
Заметную роль в расширении экономических связей с развивающимися странами должно сыграть двух- и многостороннее научно-производственное сотрудничество, в процессе которого создаются материальные предпосылки для наращивания российского производства и экспорта.
Для мобилизации возможностей и развития уже имеющегося потенциала экономических связей с развивающимися странами нужна научно обоснованная стратегическая линия, подкрепляемая конкретными практическими шагами по ее реализации.
Главный экономист Международного
валютного фонда (МВФ) Оливье Бланшар
сообщил о пересмотре фондом прогноза
темпов роста мировой экономики в 2010-2011 годах. По
уточненным данным, мировой ВВП вырастет
на 3-4% в 2010 и 2011 годах. В начале октября
МВФ называл другие цифры: рост на 4,8% в
этом и на 4,2% в следующем году. Рост будет
варьироваться от региона к региону. Так,
в развитых странах экономика вырастет
на 1-2%, в развивающихся - на 6-8%.
Главный экономист МВФ, кроме этого, прокомментировал
решение ФРС потратить 600 млрд. долларов
на выкуп гособлигаций США в течение следующих
восьми месяцев, чтобы подстегнуть медленное
восстановление экономики, удержать процентные
ставки на низком уровне и стимулировать
заимствования. Бланшар назвал этот шаг
смелым, а программу стимулирования экономики
США через вливание огромных масс денег
«беспрецедентной». При этом влияние этих
мер на страны с развивающейся экономикой
(к числу которых относится и Россия) будет
неоднозначным, предупредил Бланшар, потому
что вливание денег в США не приводит к
направлению финансовых потоков в сторону
таких государств, сказал экономист.
Мировая экономика восстанавливается
умеренными темпами и по-прежнему сталкивается
с такими проблемами, как необходимость
в упорядочении положения в налогово-бюджетной
сфере и сворачивание антикризисных мер.
Об этом первый заместитель директора-распорядителя
МВФ Джон Липски заявил в начале октября.
Несмотря на то, что некоторые экономисты
и финансовые воротилы во всем мире громко
заявляют, что финансово-экономический
кризис остался позади, далеко не все разделяют
их оптимизм. Так, на международном форуме
в Марокко по экономическим вопросам исполнительный
директор международного валютного фонда
Доминик Стросс-Канн сообщил, что в результате
кризиса 30 миллионов человек во всем мире
лишилось работы.
Но далее он объявил гораздо более серьезные
цифры. В ближайшие годы по оценкам экспертов
фонда работы могут лишиться еще 400 миллионов
человек. Президент МВФ сказал, что проблема
занятости является приоритетной для
мировой экономики. На втором месте –
снова проблема занятости. Она же находится
на третьем месте. Стросс-Канн подчеркнул,
что можно многого добиться в сфере регуляции,
но для этого необходимо установить международный
надзор над финансовой системой и ее деятельностью.
Глава МВФ опасается возможности «валютных
войн» между государствами. Члены «Большой
двадцатки» самых экономически развитых
стран заявляют во весь голос о своем намерении
реорганизовать и модернизировать существующую
финансовую систему. Но, к сожалению, реальность
намного сложнее самых благих намерений.
ВВП РФ, очищенный от сезонного
и календарного факторов, в сентябре 2010 года вырос
на 0,2% по сравнению с августом, заявила
глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
За январь-сентябрь 2010 года рост ВВП составил
3,4% по сравнению с январем-сентябрем 2009
года. Несмотря на то, что в августе ВВП
снизился на 0,4% по сравнению с июлем, а
в сентябре произошел рост на 0,2%, динамика
ВВП год к году снижается. Рост ВВП за январь-август
составил 3,7% по сравнению с аналогичным
периодом 2009 года, тогда как в январе-сентябре
ВВП вырос всего на 3,4%.
На результаты сентября повлияло сильное
снижение потребительской активности,
в частности рост розничных продаж составил
4,7%, против 6,5% месяцем ранее. Нельзя пока
говорить и об устойчивом росте промпроизводства,
т.к. рост в 8,9% за девять месяцев 2010 года
можно объяснить эффектом низкой базы
(за аналогичный период 2009 года этот показатель
сократился более чем на 10%). Тем не менее,
если промышленное производство продолжит
расти такими же темпами, как в сентябре,
и розничные продажи не будут снижаться,
это позволит по итогам года говорить
о росте ВВП России на 3,7-3,8%, что немного
ниже официального прогноза в 4%.
Росстат также опубликовал статистику
промпроизводства за сентябрь: цифры превысили
как консенсус-прогноз экономистов. Ожидалось,
что промпроизводство останется прежним
месяц к месяцу и вырастет на 4,7% в годовом
исчислении, однако было заявлено о росте
на 0,7% м/м и на 6,2% г/г. Ускорение промпроизводства
в сентябре до 0,7% м/м стало сюрпризом, так
как ожидалась нулевая помесячная динамика.
Рост замедлился менее, чем ожидалось,
за счет обрабатывающей промышленности,
которая показала хорошие результаты
по стройматериалам и автомобилестроению
благодаря программам господдержки. Добыча
полезных ископаемых замедлилась с 0,6%
г/г в августе до 0,5% г/г в сентябре из-за
слабой добычи нефти. Единственный сегмент,
которому удалось достичь ускорения в
годовом выражении по сравнению с прошлым
месяцем, - это регулируемые сектора: с
4,4% г/г до 4,7% г/г за счет высоких показателей
выработки электроэнергии и тепла. В целом
секторы показали разнонаправленную динамику,
и пока было бы преждевременно делать
вывод о наличии позитивного тренда.
За девять месяцев 2010 г. промпроизводство
выросло на 8,9% г/г, и мы ожидаем снижения
темпа роста до 7% г/г к концу года, так как
считаем, что промпроизводство окажется
недостаточно сильным, чтобы нейтрализовать
неблагоприятный эффект базы в IV квартале
2010 г.
Инфляция в России по итогам октября потребительские
цены в стране выросли на 0,5%, а всего с
начала года прирост цен составил 6,8%. Такие
данные приводит Федеральная служба государственной
статистики Росстат. По сравнению с октябрем
прошлого года инфляция в России оказалась
на достаточно высоком уровне. Так, по
итогам октября 2009г., темпы роста потребительских
цен были зафиксированы на нулевом уровне,
а с начала года инфляция составляла 8,1%.
В сентябре темпы роста потребительских
цен в стране достигли 0,8%. По прогнозу
МЭР, рост цен по итогам года не должен
превысить 8%.
Министерство экономического развития
(МЭР) РФ ожидает по итогам IV квартала 2010г.
рост ВВП на уровне 4,5-4,7%, сообщил журналистам
заместитель главы ведомства Андрей Клепач.
При этом в 2010г. рост экономики, по его
оценкам, будет не более 4%. Ранее А. Клепач
говорил о том, что, в случае замедления
темпов роста промпроизводства и инвестиций,
ВВП увеличится по итогам года лишь на
3,6-3,7%. Тогда же замминистра отмечал, что
рисками могут послужить последствия
засухи, ее влияние на розничную торговлю
и другие секторы. Аналогичного прогноза
придерживается и министр финансов Алексей
Кудрин - он также считает, что рост экономики
России в этом году будет чуть менее 4%.
Официальный правительственный прогноз
по росту ВВП России в 2010г. составляет
4%. На дальнейший период запланирован
рост экономики примерно теми же темпами:
прирост ВВП в 2011г. составит 4,2%, в 2012г. -
3,9%, в 2013г. - 4,5%. Рост ВВП РФ в 2011г. при негативном
сценарии развития мировой экономики
может составить 1,5-2,0%. Это вдвое меньше
официального прогноза роста на следующий
год (4,2%). Однако такое развитие событий
менее вероятно.[16]
Международный валютный фонд (МВФ) – в прошлом апологет «вашингтонского консенсуса» – выступил с сенсационным заявлением: основополагающие принципы западной экономики оказались нежизнеспособными и даже опасными. Стремление каждой страны достичь низкого бюджетного дефицита, бурного экономического роста, свободного неподконтрольного финансового рынка, либеральных налогов привело к тому, что мировой экономический кризис стал неизбежен. МВФ призывает создать такую глобальную экономику, в которой станет меньше рисков и неопределенности, финансовый сектор будет регулироваться государством, а доходы и блага будут распределяться по справедливости. Странам нужно продолжать начатый процесс глобализации, но сама глобализация должна стать иной – не капиталистической, а «справедливой и с человеческим лицом». Эксперты «НГ» увидели в этих призывах отголоски социалистических идей и чуть ли не попытку построить очередной Интернационал.
В рамках «вашингтонского
консенсуса» странам
Глава МВФ Доминик Стросс-Кан, выступая
в Вашингтоне на открытии очередной сессии
руководящих органов МВФ и Всемирного
банка, напомнил: до кризиса все были уверены,
что знают, как надо управлять экономическими
системами. Существовал «вашингтонский
консенсус», который формулировал вполне
конкретные правила валютной и налоговой
политики. «Консенсус» обещал, что отмена
госконтроля простимулирует экономический
рост. Однако низкая инфляция, высокий
экономический рост, слишком свободный
и неподконтрольный финансовый рынок
не гарантируют никаких позитивных эффектов.
«Вашингтонский консенсус» с его упрощенными
экономическими представлениями и рецептами
рухнул во время кризиса мировой экономики
и остался позади», – сказал Стросс-Кан.
Экономическая ситуация в посткризисном мире все еще хрупка и весьма неопределенна. И, как говорит Стросс-Кан, для преодоления такой неопределенности миру нужны новые подходы к принципам экономической и социальной политики внутри каждой отдельно взятой страны и на международной арене в целом. В частности, западный мир понял, что «финансовый сектор нуждается в серьезном хирургическом вмешательстве с точки зрения регулирования». Кризис, по словам главы МВФ, стал порождением культуры бездумных рисков, и эта культура жива до сих пор. «В конструировании новой макроэкономической системы для нового мира маятник качнется – по крайней мере немного – от рынка к государству и от сравнительно простых вещей к вещам более сложным», – заверил Стросс-Кан.
Примечательно, что в МВФ теперь уверены: финансовый сектор необходимо облагать налогами, чтобы переложить на него ту часть расходов, которая из-за его же рискованных операций легла на бюджеты государств и, как следствие, на население. Финансовая глобализация, продолжает Стросс-Кан, усилила неравенство, и это стало одной из тайных пружин кризиса. «Поэтому в более долгосрочной перспективе устойчивый рост ассоциируется с более справедливым распределением доходов, – объявил глава МВФ. – Нам нужна глобализация нового рода, более справедливая глобализация, глобализация с человеческим лицом. Блага от экономического роста должны широко распределяться, а не просто присваиваться горсткой привилегированных людей».
Именно международное сотрудничество – прежде всего в рамках «двадцатки» – помогло странам «удержаться от сползания во вторую Великую депрессию». Поэтому переосмысление «вашингтонского консенсуса» должно способствовать сплоченности стран друг с другом перед лицом глобальных экономических вызовов. Так, например, Европе для преодоления суверенных долговых проблем МВФ порекомендовал принять «всеобъемлющее решение, основанное на общеевропейской солидарности».
Эксперты озадачены тем, что МВФ вместо глобалистов-капиталистов хочет увидеть в будущем «глобалистов с человеческим лицом». Как заметил начальник Управления финансовой группы БКС Николай Солабуто, все это очень похоже «чуть ли не на организацию очередного Интернационала»: «Считается, что если страны соблюдают принципы «вашингтонского консенсуса», то они в одиночку могут противостоять кризису. Однако кризис более или менее успешно страны миновали как раз благодаря вмешательству извне. Евросоюз помог странам Европы, «двадцатка» помогла остальным». Отсюда следует, что индивидуализм государств должен быть преодолен, МВФ, по сути, заговорил о коллективизме на глобальном уровне. Призыв к госрегулированию экономики и к распределению доходов по справедливости, а не по рыночным законам очень напоминает социалистические идеи прошлого. Похоже, на смену капиталистической глобализации идет глобализация социалистическая. Также эксперты увидели в заявлениях Стросс-Кана призыв не столько ограничивать приток опасного спекулятивного капитала в страны, сколько, наоборот, стимулировать еще большую миграцию капитала, чтобы он достигал те страны, которые ранее «обходил».
«В МВФ поняли, что
все элементы «вашингтонского консенсуса»
не обеспечивают справедливого распределения
прибавочного продукта», – соглашается
гендиректор компании «ФинЭкспертиза»
Агван Микаелян. В то же время Микаелян заметил,
что роль «двадцатки» все-таки преувеличена:
«Позиции G7 в мировом финансовом регулировании
значительно сильнее позиций стран, не
входящих в этот элитарный круг. В такой
ситуации все развивающиеся экономики
стремятся занять свое место и поучаствовать
в несправедливом перераспределении.
И, конечно, новых «компаньонов» там не
жалуют. Если же говорить о какой-то справедливости,
то встает вопрос не о расширении клуба,
а о том, чтобы перестать привязываться
к рискованным операциям и начать ориентироваться
на результаты труда».
Новое миропонимание МВФ, считают эксперты,
может сказаться и на России. В частности,
как предполагает Солабуто, от России
могут потребоваться еще большая интеграция
в мировую экономику и усиление позиций
в «двадцатке» развитых стран. Но в то
же время эта интеграция в «новый глобальный
мир», вполне возможно, уже не будет предполагать
валютных войн наподобие тех, которые
происходили между США и Китаем. Наоборот,
«униженные и оскорбленные» смогут теперь
громко заявлять о защите собственных
экономических интересов, с которыми должны
считаться развитые страны. Но как эта
утопическая модель будет реализовываться
на практике, эксперты пока не берутся
судить. [17]
Подробнее: http://www.ng.ru/economics/