Функционирование страхового рынка в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение кредитной системы Республики Беларусь, в частности небанковских кредитно-финансовых институтов, раскрытие их понятия и механизмов функционирования, роли в кредитной системе страны.

Содержание

Введение 3

1 Небанковские финансовые организации как элемент кредитной системы 4

1.1 Виды небанковских финансовых организаций 4

1.1.1 Лизинговые компании 4

1.1.2 Инвестиционные фонды 9

1.1.3 Финансовые компании 10

1.1.4 Ломбарды 12

1.1.5 Кредитные союзы и кооперация 15

1.1.6 Страховые компании и пенсионные фонды 16

1.1.7 Благотворительные фонды 19

1.1.8 Специфические кредитно-финансовые организации 20

2 Организация деятельности небанковских финансовых организаций 22

3 Государственное регулирование небанковских финансовых организаций в Республике Беларусь 31

4 Функционирование страхового рынка в Республике Беларусь 35



Заключение 41

Список используемых источников 42

Работа содержит 1 файл

готовая.docx

— 104.46 Кб (Скачать)

     Рассмотрим  основные показатели, характеризующие  состояние страхового рынка Республики Беларусь.

     За  январь-март 2010 года  страховыми организациями  получено страховых взносов на сумму 276,7 млрд. рублей (прямое страхование, включая  сострахование). Прирост поступлений  за январь-март2010 года по сравнению  с соответствующим периодом 2009года составил 34,6 млрд. рублей, или 14,3%.

     В США  наиболее крупными компаниями являются: Prudential Ins. Co. of Americа,  Equitable Life Assurance Soc. US, Teachers Ins.& Annuity Assoc. America, Metropolitan Life Ins. Co. , Aetna Life Ins. Co., New York Life Ins. Co.,  John Hancock Mutural Life Ins. Co., Northwestern Mutural Life Ins. Co.   В России лидируют «Континент-Полис», «РОСНО», «Ингосстрах-Россия», «Росгосстрах» и др.

       Лидирующее положение по сборам  страховых премий среди организаций,  осуществляющих виды страхования,  не относящиеся к страхованию  жизни, занимает Белорусское республиканское  унитарное страховое предприятие «Белгосстрах». Его доля в общей сумме собранных страховых премий (с учетом принятых и переданных в перестрахование) составляет 145,7 млрд рублей, или 55%. Далее по количеству собранных взносов с учетом перестрахования идут ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко» - 23,4 млрд; ТАСК – 19,6 млрд ; ЗАСО «Промтрансинвест»- 13,4 млрд; ЗАСО «Белнефтестрах»- 13,1 млрд; Белэксимгарант» - 11,6 млрд; «Стравита» - 11,4 млрд ;СООО «Белкоопстрах» - 9,0 млрд; ЗАО  СК «Белросстрах» - 6,2 млрд. руб и т.д. На их долю приходится 40,6 % от всех собранных страховых взносов по республике, а вместе с Белгосстрахом эта доля составляет 95,6 %.

     В структуре страховых премий высок  удельный вес обязательного страхования. По обязательным видам страхования получено страховых взносов 138,7 млрд. рублей. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 50,1%.

     По  добровольным видам страхования  получено страховых взносов в  размере 138 млрд. рублей. Удельный вес  добровольных видов страхования  в общей сумме поступлений  составляет 49,9%.

         Для обеспечения выполнения принятых на себя страховых обязательств страховая организация образует из полученных страховых взносов страховые резервы, гарантийные фонды, фонды предупредительных (превентивных) мероприятий.

     Средства  страховых резервов не подлежат изъятию у страховой организации, имеют целевое назначение, используются только для страховых выплат. Направления инвестирования страховых резервов определяются законодательством. Страховые организации обязаны соблюдать следующие соотношения:

     а) по видам страхования, относящимся к страхованию жизни 
(в процентах от суммы страховых резервов), инвестировать резервы:

  • в государственные ценные бумаги - не менее 40 %;
  • ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь – не более 10 %;
  • ценные бумаги банков Республики Беларусь, кроме акций, - не более 10 %;
  • ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов - не более 10 %;
  • ценные бумаги юридических лиц Республики Беларусь (кроме акций страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также векселей) - не более 10 %;
  • недвижимое имущество (кроме жилых помещений), а также на капитальные вложения в объекты недвижимости (кроме жилых помещений) в соответствии с законодательством - не более 15 %;
  • драгоценные металлы, за исключением лома и отходов, в соответствии с законодательством, с размещением их в банках Республики Беларусь - не более 10 %;

     б) по видам страхования иным, чем страхование жизни (в про- 
центах от суммы страховых резервов, за исключением доли пере- 
страховщиков в страховых резервах), инвестировать:

  • в государственные ценные бумаги - не менее 35 %;
  • ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь - не более 15 %;
  • ценные бумаги банков Республики Беларусь, кроме акций, - не более 15 %;
  • ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов - не более 15 %;
  • ценные бумаги юридических лиц Республики Беларусь (кроме акций страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также векселей) - не более 15 %;
  • недвижимое имущество (кроме жилых помещений), а также на капитальные вложения в объекты недвижимости (кроме жилых помещений) в соответствии с законодательством - не более 20 %;
  • драгоценные металлы, за исключением лома и отходов, в соответствии с законодательством, с размещением их в банках Республики Беларусь - не более 15 %.

     Размер  отчислений в гарантийные фонды по обязательным видам страхования составляет 2 %, по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, - 1 %. Средства гарантийных фондов страховщики перечисляют в республиканский бюджет. Они имеют целевое назначение, выделяются по решению Президента Республики Беларусь в случае невозможности выполнения страховщиком своих обязательств и могут быть использованы им только на страховые выплаты.

     Фонды предупредительных (превентивных) мероприятий также имеют целевое назначение и используются для финансирования мероприятий, направленных на снижение возможных убытков от страховых случаев и на их предотвращение. Средства данных фондов, созданных по добровольному страхованию жизни, медицинских расходов и обязательным видам страхования, страховщики перечисляют в республиканский бюджет. Размер отчислений, порядок и направления использования по добровольным видам страхования (за исключением добровольного страхования жизни и медицинских расходов), определяются Советом Министров Республики Беларусь; по добровольному страхованию жизни, медицинских расходов, обязательным видам страхования (за исключением обязательного страхования ответственности за неисполнение обязательств по договорам создания объектов долевого строительства, обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением) - Президентом Республики Беларусь.

     Выплаты страхового размещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 165,9 млрд. рублей. Уровень  страховых выплат в общей сумме  полученных страховых взносов за январь-март 2010 года составил 60%.

     За  январь-март 2010 года страховыми организациями  перечислено в бюджет и внебюджетные фонды 32,6 млрд. рублей, из них 15,9 млрд. рублей – налоги и неналоговые платежи  в бюджет, 16,7 млрд.руб. – платежи  во внебюджетные фонды.

     Среднесписочная численность работников страховых  организаций республики по состоянию  на 01.04.2010 составила 13459 человек.[6] 

 

Заключение 
 

    Специализированные  кредитно-финансовые институты включают институты, которые мобилизуют временно свободные денежные средства в любом количестве и на любой срок и превращают их в капитал, инвестируют их путем продажи на финансовом рынке, покупая ценные бумаги, предоставляя кредиты и займы или используя другие формы размещения. К ним прежде всего можно отнести различные инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и другие. Таким образом, кредитно-финансовые организации служат универсальным посредником между теми, у кого есть временный излишек средств, и теми, кто испытывает его недостаток.

     Небанковские  кредитные организации - это кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. Перечень и сочетание банковских операций для этих организаций устанавливает Национальный банк Республики Беларусь. Для Республики Беларусь характерен процесс становления небанковских финансово-кредитных организаций, перечень которых относительно невелик (лизинговые компании, инвестиционные фонды, страховые общества, финансовые компании, валютно-фондовая биржа, ломбарды и некоторые др.) и определяется законодательством.

    Влияние финансово-кредитных организаций  на экономику чрезвычайно велико, поскольку именно они обеспечивают функционирование финансового рынка, организуют перераспределение денежных средств между отдельными предприятиями, отраслями, территориями, физическими и юридическими лицами. При недостаточном развитии кредитной системы страдают темпы экономического развития, поскольку предприятия, испытывая недостаток ресурсов для развития производства, не могут восполнить его за счет кредитных источников. Страдает и розничный сектор, поскольку население вынуждено подолгу накапливать средства вместо того, чтобы, взяв кредит, сразу же приобрести необходимый товар. Но оказывается и обратное влияние. Успешное развитие экономики способствует развитию и укреплению кредитной системы.

      В  современных условиях развитие небанковских кредитно-финансовых организаций протекает в условиях усиливающейся конкуренции с учреждениями банковского типа. Небанковские кредитно-финансовые институты  начинают активно заниматься  традиционными банковскими операциями – осуществлять денежные расчеты, предоставлять краткосрочные ссуды , производить операции по обслуживанию пластиковых карточек и проч. Потеря банками значительной части банковского рынка заставляет последние также искать дополнительные источники доходов, в том числе и за счет активного освоения финансовых инноваций. 

 

Список используемых источников:

  1. Иванова, В.В. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. Минск: Проспект,2003.
  2. Банковский кодекс Республики Беларусь.
  3. Кравцова,  Г.И. Деньги. Кредит. Банки. Учебник.- Минск: БГЭУ, 2007.
  4. Лаврушин, О.И. Деньги. Кредит. Банки.- Москва: Финансы и статистика, 2004.
  5. Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Учебное пособие.- Минск, 2007.
  6. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ министерство финансов Республики Беларусь.- Минск, 2010.- режим доступа: http://www.minfin.gov.by//.
  7. Новикова, И.В. Макроэкономика. Учебное пособие.- Москва, 2006.
  8. Райзберг, Б.А. Курс экономики 4-е издание. Учебное пособие.- Москва, 2004.
  9. Рудый, К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. Учебное пособие.- Москва, 2003.
  10. Салей, Е.А. Банковское право. Учебное пособие.- Минск, 2003.
  11. Сенчагов, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для ВУЗов.- Москва, 2003.
  12. Свиридов, О.Ю. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  13. Тарасов, В.И. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- Минск: Мисанта, 2005.

Информация о работе Функционирование страхового рынка в Республике Беларусь