Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:56, контрольная работа
Коммерческие банки предоставляют различные услуги, за которые взимаются комиссионные вознаграждения, начисления и сборы, приносящие отдельный доход. Объем и разнообразие указанных банковских услуг значительно вырос за последнее время, и это становится важным источником банковской прибыли.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение нескольких видов операций коммерческих банков: лизинг, факторинг и трастовые операции. Наша задача – раскрыть сущность и механизм указанных банковских операций, рассмотреть состав их участников.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Лизинг: понятие, механизм, разновидности. ………………………………...4
2. Факторинг, характеристика его видов. ……………………………………...14
3. Трастовые услуги, виды траста. …………………………………………..…19
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список использованной литературы………………………………………...…24
Приложение……………………………………………………………………...
По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на чистый и "мокрый" лизинг.
Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротства посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название «сублизинг». Использование сублизинговых сделок выгодно в целях технического перевооружения предприятий, входящих в холдинг, концерн и т.п. Например, головное предприятие не желает непосредственно кредитовать свои дочерние фирмы для покупки оборудования, так как не уверено в правильности расходования денежных средств. Тогда это головное предприятие создает лизинговую компанию, которая по заявкам заводов покупает требуемое оборудование и поставляет его заказчикам. В дальнейшем она следит за своевременностью поступления лизинговых платежей, аккумулирует их и перечисляет основному лизингодателю, осуществляет надзор за использованием оборудования, а при оговоренных в лизинговом соглашении случаях - техническое обслуживание.
Лизинг позволяет предприятию получить необходимое для развития имущество (здания, оборудование), оплачивая его постепенно, из дохода от эксплуатации. Лизинг имеет ряд преимуществ перед кредитованием:
Лизинг
обладает не только экономическими преимуществами
перед банковским кредитованием, но
и большей доступностью, и зачастую
является для предприятий единственно
возможным официальным
Факторинг возник в XVI—XVII вв. как операция торговых посредников, а затем приобрел форму кредитования.
Факторинг (англ. factoring) — разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор-фирмами мелким и средним фирмам (клиентам). Суть услуг состоит в том, что фактор-фирма приобретает у клиентов право на взыскание долгов и частично оплачивает клиентам требования к их должникам, возвращая долги в размере от 70 до 90% до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме.4
Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».
Основная цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.
Слово "factor" в переводе с английского означает маклер, посредник. С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.
Факторинговые компании, кроме собственно факторинга, оказывают обычно еще и ряд сервисных услуг, таких как постановка бухгалтерского учета для предприятий-клиентов, ведение дебиторской бухгалтерии, аудит, подготовка разнообразной статистики (обзоров, сводок и т. п.).
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 70−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.
Факторинговые компании чаще всего представляют собой дочерние фирмы при крупных банках. Это связано с тем, что факторинговые операции требуют привлечения крупных денежных средств, которыми сами факторинговые компании изначально не обладают, а получают их от «родительского банка» на условиях льготного кредитования. Собственные средства факторинговых компаний обычно составляют не более 30% всех их ресурсов.
Наиболее распространенный пример применения факторинга в России — финансирование поставщиков крупных торговых сетей. Как правило, торговые компании-дистрибьюторы, вынужденные поставлять свои товары на условиях отсрочки платежа, испытывают недостаток в оборотных средствах для бесперебойной деятельности. В такой ситуации факторинг является наиболее доступным способом привлечения капитала.
Схема факторинга выглядит достаточно просто (рис. 4). Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику.
* Цифры
в схеме отражают порядок
** Обычно сразу после поставки товаров, но может быть и в любой день отсрочки платежа.
Рис. 4. Схема факторинговой операции.
Рассмотрим схему взаимодействия поставщика, покупателя и факторинговой компании на числовом примере. Поставщик переуступает факторинговой компании денежные требования к своим клиентам на сумму 1000 рублей. Согласно договору, факторинговая компания после предоставления документов, подтверждающих выполнение обязательств поставщика перед покупателями (поставка товаров или оказание услуг), перечисляет поставщику первый платеж, например, в размере 80% от суммы переуступленных денежных требований, минус комиссия, к примеру, в размере 3%. Таким образом, поставщик получает 770 рублей (1000*0,8-1000*0,03). Оставшуюся сумму (200 рублей) фактор перечисляет на счет поставщика после получения денег от покупателей.
Комиссия, которую взимает факторинговая компания, обычно включает в себя:
1) процент от оборота поставщика;
2)
фиксированный сбор за
3)
процент за пользование