Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:38, реферат
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
1.Введение. стр.2
2.Экономические основы построения финансовой системы
государства. стр. 4
3.Государственный бюджет как основа финансовой системы
государства. стр.6
4.Место финансов предприятий в финансовой системе. стр.23
5.Анализ динамики и структуры бюджета РФ. стр.29
6.Заключение
Состав налогов и процентные ставки налогов устанавливают
Налоговый кодекс и другие нормативные документы.
Предприятие может уплачивать следующие основные виды налогов:
- федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль и др.);
- республиканские налоги и налоги краев, областей, автономных образований (налог на имущество предприятий, плата за воду и др.);
- местные налоги (земельный налог, налог на рекламу и др.).
Более подробно этот вопрос обсуждается в параграфе, посвященном основам налоговой системы.
Чистая прибыль предприятий - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налогов.
При финансовом менеджменте на базе прибыли предприятие может создавать фонды, исходя из производственной целесообразности. При этом руководствуются принципами:
1) использования всей чистой прибыли или ее части;
2) отражения операций по финансированию работ и затрат, не включаемых в себестоимость, по мере их возникновения как использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (внефондовые финансовые отношения), без формирования специальных фондов для их финансирования;
3) создания специальных фондов (фонда накопления, фонда потребления) как за счет прибыли предприятий, так и за счет средств, полученных из других источников (безвозмездные пожертвования, средства бюджета, средства централизованных фондов вышестоящих организаций и добровольных объединений).
Фонд накопления используется на приобретение и строительство основных средств производственного и непроизводственного назначения; уплату процентов за пользование банковским кредитом сверх ставок, установленных законодательством; финансирование НИОКР; расходы по уплате штрафных санкций; частично на подготовку и переподготовку кадров.
Фонд потребления используется на выплату дивидендов, благотворительность, на оказание материальной помощи, выплату надбавок пенсиям, а также премий, не связанных с производственными результатами, на оплату медикаментов, путевок для работников членов их семей.
Первоначальное формирование производственных фондов происходит за счет Уставного капитала.
Уставный капитал - это совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
Источниками формирования Уставного капитала могут выступать:
- бюджетные ассигнования;
- средства централизованных фондов и резервов финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, ведомств;
- акционерный капитал;
- вклады других предприятий и др.
Производственные фонды - это совокупность основных и оборотных фондов. Кругооборот этих фондов имеет различный характер. Разница в характере кругооборота основных и оборотных средств порождает различия в составе денежных фондов, обеспечивающих этот кругооборот, порядке их образования и использования.
Основные фонды включают строения и оборудование, которое многократно используется в производственном процессе. Эти фонды постепенно в течении ряда производственных циклов переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию. Такой перенос стоимости обеспечивается амортизацией.
Амортизация - это экономический механизм постепенного переноса стоимости основных фондов на готовый продукт и формирования денежного фонда для замены изношенных основных средств на новые.
Ускоренная амортизация - это целевой метод создания финансовых ресурсов для более частого обновления оборудования в отраслях с высокими темпами научно-технического прогресса (например, вычислительной техники). Для этого используют более быстрое по сравнению с нормативными сроками перенесение балансовой стоимости основных фондов на издержки производства и обращения.
При ускоренной амортизации норма годовых отчислений на полное восстановление увеличивается, но не более, чем в два раза.
Накопление и расходование амортизационного фонда в бухгалтерском учете специально не выделяется. Вместе с выручкой за реализованную продукцию и услуги амортизационные суммы поступают на расчетный счет предприятия, на котором они накапливаются. Амортизационные отчисления расходуются непосредственно с расчетного счета на финансирование новых капитальных вложений, на приобретение строительных материалов, оборудования, нематериальных активов. Простое воспроизводство основных фондов включает в себя и их ремонт.
Процесс расширенного воспроизводства основных средств осуществляется также посредством капитальных вложений. Для воспроизводства основных фондов создают специальные финансовые фонды, прежде всего, за счет собственных средств предприятий: амортизационных отчислений, прибыли.
Оборотные производственные фонды включают стоимость сырья, материалов, топлива и других запасов, находящихся в раз личных формах: ожидающих вступления в процесс производства, находящихся в процессе производства. Эти фонды участвуют лишь в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью переносится на создаваемую продукцию.
Кроме оборотных производственных фондов предприятие для обеспечения бесперебойности производства и реализации продукции должно располагать фондами обращения.
Оборотные средства включают денежное выражение оборотных фондов, фондов обращения (в части готовой продукции) и денежные средства. При обслуживании процессов реализации оборотные средства последовательно меняют свою форму от денежной к материальной, производительной, товарной и снова к денежной. После окончания нормального производственного цикла фонд оборотных средств восстанавливается в полном объеме.
Источниками оборотных средств могут быть:
1) собственные средства предприятий: прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий, резервные фонды;
2) заемные средства: банковский кредит, кредиторская задолженность.
Это описание финансов предприятий сделано исходя из точек зрения, представленных в работах.
Рассмотрим некоторые параметры оценки состояния и эффективности финансов.
Способность к самофинансированию - это валовая прибыль, увеличенная на финансовые и непланируемые элементы счета результатов. Она включает только полученные и получаемые доходы, а также выплаченные и выплачиваемые расходы и исключает из него расчетные доходы и расходы; это сальдо доходов и расходов (хозяйственных, финансовых, непланируемых), которое в целом может рассматриваться как эквивалент кассы. Этот показатель, как то следует из названия, выражает способность предприятия самостоятельно финансировать свои потребности.
Как правило, предприятие использует свою способность к самофинансированию не полностью, так как происходит распределение прибыли.
С финансовой точки зрения принято отмечать, что хотя поток самофинансирования измеряется в конце отчетного года (отчетного периода), образуется он в течение всего отчетного периода в результате различных операций, которые осуществляет предприятие. Поэтому предприятие располагает этим потоком по крайней мере частично до завершения отчетного года.
5. Анализ динамики и структуры Федерального бюджета РФ.
Если проанализировать структуру доходов и расходов за последние четыре года, то можно сделать соответствующие выводы. Наибольшие поступления в федеральный бюджет составляют налоговые доходы и в свою очередь самой большой составляющей налоговых платежей является, Налог на добавленную стоимость. Второй по значимости в наполняемости федерального бюджета являются таможенные платежи и акцизы.
Состав и структура доходов Федерального бюджета
| 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |||||||
Млрд. руб. | %
| Млрд. руб. | % | Млрд. руб. | % | Млрд. руб. | % | ||||
1. Налоговые доходы, всего . в т. ч. | 399,5 | 84,34 | 675,0 | 84,64 | 1115,3 | 93,45 | 1740,2 | 81,86 | |||
-налог на прибыль | 36,0 | 7,60 | 63,4 | 7,95 | 172,6 | 14,46 | 207,4 | 9,76 | |||
-подоходный налог с физических лиц | 25,2 | 5,32 | 23,9 | 3,00 | 1,9 | 0,16 |
| 0,00 | |||
-налог на совокупный доход | 2,8 | 0,59 |
| 0,00 | 3,1 | 0,26 | 5,7 | 0,27 | |||
-НДС | 143,7 | 30,34 | 277,5 | 34,80 | 516,4 | 43,27 | 773,5 | 36,39 | |||
-акцизы | 87,1 | 18,39 | 119,9 | 15,03 | 188 | 15,75 | 224,9 | 10,58 | |||
-налог на игорный бизнес |
| 0,00 |
| 0,00 | 0,5 | 0,04 | 1,0 | 0,05 | |||
-налог на операции с ценными бумагами |
| 0,00 |
| 0,00 | 0,4 | 0,03 | 0,9 | 0,04 | |||
-единый социальный доход |
| 0,00 |
| 0,00 |
| 0,00 | 13,8 | 0,65 | |||
-налог на покупку иностран. денежных знаков | 1,9 | 0,40 | 1,6 | 0,20 | 1,6 | 0,13 | 1,9 | 0,09 | |||
-платежи за пользование природными ресурсами | 9,5 | 2,01 | 11,1 | 1,39 | 37,2 | 3,12 | 183,7 | 8,64 | |||
-лицензионные сборы |
| 0,00 | 0,5 | 0,06 | 1,3 | 0,11 | 0,8 | 0,04 | |||
-таможенные пошлины | 91,3 | 19,27 | 172,0 | 21,57 | 190,6 | 15,97 | 324,1 | 15,25 | |||
-прочие налоги, сборы, пошлины | 2,0 | 0,42 | 5,1 | 0,64 | 1,7 | 0,14 | 2,5 | 0,12 | |||
2. Неналоговые доходы, всего в т. ч. | 32,6 | 6,88 | 61,9 | 7,76 | 64,3 | 5,39 | 104,3 | 4,91 | |||
-доходы от имущества, находящегося в гос.соб-ти | 8,1 | 1,71 | 25,2 | 3,16 | 26,8 | 2,25 | 53,3 | 2,51 | |||
-доходы от внешней дея-ти | 23,3 | 4,92 | 34,6 | 4,34 | 31,5 | 2,64 | 47,9 | 2,25 | |||
-прочие неналоговые доходы | 1,2 | 0,25 | 2,1 | 0,26 | 6,0 | 0,50 | 3,1 | 0,15 | |||
3. Целевые бюджетные фонды | 41,6 | 8,78 | 60,6 | 7,60 | 13,9 | 1,16 | 281,2 | 13,23 | |||
Итого доходов: | 473,7 | 100,0 | 797,5 | 100,0 | 1193,5 | 100,0 | 2125,7 | 100,0 |
Состав и структура расходов Федерального бюджета.
Виды расходов | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | ||||
Млрд. руб. | %
| Млрд. руб. | %
| Млрд. руб. | %
| Млрд. руб. | %
| |
1.Государственное управление | 13,8 | 2,40 | 25,9 | 3,03 | 40,7 | 3,41 | 56,7 | 2,91 |
2.Международная деятельность | 36,8 | 6,40 | 56,1 | 6,56 | 22,2 | 1,86 | 42,9 | 2,20 |
3.Национальная оборона | 93,7 | 16,29 | 140,3 | 16,41 | 219,1 | 18,36 | 284,2 | 14,59 |
4.Правоохранительная деят-ть | 51,2 | 8,90 | 79,8 | 9,33 | 143,0 | 11,98 | 173,9 | 8,93 |
5.Федеральная судебная система | 4,6 | 0,80 | 8,1 | 0,95 |
| 0,00 | 19,1 | 0,98 |
6.Фундаментальный исслед-ия | 11,5 | 2,00 | 15,9 | 1,86 | 26,6 | 2,23 | 30,3 | 1,56 |
7.Промышленность, энергетика, строительства | 14,4 | 2,50 | 20,1 | 2,35 | 44,7 | 3,75 | 57,7 | 2,96 |
8.Сельское хоз-во и рыболовство | 9,2 | 1,60 | 11,5 | 1,34 | 20,8 | 1,74 | 26,8 | 1,38 |
9.Охрана окружающей среды и природных ресурсов | 2,9 | 0,50 | 3,7 | 0,43 | 4,8 | 0,40 | 9,8 | 0,50 |
10.Транспорт, дорожное хоз-во, связь, информатика | 1,1 | 0,19 | 1,6 | 0,19 | 30,6 | 2,56 | 7,0 | 0,36 |
11.Предупреждение и ликвида- ция стихийных бедствий | 7,5 | 1,30 | 9,3 | 1,09 |
| 0,00 | 8,7 | 0,45 |
12.Образование | 20,7 | 3,60 | 32,1 | 3,75 |
| 0,00 | 80,1 | 4,11 |
13.Культура, искусство | 2,9 | 0,50 | 4,7 | 0,55 |
| 0,00 | 10,3 | 0,53 |
14.Средства массовой информа- ции | 2,3 | 0,40 | 5,7 | 0,67 | 191,4 | 16,04 | 10,3 | 0,53 |
15.Здравоохранение и физ-ра | 10,4 | 1,81 | 16,0 | 1,87 |
| 0,00 | 31,9 | 1,64 |
16.Социальная политика | 42,0 | 7,30 | 63,0 | 7,37 |
| 0,00 | 430,4 | 22,10 |
17.Обслуживание гос. долга | 166,7 | 28,99 | 220,1 | 25,74 | 240,0 | 20,11 | 285,0 | 14,63 |
18.Пополнение гос. запасов и резервов |
| 0,00 | 0,2 | 0,02 |
| 0,00 | 0,5 | 0,03 |
19.Финансовая поддержка ре- гионов | 39,1 | 6,80 | 79,5 | 9,30 | 186,6 | 15,63 | 265,4 | 13,63 |
20.Расходы целевых бюджетных фондов | 44,3 | 7,70 | 61,5 | 7,19 | 23,0 | 1,93 | 13,9 | 0,71 |
21.Прочие расходы |
| 0,00 |
| 0,00 |
| 0,00 | -3,0 | -0,15 |
22. |
| 0,00 |
| 0,00 |
| 0,00 | 105,5 | 5,42 |
Итого расходов: | 575,1 | 100,0 | 855,1 | 100,0 | 1193,5 | 100,0 | 1947,4 | 100,0 |