Финансовые системы Росии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:38, реферат

Описание работы

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Содержание

1.Введение. стр.2
2.Экономические основы построения финансовой системы
государства. стр. 4

3.Государственный бюджет как основа финансовой системы
государства. стр.6
4.Место финансов предприятий в финансовой системе. стр.23
5.Анализ динамики и структуры бюджета РФ. стр.29
6.Заключение

Работа содержит 1 файл

Финансовая система России..doc

— 886.50 Кб (Скачать)


1

 

 

 

1.Введение.                                                                                                    стр.2

 

2.Экономические основы построения финансовой системы

    государства.                                                                                                 стр. 4

 

3.Государственный бюджет как основа финансовой системы

   государства.                                                                                                 стр.6

 

4.Место финансов предприятий в финансовой системе.                        стр.23

 

5.Анализ динамики и структуры бюджета РФ.                                        стр.29

 

6.Заключение.                                                                                                  стр.33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

-          недостаточные темпы развития экономики;

-          диспропорции развития экономической системы;

-          отставание в адаптации к изменениям к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

-          излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

-          низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъекта­ми воспроизводственного процесса по распределению и перераспре­делению совокупного общественного продукта.[1]

        Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от, в основном централизованно  планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С.Фишер, Р.Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они  подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и не инфляционного национального продукта.[2]

 

Марксисты, видят под финансовой политикой  в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие, производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

Целью является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Курсовая работа определяет постановку следующих задач[9]:

-          раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы;

-          рассмотреть значение и сущность государственного бюджета;

-          рассмотрение главного звена  финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации;

-          выявить основные функции, выполняемые финансами предприятий;

-          на основе данных о динамике доходов и расходов федерального бюджета сделать соответствующие выводы.

Использованная информация. При написании работы были использованы следующие источники информации:

-          монографические статьи;

-          учебники и учебные пособия;

-          журналы периодической печати;

-          всемирная сеть Интернет.

 

 

 

1.         Финансы: Учебник/ под ред. Ковалева В.В.,  «Проспект», М., 2001.

2.         Финансы: Учебное пособие/ под ред. Ковалева В.В.,  «Финансы и статистика», М., 1998.

3.         Финансы: Рабочая программа/ под ред. Филина  А.Г., «МГТА», М., 2002.

2.Экономические основы построения финансовой системы государства.

Имея ввиду, финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему. Последняя, имеет следующий вид.[3]  стр.6

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Финансы: Учебник/ под ред. Родионовой В.М., «Финансы и статистика», М., 1995.

 

 

                                       Финансовая система

 

Централизованные                                            Децентрализованные

    финансы                                                                      финансы

- государственный бюджет                         - финансы коммерческих предприятий

- внебюджетные фонды                               - финансы некоммерческих предприятий

- государственный кредит                           - финансы общественных

- страхование                                                       объединений

а) социальное

б) личное

в) имущественное

г) страхование ответственности

д) страхование предпринимательских рисков

 

 

3. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства.

        Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями и организациями, учреждениями и населением называются бюджетными.

Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.

Государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий. нужд обороны и государственного управления.

Бюджет рассматривается как самостоятельная экономическая категория. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, но одновременно имеет особенности. К числу особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирования;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями и сферами общественной деятельности;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов.

Государственный бюджет имеет силу закона. С позиции законодательного установления финансовой базы государства рассматривается как его финансовый план.

          Сущность госбюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках, государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Информация о работе Финансовые системы Росии