Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:31, курсовая работа
Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.
Введение 3
Финансовая система РФ и её структура 6
Понятие системы финансов, её аппарат управления
Звенья финансовых отношений в РФ
Сферы финансовой системы РФ
Общегосударственные финансы и их роль в финансовой системе страны
Состав предприятий, их влияние на состояние финансовой системы
Заключение Библиографический список
Управление финансами - сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, финансами муниципальных образований, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц (предприятии, opганизаций, учреждений, обществ, фондов).
Составляющей управление финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями.
Субъектами управления служат законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном, местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях предприятиях, учреждениях.
К исполнительным органам управления финансами в России относятся: Министерство финансов РФ и его территориальные органы, налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные службы.
Функции управления финансами включают: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль за их состоянием, учет финансовых ресурсов.
Финансовый
анализ призван формировать
Финансовое
прогнозирование выявляет ожидаемую
в перспективе картину
В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливают параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых ресурсов и каналы их расходования, степень соответствия поступлений и затрат, уровень дефицитности ресурсов. Основой финансового планирования служат составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес - проектов, бизнес-планов.
Оперативное регулирование
Контроль за состоянием финансов, ходом финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления финансов информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования финансовых ресурсов, денежных средств, исполнении бюджетов, балансов.
Один
из элементов контроля - аудиторская
проверка. Учет финансовых ресурсов выявляет
их состояние, наличие на текущий момент,
сохранность, динамику изменения, резервы.
В управлении финансами сочетаются административно-
В
условиях централизованно управляемой
экономики главенствующее место
в управлении финансами принадлежит административно-
Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, т.к. кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов. Применение экономико-математических методов и моделей, использование компьютерной техники и новейших средств передачи и обработки информации позволяет автоматизировать отдельные процессы управления финансами. Развитие мирохозяйственной системы приводит к образованию мировой финансовой системы, вследствие чего выделяется, формируется управление международными финансами, осуществляемое рядом комитетов Организации Объединенных Наций, Международным валютным фондом и другими мировыми финансовыми институтами.
1.2. Звенья финансовых отношений в РФ
Анализ
закономерностей развития финансов
в разных условиях общественного воспроизводства
свидетельствует о наличии общих признаков
в их содержании.
Это обусловлено сочинением объективных
причин и условий функционирования финансов.
Среди этих условий выделяет два: развитие
товарно-денежных отношений и существование
государства как субъекта этих отношений.
В отличие от таких стоимостных категорий,
как, например, деньги, кредит, фонд оплаты
труда и другие, финансы органически связаны
функционированием государства.
Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная
роль, которую выполняет государство
в области экономического и социального
развития, приводит к необходимости централизации
в его распоряжении значительной части
финансовых ресурсов. Формами их использования
являются бюджетные и внебюджетные фонды,
обеспечивающие потребности государства
в решении экономических, политических
и социальных задач. Иные формы и методы
образования и использования денежных
фондов применяются кредитными и страховыми
звеньями финансовой системы.
Децентрализованные
фонды денежных средств образуются из
денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря
на разграничение сферы
Финансовая система Российской Федерации образует многоуровневую структуру. Верхний уровень занимают государственные финансы. Последующие уровни образуют финансы хозяйствующих субъектов: предприятий и организаций различных форм собственности.
Финансовую систему Российской Федерации можно представить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев и элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих её осуществлению.
От общей системы государственных финансов перейдём к более предметному рассмотрению подсистемы финансов хозяйствующих субъектов. Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы предприятий.
Основой
единой финансовой системы служат финансы
предприятий, поскольку они непосредственно
участвуют в процессе материального производства.
Источником централизованных государственных
фондов денежных средств выступает национальный
доход, создаваемый в сфере материального
производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные
финансы органически связаны
с финансами предприятий.
С одной стороны, главным источником доходов
бюджета является национальный доход,
создаваемый в сфере материального производства.
С другой стороны, процесс расширенного
воспроизводства осуществляется не только
за счет собственных средств предприятий,
но и с привлечением общегосударственного
фонда денежных средств в форме бюджетных
ассигнований и использования банковских
кредитов. При недостатке собственных
средств, предприятие может привлекать
на акционерной основе средства других
предприятий, а также на базе операций
с ценными бумагами — заемные средства.
Посредством заключения договоров со
страховыми компаниями осуществляется
страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Финансовая
система - совокупность финансово-кредитных
учреждений и организаций, а также связывающих
их финансовых отношений.
В
свою очередь финансы предприятий, учреждений,
организаций подразделяются: на финансы
коммерческих организаций, некоммерческих
и общественных объединений.
Страхование делится на: социальное, личное,
имущественное, страхование ответственности,
страхование предпринимательских рисков.
Государственные финансы включают в себя:
- государственный бюджет;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит.
В
юридической литературе авторы либо воспроизводят
вышерассмотренную структуру финансовой
системы с некоторыми изменениями, либо
предлагают иную структуру, отражающую
особенности развития государства в условиях
перехода к рынку.
Финансовая система в указанных случаях
состоит из следующих звеньев:
- бюджетная система с входящими в нее
государственными (федеральными, республиканскими,
краевыми, областными) и местными бюджетами;
- внебюджетные целевые фонды (некоторые
авторы подразделяют их на централизованные
целевые фонды и децентрализованные целевые
фонды);
- финансы хозяйствующих субъектов и отраслей
народного хозяйства;
- имущественное и личное страхование;
- кредит (государственный и банковский).
Определяя
структуру финансовой системы России,
целесообразно, по моему мнению, учесть
имеющуюся норму закона. В соответствии
с Законом РСФСР “Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в РСФСР”
от 10 октября 1991 года в финансовую систему
РФ включается бюджетная система, а также
финансы юридических и физических лиц.
Характеризуя финансы юридических лиц,
следует указать, что в их состав входят
такие государственные внебюджетные фонды,
играющие исключительную роль в обеспечении
социальной защищенности граждан, как
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Государственный фонд
занятости населения, Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования.
В
финансовую систему включаются и негосударственные
фонды (федеральные и региональные, например,
негосударственные пенсионные фонды);
фонды банковской системы; фонды страховых
организаций; фонды иных юридических лиц.
Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года
№2268 предусмотрено, что государственные
внебюджетные фонды, кроме перечисленных
выше внебюджетных фондов, консолидируются
с федеральным бюджетом. Государственные
внебюджетные фонды (экологический фонд,
дорожные фонды, фонд развития таможни
и другие), консолидируемые с федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов РФ, сохраняют
свое целевое использование (назначение).