Факторинг: отечественный и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Деньги нужны всегда и всем, но, прежде всего, для нормального обслуживания товаропроводящей сети. Для решения этой задачи на макроуровне есть два пути. Это увеличение мaсcы денег через эмиссию - первый путь. И второй - увеличение скорости их движения, что равносильно функциональному росту денежной массы. Оба пути не только возможны, но и необходимы, со следующей разницей. В первом случае требуется особая осторожность, и существует функциональное ограничение уровнем инфляции. Второй путь универсален и бесконечен по потенциалу совершенствования. Внедрение новых технологий в финансах можно осуществлять на основе факторинга.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Концентрация Факторов в мире

В большинстве европейских стран одна или две компании контролируют более 50% рынка. По данным исследования IFG по 27 странам ЕС, в среднем одна крупнейшая компания контролирует 48% рынка, на вторую приходится 20%, на третью — 14%.

К монополизированным рынкам относятся рынки факторинга Австрии, Бельгии, Кипра и ещё 6 стран, в которых на 3 и меньшее число компаний приходится почти 100%.

К наиболее конкурентным рынкам относятся рынки Германии, Франции и Великобритании. В Германии крупнейшие три компании контролируют 47% (20% приходится на первую компанию, 18% — на вторую, 9% — на третью), во Франции - 51% (24% — 14% — 13%), в Великобритании — 53%. Конкуренция между Факторами в этих странах привела к развитию дополнительных услуг, повышению качества обслуживания, снижению стоимости факторинга. Эти страны отличаются внушительными размерами рынка факторинга.

 

 

 

 

 

 

 

Рыночная концентрация:

 

Страна

Число

компаний,

занимающих

50% рынка

 

 

Число

компаний,

занимающих

80% рынка

Число компаний

занимающих

100% рынка

 

Австрия

1

2

3

Бельгия

1

2

5

Дания

2

4

10

Финляндия

2

3

4

Франция

2

6

38

Германия

4

9

16

Греция

1

3

7

Ирландия

1

3

6

Италия

2

6

45

Испания

2

5

19

Великобритания

4

9

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 –Источник [10]

 

При осуществлении факторинговых операций в разных странах наиболее популярны те отрасли экономики, где активно функционируют средние, малые и мелкие предприятия и где создаются конкурентные условия для производства и сбыта продукции. Тем более интересной становится возможность рассмотреть структуру использования факторинговых операций по отраслям экономики крупнейших «факторинговых держав» мира, где факторинг наиболее часто используется в практической деятельности коммерческих банков.

США: здесь проводится около 10% от всего мирового оборота факторинговых операций. Причем 75% от всех проведенных в стране операций приходится на исторически сложившиеся «факторинговые отрасли»: текстильную и легкую. На другие отрасли — производство обуви,  мебели ковров, электрооборудование — приходятся оставшиеся 25% операций.

Италия: 11% от мирового оборота факторинга. Здесь в последние годы сложилось следующее распределение по отраслям: торговля — 18% всех операций факторинга в стране, электрооборудование и транспорт — каждый по 9%, металлургия и продукция обработки — 7%, продовольствие — 7%, химическая промышленность — 5%.

Великобритания: 23% от мирового оборота факторинга. Обрабатывающая промышленность — 46%, торговля — 29%, транспорт — 5%, строительство — 1%.

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

В Республике Беларусь имеются все необходимые условия и предпосылки для применения факторинговых операций при осуществлении сделок между субъектами хозяйствования как внутри страны,  так и на международной арене. Так, между субъектами хозяйствования остро стоит проблема задержки платежей, что ведет к нарастанию дефицита оборотных средств и нарушению производственного цикла.  Кроме того,  недостаточная капиталовооруженность предприятий и растущие риски кредитования также способствуют развитию факторинга в Беларуси [11]. 

Операции факторинга в Республике Беларусь активно стали осуществляться лишь с середины 90-х годов.  Изначально при осуществлении факторинговых операций белорусские банки столкнулись с рядом проблем,  а именно: невозможностью доступа к современным факторинговым технологиям, используемым в развитых странах; отсутствием практического опыта применения факторинга,  научной и методической литературы.  Вышеуказанные факторы привели к неверному пониманию экономической сущности операций факторинга в экономике Беларуси на начальном этапе, которые сводились к краткосрочному кредитованию или дисконтным операциям.

В настоящее время данный вид деятельности является лицензируемым и осуществлять его вправе только коммерческие банки,  что обусловлено такими факторами,  как:  недостаточность опытного персонала,  отлаженной технологии, высококлассного программного обеспечения для обслуживания факторинговых операций специализированными фирмами.  В мировой же практике операции факторинга обычно оказывают специализированные факторинговые фирмы, которые учреждаются,  как правило,  крупными финансовыми компаниями или банками. 

Наиболее перспективной сферой применения факторинговых операций как в Республике Беларусь, так и за рубежом является производство продуктов питания или товаров повседневного спроса,  что определяется высокой ликвидностью данного вида товаров. 

Использование факторинговых операций в качестве одного из наиболее доступных и приемлемых способов финансирования деятельности белорусских предприятий, особенно относящихся к среднему бизнесу, дает им возможность не только выжить в сложных меняющихся экономических условиях,  но и занять свою нишу на рынке и успешно развивать свой бизнес.  Так,  для поставщика товаров использование факторинга позволит увеличить спрос на товары и, соответственно,  объем продаж,  повысить конкурентоспособность товаров,  а также создать для покупателей выгодные условия для сотрудничества  (на условиях отсрочки платежа).  Данные выгоды позволят покупателю наиболее эффективно использовать свои оборотные средства в интересах производства,  а не отвлекать их на погашение долга.  

Таким образом,  факторинг способствует установлению прочных связей между покупателями и поставщиками продукции,  насыщению рынков конкурентоспособной продукцией,  что выступает в качестве одной из первоочередных задач, стоящих перед экономикой Беларуси.

Также среди перспективных и активно развивающихся областей применения факторинга в Республике Беларусь выступает сфера услуг.  Белорусские предприятия,  специализирующиеся на оказании транспортных,  туристических, рекламных,  телекоммуникационных услуг,  а также Интернет –  провайдеры, операторы сотовой связи,  обратившись к услугам банка по предоставлению полного набора факторинговых услуг,  могут получить ряд экономических преимуществ:  ускорить оборачиваемость средств путем заблаговременной реализации долговых требований,  упростить структуру баланса,  сократить бухгалтерские,  административные,  юридические и иные расходы,  связанные с взиманием дебиторских задолженностей,  получением банковского кредита.  Все вышеперечисленные выгоды от использования факторинга способствуют укреплению позиций компаний -  поставщиков на высококонкурентном рынке такого рода услуг путем использования полученных дополнительных оборотных средств в целях увеличения объема продаж. В свою очередь, рост объема продаж будет сопровождаться увеличением объема предоставляемых поставщику средств банком-фактором в качестве оплаты его дебиторских задолженностей. 

Кроме того,  для белорусских предприятий дополнительным стимулом использования факторинга в своей деятельности выступает возможность отнесения затрат по факторинговым операциям на себестоимость,  что регламентируется Положением по составу затрат,  включаемых в себестоимость продукции  (работ, услуг), утвержденным Министерством экономики Республики Беларусь, от 26.01.1998г. № 19-12/ 397. При использовании в качестве источника финансирования банковского кредита предприятие не получает такого рода выгоды,  так как,  согласно законодательству,  плата по процентам за кредит не может быть отнесена поставщиком на себестоимость.

Существенным преимуществом факторинга перед банковским кредитом для поставщика выступает также отсутствие со стороны банка – фактора контроля за целевым использованием средств,  переданных банком кредитору в качестве оплаты за поставленный товар  (услугу),  что применимо как для операций внутреннего, так и международного факторинга.

Банки,  осуществляющие факторинговое обслуживание своих клиентов, также получают ряд преимуществ.  Во-первых,  факторинг является высокодоходной операцией,  позволяющей получать не только дополнительный доход,  но и увеличивать количество своих клиентов путем осуществления их комплексного обслуживания на финансовом рынке.  В свою очередь, обслуживание предприятий, связанных между собой торговыми отношениями, в одном банке способствует уменьшению случаев неплатежей,  задержек платежей и в целом приводит к укреплению платежной дисциплины и устойчивости банков, что немаловажно для белорусской экономики. 

Однако в настоящее время существует ряд факторов,  сдерживающих осуществление и развитие факторинговых операций в Республике Беларусь, одним из которых выступает недостаточно развитая нормативная база, регулирующая проведение как внутренних,  так международных факторинговых операций. Основными нормативными документами,  регулирующими применение факторинговых операций в Республике Беларусь,  выступают:

1. Гражданский кодекс 1998г. (содержит только одну статью –  ст. 772 –  дающую понятие факторинга,  но не раскрывающую содержание данной операции);

2. Банковский кодекс 2001г. (урегулировал проведение открытого факторинга в Республике Беларусь, но не учтены особенности и порядок проведения скрытого факторинга).

3.  Правила проведения банками и небанковскими кредитно - финансовыми организациями финансирования под уступку денежного требования  (факторинга),  утвержденные Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.08.2001г.  № 229. (далее  “Правила…”) (определяют порядок проведения факторинга и существенные условия договора факторинга,  причем сужают сферу применения факторинга до фактически существующего денежного требования, т.е. определяют возможность применения факторинга только относительно фактически отгруженных товаров (выполненных услуг),  исключая тем самым возможность постоянного финансирования по долгосрочным договорам в счет будущих требований). 

Кроме того,  в отличие от сложившейся мировой практики применения факторинговых операций,  в Республике Беларусь банки очень редко заключают договоры факторингового обслуживания без обеспечения,  что является дополнительной финансовой преградой для малых и средних предприятий при заключении договора факторинга.  В соответствии с  “Правилами…”  исполнение обязательств по договору факторинга может быть обеспечено путем залога, поручительства, гарантии и другими способами.

Также сдерживающими факторами применения факторинга в Беларуси выступают низкая платежеспособность субъектов хозяйствования,  достаточно низкий    общий уровень финансовой культуры потенциальных кредиторов и должников  и падение уровня деловой активности.

Что касается осуществления международного факторинга в Республике Беларусь, то, начиная с января 2000г. в течение всего года действовал запрет на применение факторинга во внешнеэкономической сфере  (Указ Президента №7 от 04.01.2000г.).  Но в сентябре 2000г.  было установлено частичное послабление данного ограничения в сфере применения международного факторинга.  Так, Постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь (№1476/49  от 25.09.2000г.)  законодатель фактически допустил факторинг во внешнеторговых сделках,  валютой платежа по которым являлся белорусский рубль. 

Таким образом, в течение 2000 года банки – факторы либо были вынуждены практически свернуть осуществление международного факторинга в валюте в том виде,  который был предусмотрен белорусским законодательством,  либо разработать новые схемы финансовой поддержки своих клиентов для сохранения уже сформировавшегося круга клиентов и привлечения новых.

Кроме того,  до мая 2003  года при осуществлении сделок международного факторинга  (скрытого в иностранной валюте)  в Республике Беларусь являлась обязательной продажа валютной выручки,  которую необходимо было производить дважды:  первый раз валюта продавалась при зачислении сумм финансирования  (выручки)  на счет кредитора,  второй раз –  при поступлении суммы платежа от должника.  И только после осуществления обязательной продажи валюта могла быть перечислена на счет фактора. Данная противоречивая ситуация не согласовывалась с мировой практикой осуществления международных факторинговых операций.  Один из методов решения данной проблемы – это рассмотрение суммы финансирования, которая перечисляется на счет кредитора,  как  “заемных средств”,  которые,  в свою очередь,  не подлежат обязательной продаже. 

Так, с целью избежания повторной продажи валюты начиная с мая 2003 года (Указ Президента Республики Беларусь от 22.05.2003г.  № 207)   поставщик получил право не осуществляя обязательную продажу поступившей экспортной выручки в размере 30%  перечислить ее в полном объеме банку-фактору в соответствии с заключенным договором факторинга.

Информация о работе Факторинг: отечественный и зарубежный опыт