Европейская валютная система и перспективы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является изучение и рассмотрение механизма функционирования Европейской валютной системы. На основе анализа литературы по теме исследования определить проблемы, связанные с развитием этой системы, и выявить и предложить способы урегулирования обозначенных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ И ЭТАПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………………………….6
Европейская валютная система: эволюция и цели создания……………………………………………………………………. …6
Механизм функционирования Европейской валютной системы………...10
Этапы по созданию Европейской валютной системы…………………….13

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………………………… 15

2.1 «Евро» - новая валюта Европейского союза……………………………. ...15

2.2 Анализ результатов работы еврозоны за 1999-2010 гг……………………18

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ…………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……………32

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………… ……… ………..33

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 495.33 Кб (Скачать)

       После анализа и обобщения  основных элементов функционирования  государственной машины определены  пять основных макропроектов, реализация которых составляет основу перехода на использование евро итальянскими органами государственной власти.

       В итоге, с 1 января 2002 года в  наличное обращение в Италии  была введена новая денежная  единица – Евро. С этого момента  Евро выдается через банки  для наличных расчетов. А с  1 марта евро стало единственной  действующей национальной денежной  единицей в Италии.

       Современное правительство Италии рассматривает влияние евро не столь оптимистично. С одной стороны усиление евро негативно сказывается на экспорте Италии, с другой стороны руководящие органы Евросоюза опасаются, что рост бюджетного дефицита и высокие показатели инфляции в Италии могут угрожать стабильности европейской валюты. Также существует ряд чисто психологических проблем для самих итальянцев, связанных с пересчетом тысяч лир в евро, в сочетании с тем, что итальянцы в подавляющей массе предпочитают использовать наличные деньги.1 
 
 
 

III ПРОБЛЕМЫ СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ 
 

     Одним из основных рисков для евро как  новой международной валюты является то, что за ним стоит не единое государство с четко выраженными  интересами и целями, а несколько  государств, различающихся по экономическому и политическому весу, по культурным и правовым традициям. Созданные  наднациональные институты имеют  ограниченные полномочия, делегированные национальными государствами. Как  известно, в экономическом и валютном союзе важнейшие решения в  области денежно-кредитной, валютной и финансовой политики принимаются  разными институтами на основе сложного механизма, который не может конкурировать  с эффективной централизованной валютной политикой США. Реализация политики внутри ЕВС часто затруднена институциональными и процедурными сложностями, которые при возникновении кризисных ситуаций могут сыграть отрицательную роль. Прежде всего, речь идет о координации действий между ЕЦБ, отвечающим за денежно-кредитную и валютную политику. Советом ЭКОФИН, который формирует финансовую политику всех государств ЕС, Советом евро-11, отвечающим за экономическую и финансовую политику семнадцати государств-членов ЕВС, и национальными правительствами, в ведении которых осталось немало оперативных вопросов.

     Главная проблема состоит в том, что регулированием денежного обращения и кредитных  отношений занимается ЕЦБ, а финансовая политика находится в руках министров  экономики и финансов государств-членов ЕС. Правовые рамки денежно-кредитной и валютной политики в ЕВС ограничивают возможности проведения активной политики на международных валютных рынках. Общая денежно-кредитная политика и даже единая валюта не устраняют специфики отдельных государств внутри валютного союза, которая потенциально чревата столкновением интересов. Например, слабый евро наносит больший ущерб интересам наиболее крупных и развитых стран, а в случае чрезмерного укрепления евро неизбежны снижение темпов экономического роста и социальные издержки в менее развитых странах. Кроме того, ориентация ЕЦБ прежде всего на поддержание стабильности цен и жесткий контроль за денежной массой евро не способствует экспансии на мировых валютных рынках. По этим причинам, несмотря на наличие общих стратегических целей и экономическую конвергенцию, сохраняются противоречия между национальными приоритетами и требованиями всего валютного союза.

     При обострении ситуации наличие единых учетных ставок будет устраивать далеко не все государства ЕВС, поскольку правительства более слабых стран не смогут потребовать от Европейского центрального банка изменения ставок для девальвации своих валют. Передача валютной и денежно-кредитной политики в ведение ЕЦБ фактически лишает национальные государства главных средств оперативного регулирования, а валютный союз по определению не может приспосабливать свою политику к текущим потребностям отдельных стран. Поскольку внутри зоны евро динамика экономического развития существенно различается по странам, установление единой процентной ставки не может отвечать интересам всех стран. Выгоды от использования евро сопоставимы с убытками от потери важнейших экономических рычагов, в частности независимой денежно-кредитной политики и возможности изменения валютного курса. При появлении "асимметричных шоков" их потеря будет особенно чувствительна. Таким образом, утрата финансовой самостоятельности и отсутствие возможности девальвации валюты и манипуляции процентными ставками могут создать немало проблем. В такой ситуации теория оптимальных валютных зон предлагает следующие варианты решений: мобильность трудовых ресурсов, гибкость системы цен и заработной платы, наличие эффективного механизма перевода бюджетных трансфертов в подвергшиеся "асимметричным шокам" страны или регионы. В соответствии с этой теорией, для успешной работы валютного союза необходимо, чтобы "асимметричные шоки" были редкими, а участники союза находились в близких фазах экономического цикла. Единая финансовая политика должна влиять на все составные части союза одинаково и исключать языковые, культурные, юридические препятствия для перемещения трудовых ресурсов через его внутренние границы.

     К числу недостатков ЕВС так же относятся следующие:

     1.ЕВС не включает все европейские валюты.

     2. Хотя диапазон колебаний курсов валют в ЕВС значительно снизился, периодически происходит корректировка валютных курсов. Наиболее слабые валюты девальвируются, а более сильные ревальвируются.

     3.Слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием экономики стран-членов, различиями в уровне и темпах экономического развития, инфляции, состоянием платежного баланса.

     4.Координация экономической политики наталкивается также на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.

     5.Частные ЭКЮ не связаны с официальными ЭКЮ единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью.

     6.Выпуск ЭКЮ довольно скромно влияет на взаимные операции центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право использовать ЭКЮ для погашения взаимной задолженности расширено с 50 до 100%.

     7.Функционирование ЕВС осложняется внешними факторами. Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывают дестабилизирующее воздействие на ЕВС. При снижении курса доллара курсы западноевропейских валют повышаются, а при повышении - снижаются в разной степени, что требует пересмотра их курсовых соотношений. ЕВС продолжает испытывать влияние доллара, так как 60 % международных расчетов в ЕС осуществляется в американской валюте.

     Замещение американского доллара в качестве международной резервной валюты на евро изначально предполагает поддержание  адекватных темпов экономического роста  в европейском регионе и стабильности евро на протяжении определенного отрезка  времени. В этом отношении перспективы  евро в качестве альтернативной резервной  валюты неоднозначны. То, что инфляционное давление в зоне евро стабильно удерживается на определенном уровне – это факт. Однако сила евро на основе инфляции наоборот является сдерживающим фактором, потому как Пакт о стабильности и развитии ограничивает возможности национальных правительств использовать инструменты фискальной политики в качестве стимулов экономического роста. Для того, чтобы евро стал альтернативной резервной валютой, страны зоны евро должны демонстрировать стабильные темпы экономического роста, а это, в свою очередь, предусматривает внесение существенных изменений в положения Пакта о стабильности и развитии.

     Принимая  евро в качестве единой валюты, национальные правительства ЕС пожертвовали двумя  из трех основных инструментов стимулирования экономического роста: монетарной и  валютной политиками, в то время  как на использование третьего инструмента  – фискальной политики – были введены  жесткие ограничения. Более того, относительно недолгий период существования  евро не позволяет финансовым рынкам в полной мере оценить стабильность его обменного курса. Есть и другие структурные причины, свидетельствующие  против евро в качестве альтернативной резервной валюты. Одна из них касается позиции кредитора "в последней инстанции". У ЕЦБ нет полномочий выполнять эту роль – это право сохранили за собой национальные центральные банки стран-членов зоны евро. Не выполняя функции кредитора "в последней инстанции" евро может рассчитывать лишь на статус ограниченной альтернативной резервной валюты на мировых рынках. Вторая структурная причина связана с медленным ходом реформ в банковском секторе региона и существенными различиями между американской и европейской банковскими системами. Этот недостаток может быть устранен в случае вступления Великобритании в зону евро. Дело в том, что ее банковская практика и технологические возможности являются единственными в мире, способными конкурировать с американскими. Однако в ближайшее время это маловероятно, так как Великобритания вполне определенно сделала выбор остаться пока вне зоны евро. Даже в случае ее вступления создание евро, конкурентоспособного доллару, подразумевает гармонизацию континентальной банковской политики с политикой Великобритании и перенесение финансового центра из Франкфурта в Лондон. Маловероятно, что страны зоны евро легко согласятся на это.

     Одна  из главных проблем заключается  в том, что внутри зоны евро существуют значительные различия и по уровню производительности труда. Государствам-членам ЭВС все труднее обеспечивать своему населению надежные гарантии занятости, короткую рабочую неделю и при этом высокий уровень заработной платы. Наличие валютного союза оказывается несовместимым с щедрыми пособиями по безработице, высокими налогами, значительными ограничениями для работодателей в трудовом законодательстве. Для многих становится очевидным, что появление евро, который облегчает анализ финансово-экономического положения европейских компаний, оказалось катализатором дальнейшей концентрации капитала. Этот процесс, уже набравший высокие темпы в условиях глобализации, приобрел еще более ярко выраженный характер. 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     И так, в рассмотренной мной курсовой работе можно сделать вывод о  том, что создание Европейской валютной системы явилось важным шагом к развитию денежной системы для Европы и всего мира в целом.

     Одна  и та же валютная система со своими стандартами не может существовать долго, так как ее развитие начинает отставать от развития экономики. Результатом  возникающих противоречий становятся кризис. При кризисе мировой валютной системы нарушается действие ее структурных  принципов и резко обостряются валютные противоречия, существующая валютная система заменяется на новую.

     Интернационализация и глобализация мировой экономики  способствуют развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных отношений  между странами.

     Введение  единой валюты в Европе и формирование ситуации доминирования и конкуренции  двух сходных по своему потенциалу валют (доллар и евро) знаменуют новый  этап в развитии мировой валютной системы и могут вызвать необходимость  внесения изменений в валютное устройство многих стран.

     Выгоды, ради которых было затеяно введение единой валюты, очевидны. Колебания  валютных курсов затрудняло торгово-экономическое  сотрудничество между странами ЕС. Риск, связанный с колебаниями, закладывается  и в цену продукции, и в процентные ставки кредитов. Введение евро сняло  эту проблему. Создание зоны единой валюты делает удобным ведение бизнеса  в европейских масштабах, у фирм появляется возможность расширить  рынки сбыта.

     Дело сделано  -  для  попавших  однажды в Евросоюз  обратного хода  нет.   Все сконструировано  таким  образом,   что   вне   этой   коалиции   добровольно согласившихся вступить в нее стран ни одна из них существовать не  сможет  страна-диссидент  обречена  на  неминуемую  гибель.  В  итоге   объединенная Европа, крепко стянутая обручами взаимных обязательств  и  единых  для  всех правил поведения во внутренней жизни  и  внешних  делах,  по  своей  мощи  и влиянию может стать чем-то более значимым, чем сверхдержава. Она имеет  шанс обрести ведущее, главенствующее место в мире.

     В настоящее время ясно одно: введение единой европейской валюты является значительным этапом развития Европы. И уже можно сказать, что евро стало полноценной международной валютой, так как появление такой огромной зоны использования новой валюты, как ЕВС, с первого дня заставило весь мир считаться с ней.

Информация о работе Европейская валютная система и перспективы ее развития