Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:38, реферат
Банки затрагивают интересы людей и предприятий, удовлетворяют хозяйственные и потребительские нужды. Разные лица, исходя из своих интересов, пользуются услугами банков. Физические и юридические лица, которые пользуются услугами банка, называют клиентами. В современных условиях организациям любого размера и вида деятельности не обойтись без банков, а значит и их услуг. В связи, с чем банковский сектор расширяется, открываются филиалы, отделения уже известных банков или же новые их коллеги. Вместе с ними растет и круг услуг, которые оказываются населению и организациям.
Введение……………………………………………………………….стр 2
Глава 1 Возникновение договорных отношений в банковской системе РФ………………….стр 3
Глава 2 Правовые основы договорных отношений…………………стр 6
2.1 Содержание и принципы правового регулирования системы взаимоотношений банка с клиентами………………………………...стр 6
2.2 Нормативно-правовая база, регулирующая взаимоотношения банка с клиентом……………………стр 10
2.3 Характеристика и правовые аспекты осуществления стандартных банковских операций….стр 13
4. Заключение…………………………………………………………....стр 17
5. Список использованной литературы………………………………..стр 18
Содержание
2.1 Содержание и принципы правового регулирования системы взаимоотношений банка с клиентами………………………………...стр 6
2.2 Нормативно-правовая база,
регулирующая взаимоотношения банка с
клиентом…………………………………………………………
2.3 Характеристика и правовые
аспекты осуществления стандартных банковских
операций……………………………………………..…..
4. Заключение……………………………………………………
5. Список
использованной литературы……………
Банки затрагивают интересы людей и предприятий, удовлетворяют хозяйственные и потребительские нужды. Разные лица, исходя из своих интересов, пользуются услугами банков. Физические и юридические лица, которые пользуются услугами банка, называют клиентами. В современных условиях организациям любого размера и вида деятельности не обойтись без банков, а значит и их услуг. В связи, с чем банковский сектор расширяется, открываются филиалы, отделения уже известных банков или же новые их коллеги. Вместе с ними растет и круг услуг, которые оказываются населению и организациям. В стремлении дать клиентам то, чего не дает никто, перечень этих услуг неуклонно растет, а уже освоенные всеми или большинством банков соревнуются в выгодности, удобстве, надежности, иными словами в общей привлекательности своего банка по сравнению с другими.
Специфика банковской деятельности состоит в том, что большую роль в процессе её осуществления играет доверие клиентов, инвесторов и банков-партнеров. В связи с этим важным моментом при формировании принципов корпоративного поведения банка является необходимость поддержания устойчивых, доверительных взаимоотношений с клиентами банка, которые возможны при условии соблюдения правовых норм и постоянного анализа инструментов обслуживания клиентов, к которым в первую очередь относятся стандартные банковские операции. Осуществляя которые кредитная организация стремится выполнять взятые на себя в отношении клиентов обязательства.
Актуальность темы определяется значением правого регулирования взаимоотношений банка и клиента при осуществлении стандартных банковских операций, среди которых одно из важных мест принадлежит расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. [1]
Глава 1 Возникновение договорных отношений в банковской системе РФ
До 1987 г. банковская система включала три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Существовала также система гострудсберкасс. Главенствующее положение в банковской системе занимал Госбанк СССР.
Госбанк СССР, будучи эмиссионным институтом, в то же время являлся центром краткосрочного кредитования, осуществления массового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение эмиссионных функций и функций по расчетно-кредитному обслуживанию клиентуры, монопольное закрепление их за одним банком превращали Госбанк СССР в орган государственного управления и контроля.
В условиях административно-командной системы управления экономикой кредитные отношения носили формальный характер. Госбанк СССР обладал практически неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась по сути к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность главным образом перед вышестоящими организациями, а не клиентами.
Применение кредитных договоров в народном хозяйстве было предусмотрено еще в первом нормативном документе Госбанка СССР при его создании в 1921 г. в Условиях кредитования банком государственной промышленности. Однако начиная с 30-х годов с переходом к централизованной системе управления народным хозяйством, a соответственно и кредитом, отношения между кредитором и заемщиком не оформлялись специальным договором. В этом не было необходимости, так как предоставление кредита хозяйству в условиях распределительных отношений было строго регламентировано, детализировано и расписано в нормативных и инструктивных банковских документах, разработанных в центре. К тому же «сверху» через министерства, ведомства и Правление Госбанка СССР спускались лимиты кредитования каждому конкретному заемщику под конкретное обеспечение исходя из централизованного кредитного плана. Таким образом, Госбанк СССР и его учреждения на местах выступали как распорядители общегосударственного ссудного фонда, как органы государственного управления и контроля в кредитной сфере.
Лишь с 1988 г. банковская система (после более чем пятидесятилетнего перерыва) вернулась к практике заключения кредитных договоров с хозяйственниками. Это было обусловлено переходом как всех отраслей хозяйства, так и самой банковской системы на самофинансирование. Кредитные договоры 80-х годов явились формой становления и развития партнерских отношений между банками и хозяйством, средством воздействия на более эффективное использование заемных средств, укрепление кредитной и повышение общей платежной дисциплины в хозяйстве страны. В то же время вплоть до 1991 г. они не являлись в полном смысле слова юридическими, правовыми документами как по своей форме, так и по содержанию. Во-первых, кредитные договоры 80-х годов изобиловали излишней информацией об условиях предоставления кредитов, которую можно было почерпнуть из Правил кредитования и других циркуляров по кредитованию; во-вторых, они включали в основном экономические обязательства одной стороны, в то время как хозяйственный договор есть сделка не только равноответственных, но и равноправных субъектов; в-третьих, в них не содержалось раздела, предусматривавшего возможность разрешения возникших споров, разногласий. На практике материальная ответственность за нарушение условий договора признавалась, как правило, только со стороны клиента-заемщика. Банки уходили от этой ответственности в эти годы в силу неразработанности банковского законодательства и других нормативных хозяйственных актов.
Ориентация страны на рыночные условия хозяйствования, принятие в 1990 г. законов о предприятиях и предпринимательской деятельности, собственности, банках и банковской деятельности позволила с 1991 г. перейти к развитию кредитных отношений с хозяйством на основе полноценных, юридически правомочных кредитных договоров.
В результате реформ в России сформировалась двухуровневая банковская система: 1 уровень - Центральный банк России, 2 уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Коммерческой целью деятельности банков, обслуживающих хозяйство, является получение прибыли, что заставляет проявлять гибкость во взаимоотношениях с клиентами и предприимчивость в проведении пассивных, активных и комиссионно-посреднических операций .
Коммерческие банки функционируют на основе развития деловой конкуренции за привлечение клиентов, кредитных ресурсов и сферы их выгодного приложения что способствует расширению банковских услуг и улучшению их качества.
Росту ресурсов у крупных банков способствует расширение корреспондентских отношении, т.е. договорных отношений между банками с целью взаимного выполнения операций. На корреспондентских счетах, накапливаются крупные суммы.
Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов. [4]
Глава 2 Правовые основы договорных отношений
2.1 Содержание и принципы правового регулирования системы взаимоотношений банка с клиентами
Правовой основой договорных отношений выступает Гражданский Кодекс РФ. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Стороны могут заключать различные договоры, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Законом предусмотрено несколько видов договоров:
Смешанный договор - договор в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Отношения сторон по смешанному договору регулируются соответствующими частями правил о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.
Возмездный - договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей. Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Безвозмездный договор - договор по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.
Публичный договор - договор, в котором одной из сторон выступает коммерческая организация и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
Договор присоединения - договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Предварительный договор - договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
Договор в пользу третьего лица - договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. С момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица. Должник в договоре вправе выдвигать против требования третьего лица возражения, которые он мог бы выдвинуть против кредитора.
Законом также определен ряд обязательных пунктов, которые должны найти отражение в договоре:
1. Участники и условия.
Участниками договорных отношений могут быть как граждане, так и юридические лица, которые свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.
Существенными являются условия о предмете договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме того договор должен соответствовать обязательным для сторон императивным нормам, действующим в момент его заключения. Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица.
2. Количественные параметры.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Информация о работе Договорные отношения банков с клиентами, содержание, правовая основа и их роль