Дивидендная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, реферат

Описание работы

Дивиде́нд (лат. dividendum — то, что подлежит разделу) — часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении.

Содержание

Дивидендная политика.

1.1 Дивиденды.

1.2 Теории формирования дивидендной политики.

1.3 Виды дивидендной политики.

1.4 Основные вопросы, решаемые в процессе реализации дивидендной политики.

1.5 Результирующий эффект дивидендной политики.
Факторы, определяющие дивидендную политику.
Влияние дивидендной политики на результаты хозяйственной деятельности акционерных обществ .

Работа содержит 1 файл

дивидендная политика.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

4. Какие  конкретные схемы выплат использовать. Если денежные выплаты пропорциональны  владению акциями, то какова  должна быть периодичность выплат  и их абсолютная величина. Если  предусматривается выкуп акций,  то какова выкупная цена? Обычно  объявляемая денежная выплата  выражается в количестве денежных  единиц на акцию, но может  выражаться в процентах от  рыночной цены (дивидендная доходность) или в процентах от прибыли  (дивидендный выход). Дивиденд объявляется  без учета подоходного налогообложения.

5. Как  строить политику выплаты дивидендов  по не полностью оплаченным  акциям (пропорционально оплаченной  части или полностью).

В мировой  практике все эти вопросы касаются обыкновенных акций, так как только по ним возможны альтернативные формы  распределения чистой прибыли. Выплаты  по привилегированным акциям относятся  к обязательным фиксированным платежам, решения по которым увязываются  с выбором структуры капитала. Российское законодательство допускает  невыплату дивидендов по привилегированным  акциям даже при наличии чистой прибыли. Поэтому решения по дивидендным  выплатам российских предприятий затрагивают  и привилегированные и обыкновенные акции. В уставе АО по привилегированным  акциям могут фиксироваться:

  1. размер дивиденда в денежных единицах;
  2. процентная величина дивиденда к номиналу привилегированной акции;
  3. порядок определения величины дивиденда (расчет по прибыли после налогообложения или иные способы);
  4. очередность выплаты дивидендов по привилегированным акциям разных типов.

На значение дивидендного выхода влияет большое  количество факторов, основные из которых:

1) инвестиционные  возможности корпорации;

2) предпочтения  акционеров между текущим и  будущим доходом; сложившаяся  структура собственников данной  корпорации (состоятельные инвесторы,  институциональные инвесторы, бывшие  работники данной корпорации  и т. п.);

3) выбранная  структура капитала;

4) стоимость  капитала других источников, кроме  нераспределенной прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Результирующий эффект дивидендной  политики.

 

Поскольку основной критерий оценки финансовых решений — увеличение рыночной цены капитала, то важно понять, как различные  факторы, влияющие на дивидендную политику, повлияют в результате выбора на оценку капитала. Существуют различные взгляды  на результирующий эффект дивидендной  политики. Чтобы понять основные аргументы  в защиту той или иной позиции, рассмотрим две крайние (альтернативные) позиции:

1) выбор  дивидендной политики оказывает  влияние на цену капитала и  корпорации / обществу следует искать  оптимальное значение дивидендного  выхода. В рамках этой позиции  существует взгляд, что:

- возрастание  дивидендных выплат увеличивает  цену капитала (консервативная или  традиционная теория);

- в интересах  акционеров низкое значение дивидендного  выхода, высокий коэффициент дивидендного  выхода сокращает цену капитала (радикальная теория) из-за налоговых  платежей;

2) сторонники  альтернативной позиции утверждают, что дивидендная политика не  влияет на цену капитала.

Таким образом, второй взгляд на дивидендную политику утверждает, что отсутствует проблема оптимизации дивидендного выхода и  форм выплат.

 

 

2. Факторы, определяющие дивидендную политику.

 

В любой стране имеются  определенные нормативные документы, в той или иной степени регулирующие различные стороны хозяйственной  деятельности, в том числе и  порядок выплаты дивидендов. Кроме  того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общие тенденции в отношении  выплаты дивидендов. Существуют и  некоторые другие обстоятельства формального  и неформального, объективного и  субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них.

 

1. Ограничения  правового характера.

Собственный капитал предприятия  состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный  доход, нераспределенная прибыль. В  большинстве стран законом разрешена  одна из двух схем - на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода  и нераспределенная прибыль прошлых  периодов), либо прибыль и эмиссионный  доход.

В национальных законодательствах  имеются и другие ограничения  по выплате дивидендов. В частности, если предприятие неплатежеспособно  или объявлено банкротом, выплата  дивидендов в денежной форме, как  правило, запрещена. Поскольку налогом  облагаются только полученные акционерами  дивиденды, а отложенные к выплате  дивиденды (нераспределенная прибыль) налогом не облагаются, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежать налога. В этом случае по усмотрению местных налоговых  органов превышение нераспределенной прибыли над установленным нормативом облагается налогом. Причина введения подобных ограничений кроется в  необходимости защиты прав кредиторов и предотвращения возможного "проедания" собственного капитала предприятия.

Согласно российскому  Положению об акционерных обществах  процедура объявления дивиденда  проводится в два этапа: промежуточный  дивиденд объявляется директоратом и имеет фиксированный размер; окончательно - дивиденд утверждается общим собранием по результатам  года с учетом выплаты промежуточных  дивидендов. Величина окончательного дивиденда в расчете на одну акцию  предлагается на утверждение собранию директоратом общества. Размер дивиденда  не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным  акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается  при их выпуске.

 

2. Ограничения  контрактного характера.

Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том  случае, когда предприятие хочет  получить долгосрочную ссуду. Чтобы  обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается  либо предел, ниже которого не может  опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент  реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.

 

3. Ограничения  в связи с недостаточной ликвидностью.

Дивиденды в денежной форме  могут быть выплачены лишь в том  случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или  денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может  взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме  того, связано с дополнительными  расходами. Таким образом, предприятие  может быть прибыльным, но не готовым  к выплате дивидендов по причине  отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна.

 

4. Ограничения  в связи с расширением производства.

Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с  проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники  финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами  роста для обновления материально-технической  базы. В этих случаях нередко прибегают  к практике ограничения дивидендных  выплат. Известна практика, когда в  учредительных документах оговаривается  минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.

 

5. Ограничения  в связи с интересами акционеров.

Как было отмечено выше, в основе дивидендной  политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного  дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы  полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры  должны оценивать, как величина дивиденда  может повлиять на цену предприятия  в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая  зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера  выплачиваемых дивидендов, темпа  их роста и др.

Имеются и другие обстоятельства, увязывающие размер дивидендов и  интересы акционеров. Так, если на рынке  капиталов имеются возможности  участия в инвестиционных проектах с более высокой нормой дохода, чем обеспечивается данным предприятием, его акционеры могут проголосовать  за более высокий дивиденд (еще раз отметим, что в России ситуация несколько иная). Определенные противоречия могут возникать среди самих акционеров. Так, более богатые акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога; другие интересы могут быть у относительно небогатых акционеров.

 

6. Ограничения  рекламно-финансового характера.

В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные  отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к  понижению рыночной цены акций. Поэтому  нередко предприятие вынуждено  поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной  политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Влияние дивидендной  политики на результаты хозяйственной  деятельности акционерных обществ.

 

На основании  рассмотренных выше теоретических  аспектов представленной нами проблемы и способов ее практических решений, мы можем заключить, что в процессе реализации дивидендной политики анализируются  и прогнозируются разнообразные  ситуации и варианты, оцениваются  возможности предприятия на рынке. Квалифицированные варианты решений  таких встающих перед предприятием проблем, как распределение активов  предприятия с целью их максимально  эффективного использования, позволяют  надеяться на устойчивое финансовое положение предприятия в будущем.

Дивидендная политика рассматривает в процессе своего формирования и реализации, такие вопросы, как предпочтения акционеров между текущими и будущими доходами, влияние различных факторов на оценку капитала акционерного общества, определяет оптимальное значение дивидендного выхода и схемы, формы и способы  его выплаты.

Дивидендная политика предусматривает расчеты  по платежам в бюджет и расчеты  с акционерами общества, создавая тем самым определенные гарантии по своим обязательствам. Кроме того, в ходе реализации дивидендной политики на предприятии выявляются имеющиеся  резервы, мобилизация которых обеспечит  получение дополнительных доходов. Отбор оптимальных вариантов  хозяйствования позволяет снизить  риски и избежать потерь, вести  рациональную налоговую политику. Таким  образом, дивидендная политика является одним из важных инструментов в управлении предприятием, а ее реализация - возможностью успешного предпринимательства, соблюдения интересов собственников, акционеров и всех работников.

 

 

Список  используемой литературы.

1.     Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. – 1120 с.

2.   Володин А.А. Управление финансами (Финансы предприятий). М.: ИНФРА-М, 2004. – 504 с.

3.   Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.

4.    Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.

5.     Финансовый менеджмент: теория и практика.  Под ред. Стояновой Е.С. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2003. – 656 с.

6.   


Информация о работе Дивидендная политика