Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, реферат
Дивиде́нд (лат. dividendum — то, что подлежит разделу) — часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении.
Дивидендная политика.
1.1 Дивиденды.
1.2 Теории формирования дивидендной политики.
1.3 Виды дивидендной политики.
1.4 Основные вопросы, решаемые в процессе реализации дивидендной политики.
1.5 Результирующий эффект дивидендной политики.
Факторы, определяющие дивидендную политику.
Влияние дивидендной политики на результаты хозяйственной деятельности акционерных обществ .
4. Какие
конкретные схемы выплат
5. Как
строить политику выплаты
В мировой
практике все эти вопросы касаются
обыкновенных акций, так как только
по ним возможны альтернативные формы
распределения чистой прибыли. Выплаты
по привилегированным акциям относятся
к обязательным фиксированным платежам,
решения по которым увязываются
с выбором структуры капитала.
Российское законодательство допускает
невыплату дивидендов по привилегированным
акциям даже при наличии чистой прибыли.
Поэтому решения по дивидендным
выплатам российских предприятий затрагивают
и привилегированные и
На значение дивидендного выхода влияет большое количество факторов, основные из которых:
1) инвестиционные возможности корпорации;
2) предпочтения
акционеров между текущим и
будущим доходом; сложившаяся
структура собственников
3) выбранная структура капитала;
4) стоимость капитала других источников, кроме нераспределенной прибыли.
1.5
Результирующий эффект
Поскольку основной критерий оценки финансовых решений — увеличение рыночной цены капитала, то важно понять, как различные факторы, влияющие на дивидендную политику, повлияют в результате выбора на оценку капитала. Существуют различные взгляды на результирующий эффект дивидендной политики. Чтобы понять основные аргументы в защиту той или иной позиции, рассмотрим две крайние (альтернативные) позиции:
1) выбор
дивидендной политики
- возрастание
дивидендных выплат
- в интересах
акционеров низкое значение
2) сторонники
альтернативной позиции
Таким образом, второй взгляд на дивидендную политику утверждает, что отсутствует проблема оптимизации дивидендного выхода и форм выплат.
2. Факторы, определяющие дивидендную политику.
В любой стране имеются
определенные нормативные документы,
в той или иной степени регулирующие
различные стороны
1. Ограничения правового характера.
Собственный капитал предприятия
состоит из трех крупных элементов:
акционерный капитал, эмиссионный
доход, нераспределенная прибыль. В
большинстве стран законом
В национальных законодательствах
имеются и другие ограничения
по выплате дивидендов. В частности,
если предприятие неплатежеспособно
или объявлено банкротом, выплата
дивидендов в денежной форме, как
правило, запрещена. Поскольку налогом
облагаются только полученные акционерами
дивиденды, а отложенные к выплате
дивиденды (нераспределенная прибыль)
налогом не облагаются, нередко компании
не выплачивают дивиденды с тем,
чтобы избежать налога. В этом случае
по усмотрению местных налоговых
органов превышение нераспределенной
прибыли над установленным
Согласно российскому Положению об акционерных обществах процедура объявления дивиденда проводится в два этапа: промежуточный дивиденд объявляется директоратом и имеет фиксированный размер; окончательно - дивиденд утверждается общим собранием по результатам года с учетом выплаты промежуточных дивидендов. Величина окончательного дивиденда в расчете на одну акцию предлагается на утверждение собранию директоратом общества. Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается при их выпуске.
2. Ограничения контрактного характера.
Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.
3. Ограничения
в связи с недостаточной
Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна.
4. Ограничения
в связи с расширением
Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.
5. Ограничения
в связи с интересами
Как было
отмечено выше, в основе дивидендной
политики лежит общеизвестный ключевой
принцип финансового управления
- принцип максимизации совокупного
дохода акционеров. Величина его за
истекший период складывается из суммы
полученного дивиденда и
Имеются и другие обстоятельства,
увязывающие размер дивидендов и
интересы акционеров. Так, если на рынке
капиталов имеются возможности
участия в инвестиционных проектах
с более высокой нормой дохода,
чем обеспечивается данным предприятием,
его акционеры могут
6. Ограничения
рекламно-финансового
В условиях рынка информация
о дивидендной политике компаний
тщательно отслеживается
3. Влияние дивидендной
политики на результаты
На основании
рассмотренных выше теоретических
аспектов представленной нами проблемы
и способов ее практических решений,
мы можем заключить, что в процессе
реализации дивидендной политики анализируются
и прогнозируются разнообразные
ситуации и варианты, оцениваются
возможности предприятия на рынке.
Квалифицированные варианты решений
таких встающих перед предприятием
проблем, как распределение активов
предприятия с целью их максимально
эффективного использования, позволяют
надеяться на устойчивое финансовое
положение предприятия в
Дивидендная политика рассматривает в процессе своего формирования и реализации, такие вопросы, как предпочтения акционеров между текущими и будущими доходами, влияние различных факторов на оценку капитала акционерного общества, определяет оптимальное значение дивидендного выхода и схемы, формы и способы его выплаты.
Дивидендная политика предусматривает расчеты по платежам в бюджет и расчеты с акционерами общества, создавая тем самым определенные гарантии по своим обязательствам. Кроме того, в ходе реализации дивидендной политики на предприятии выявляются имеющиеся резервы, мобилизация которых обеспечит получение дополнительных доходов. Отбор оптимальных вариантов хозяйствования позволяет снизить риски и избежать потерь, вести рациональную налоговую политику. Таким образом, дивидендная политика является одним из важных инструментов в управлении предприятием, а ее реализация - возможностью успешного предпринимательства, соблюдения интересов собственников, акционеров и всех работников.
Список используемой литературы.
1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. – 1120 с.
2. Володин А.А. Управление финансами (Финансы предприятий). М.: ИНФРА-М, 2004. – 504 с.
3. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
4. Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.
5. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Стояновой Е.С. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2003. – 656 с.
6.