Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:39, курсовая работа
Цель работы определяет ее задачи:
Изучение сущности и особенностей процедуры банкротства;
Изучение проблем и перспектив развития системы банкротства в РФ;
Оценка возможного банкротства ООО «Златоусовский хлебокомбинат» и поиск путей вывода предприятия из кризисного состояния.
Введение
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования банкротства и разработки мероприятий по его предотвращению
Понятие банкротства: основные критерии и процедуры проведения
Формирование системы по предотвращению банкротства на предприятии
Методики оценки возможного банкротства
Глава 2. Оценка финансово-экономической деятельности предприятия (На примере ОАО «Златоусовский хлебокомбинат»)
2.1 Организационно-правовая характеристика организации
2.2 Оценка финансового состояния предприятия
2.3 Оценка возможного банкротства предприятия
Заключение
Список литературы
Приложения
Антикризисное управление в широком смысле это сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределённости, риска. В этом случае антикризисное управление применяется на любом предприятии независимо от его экономического положения (используется и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла (используется на всех стадиях жизненного цикла).
Решение второй задачи преодоление кризиса всегда носит специфический характер, и поэтому его можно назвать антикризисным управлением в узком смысле.
Антикризисное управление в узком смысле это предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платёжеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком смысле чаще всего имеет место на стадии спада.
Концептуальная установка антикризисного управления организациями выражается в следующих основных положениях:
1.3 Методики оценки
возможности банкротства
Предсказание
банкротства как
Вначале этот вопрос решался на эмпирическом, чисто качественном уровне и, естественно, приводил к существенным ошибкам. Первые серьезные попытки разработать эффективную методику прогнозирования банкротства относятся к 60-м гг. и связаны с развитием компьютерной техники.
Известны два основных подхода к предсказанию банкротства. Первый базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами: приобретающим все большую известность Z-коэффициентом Альтмана (США), коэффициентом Таффлера, (Великобритания), и другими, а также умение "читать баланс". Второй исходит из данных по обанкротившимся компаниям и сравнивает их с соответствующими данными исследуемой компании.
Первый подход, бесспорно эффективный при прогнозировании банкротства, имеет три существенных недостатка. Во-первых, компании, испытывающие трудности, всячески задерживают публикацию своих отчетов, и, таким образом, конкретные данные могут годами оставаться недоступными. Во-вторых, даже если данные и сообщаются, они могут оказаться "творчески обработанными". Для компаний в подобных обстоятельствах характерно стремление обелить свою деятельность, иногда доводящее до фальсификации. Требуется особое умение, присущее даже не всем опытным исследователям, чтобы выделить массивы подправленных данных и оценить степень завуалированности. Третья трудность заключается в том, что некоторые соотношения, выведенные по данным деятельности компании, могут свидетельствовать о неплатежеспособности в то время, как другие - давать основания для заключения о стабильности или даже некотором улучшении. В таких условиях трудно судить о реальном состоянии дел.
Второй подход основан на сравнении признаков уже обанкротившихся компаний с таковыми же признаками "подозрительной" компании. За последние 50 лет опубликовано множество списков обанкротившихся компаний. Некоторые из них содержат их описание по десяткам показателей. К сожалению, большинство списков не упорядочивают эти данные по степени важности и ни в одном не проявлена забота о последовательности. Попыткой компенсировать эти недостатки является метод балльной оценки (А-счет Аргенти).
В отличие от описанных "количественных" подходов к предсказанию банкротства в качестве самостоятельного можно выделить "качественный" подход, основанный на изучении отдельных характеристик, присущих бизнесу, развивающемуся по направлению к банкротству. Если для исследуемого предприятия характерно наличие таких характеристик, можно дать экспертное заключение о неблагоприятных тенденциях развития.
Прежде чем переходить непосредственно к описанию методик, реализующих эти подходы, необходимо четко уяснить, что именно мы собираемся предсказывать. Общепринятым является мнение, что банкротство и кризис на предприятии - понятия синонимичные; банкротство, собственно, и рассматривается как крайнее проявление кризиса. В действительности же дело обстоит иначе - предприятие подвержено различным видам кризисов (экономическим, финансовым, управленческим) и банкротство - лишь один из них.
Во всем мире под банкротством принято понимать финансовый кризис, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства. Помимо этого, фирма может испытывать экономический кризис (ситуация, когда материальные ресурсы компании используются неэффективно) и кризис управления (неэффективное использование человеческих ресурсов, что часто означает также низкую компетентность руководства и, следовательно, неадекватность управленческих решений требованиям окружающей среды). Соответственно, различные методики предсказания банкротства, как принято называть их в отечественной практике, на самом деле, предсказывают различные виды кризисов. Именно поэтому оценки, получаемые при их помощи, нередко столь сильно различаются. Видимо, все эти методики вернее было бы назвать кризис-прогнозными (К-прогнозными).
Другое дело, что любой из обозначенных видов кризисов может привести к коллапсу, смерти предприятия. В этой связи, понимая механизм банкротства как юридическое признание такого коллапса, данные методики условно можно назвать методиками предсказания банкротства. Представляется, однако, что ни одна из них не может претендовать на использование в качестве универсальной именно по причине "специализации" на каком-либо одном виде кризиса. Поэтому кажется целесообразным отслеживание динамики изменения результирующих показателей по нескольким из них. Выбор конкретных методик, очевидно, должен диктоваться особенностями отрасли, в которой работает предприятие. Более того, даже сами методики могут и должны подвергаться корректировке с учетом специфики отраслей.
Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности). Этот метод предложен в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом (Edward I. Altman). Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов.
При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное уравнение. В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:
Z– счет = 1.2х1+1.4х2 +3.3х3 +0.6х4 +1.0х5
где х1 – отношение оборотного капитала к сумме всех активов
х2 – отношение резервного капитала и нераспределенной прибыли к сумме всех активов
х3 – отношение балансовой прибыли к сумме всех активов
х4 – отношение уставного и добавочного капитала к сумме заемных средств
х5 – отношение
выручки от реализации к сумме всех активов
Степень
вероятности банкротства
Значение Z-счета | Вероятность банкротства |
1,8 и менее | Очень высокая |
От 1.81 до 2,7 | Высокая |
От 2,71 до 2,9 | Существует возможность |
3,0 и выше | Очень низкая |
Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период.
Дискриминантная модель, разработанная Лис для Великобритании, получила следующее выражение:
Zл
= 0.063К1 +0.692К2 + 0.057К3 +0,601К4
где
К1- оборотный капитал/ сумма активов;
К2 – прибыль от реализации/ сумма активов;
К3- нераспределенная прибыль/ сумма активов;
К4 - собственный капитал/ заемный капитал.
Здесь предельная величина Z-счета равняется 0,037. Если Z=0,037 - для предприятия нет угрозы банкротства, если Z< 0,037 - риск банкротства очень большой.
Таффлер разработал следующую модель:
Zт = 0.53К1 +0.13К2 + 0.18К3 +0.16К4
где К1- прибыль от реализации / краткосрочные обязательства;
К2 – оборотные активы/ сумма обязательств;
К3- краткосрочные обязательства / сумма активов;
К4- - выручка от реализации / сумма активов .
Если величина Z-счета больше 0,3, это говорит о том, что у предприятия неплохие долгосрочные перспективы, если величина Z-счета меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно. Если 0,2 < Z < 0,3 - вероятность банкротства средняя.
Однако следует отметить, что использование таких моделей требует больших предосторожностей. Тестирование других предприятий по данным моделям показало, что они не в полной мере подходят для оценки риска банкротства отечественных предприятий из-за разной методики отражения инфляционных факторов и разной структуры капитала и различий в законодательной базе.
Глава 2. Оценка финансово-экономической деятельности предприятия (На примере ОАО «Златоусовский хлебокомбинат»)
2.1 Организационно-правовая характеристика организации
ОАО «Златоусовский хлебокомбинат» работает на рынке горно-заводской зоны сорок лет и выпускает продукцию по двум направлениям: хлебобулочные и кондитерские изделия.
По
направлению хлебобулочных
По направлению кондитерских изделий ОАО «Златоусовский хлебокомбинат» может предложить широкий ассортимент тортов, пирожных, восточных сладостей,мучных кондотерских изделий, выполненных по уникальной собственной рецептуре и соответствующих ГОСТу.
В настоящее время в торговую сеть ежесутоно поступает более 10 тонн продукции предприятия. Ассортимент насчитывает более 130 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий.Благодаря тщательному соблюдению всех технологических требований продукция хлебокомбината всегда конкурентноспособна.
Правовые основы деятельности ОАО «Златоусовский хлебокомбинат» регулируется Уставом предпрития, принятого на общем собрании Акционеров 8 мая 2009 года.
Местонахождение Общества: 456228, Россия, Челябинская область, г. Златоуст, проспект им. Ю. А. Гагарина, 3 микрорайон, хлебокомбинат.
Акционерами общества могут быть юридические лица, граждане РФ и других государств СНГ признающие Положение Устава и работающие в Обществе.