Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа
Цель: Описать, рассмотреть денежного оборота и денежного обращения в Республике Казахстан, проблемы и пути их решения
Задачами работы являются:
рассмотреть понятие и структуру денежного оборота и денежного обращения;
изучить организацию налично-денежного оборота
проанализировать современное состояние организации денежного оборота и денежное обращения в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ 3
Экономическое содержание налично-денежного оборота
и его организация
1.1 Понятие и структура 4
1.2 Организация налично-денежного оборота 8
2. Анализ современного состояния организации денежного оборота и денежное обращения в Республике Казахстан
2.1 Наличное обращение 15
2.2 Безналичное обращение 16
2.3 Электронные средства платежа 22
3. Пути оптимизации организации денежного обращения 24
Заключение 30
Список использованных источников 31
V - скорость оборота одноименной денежной единицы.
Таким
образом, количество денег необходимых
для обращения, изменяется прямо
пропорционально сумме цен
Отклонение от общего закона денежного обращения обусловлено функционированием не пол неценных денег, а знаков стоимости. В результате выпуск бумажных денег, превышающий пределы потребностей, определяемых законом денежного обращения, неизбежно влечет за собой повышение общего уровня товарных цен.
Следует отметить, что не цены товаров определяются количеством денег в обращении, а наоборот количество денег в обращении зависит от цен товаров. Цены товаров, являясь денежным выражением товарных стоимостей, складываются до обращения, в обращение же поступает количество денег необходимое для реализации данной суммы товарных цен. Цены товаров в среднем определяются стоимостью товаров и стоимостью самих денег. Отсюда следует, что количество денег в обращении находится в обратной зависимости от стоимости денег.
Рассмотренный
закон денежного обращения
Особенность металлического обращения заключается в том, что количество денег в обращении всегда поддерживается на необходимом уровне, то есть в обращения не может быть ни излишка, ни недостатка денег. В условиях бумажно-денежного обращения, как правило, выпускается денег больше, чем требуется золота для обращения. Избыточный выпуск бумажных денег влечет за собой их обесценивание.
1.2 Организация налично-денежного оборота
Налично-денежный оборот, представляющий собой совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.
Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения:
Налично-денежный
оборот между предприятиями
Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей предпринимательской деятельностью. С гражданами, не занимающимися предпринимательской деятельностью, расчеты разрешено, осуществлять как наличными деньгам в без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке.
В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 100 тысяч тенге, а с предприятиями потребительской кооперации - если не выше 150 тысяч тенге. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.
Важную роль в стабилизации денежного обращения в нашей стране сыграло утвержденное Банком Казахстана Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Республики Казахстан», которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка Казахстана, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Республики Казахстана (в дальнейшем учреждения банков), а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Республики Казахстан.
В соответствии с этими правилами организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее
предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы при предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений в банках или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка Казахстана на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Порядок в сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по предварительному с ним согласованию исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых в других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Казахстана.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждения банка, осуществляющие его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы в оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
При наличии нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом на установление лимита остатков наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об этом в другие учреждения банков, в которых у него открыты соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих Учреждений банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной.
Лимит остатка кассы устанавливается исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Этот лимит может пересматриваться в течение года в
установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т. д.), а также в соответствии с договором, заключенным с учреждениями банков.
Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в кассе наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более трех рабочих дней. Предприятия могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Казахстана и принятыми в их исполнении нормативными актами Банка Казахстана.
Важное значение имеет согласование с предприятиями сроков выдачи из кассы банка денежных средств на заработную плату, выплаты социального характера н стипендии. Для равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств в учреждениях банка ежегодно (на основании сведений предприятий о размерах и сроках предстоящих платежей) составляется календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням).
Территориальные учреждения Банка Казахстана на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют такой же календарь выдач наличных денег, но уже в республике, краю, области (по месяцам) и в срок высылают его в Банк Казахстана для свода в целом по Республике Казахстан.
Данные
сведения используются также при
прогнозировании досрочных
Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов вкладам граждан территориальные учреждения Банка Казахстана или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации, и ее филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком Казахстана порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Территориальные учреждения банка Казахстана контролируют работу учреждений и банков по организации наличного денежного оборота, с соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с указанным выше положением.
С 2001 г. в нашей стране осуществлен переход от кредитного кассового планирования денежного обращения к составлению прогнозов кассовых
оборотов. Основной их целью являются определение потребностей в наличных деньгах в целом по Республике Казахстан, по регионам и учреждениям банков и в соответствии с этим разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление их выдач предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, то есть сумму выпуска или изъятия из обращения.
Основная задача банков всех уровней в работе по прогнозированию кассовых оборотов заключается в достижении наибольшей достоверности и реальности составляемых расчетов и определении изменения на личной денежной массы в обороте. Важным этапом является и разработка мероприятий по увеличению поступления наличных денег, их экономному использованию с целью ограничения эмиссии.
С 1 января 2001г. Центральный банк Республики Казахстан выше указанным положением установил определенный порядок прогнозирования наличного денежного оборота (рисунок 1).
Рис, 1. Порядок составления прогноза кассовых оборотов в Казахстане
Для выяснения объема и источников поступления наличных денег в кассы учреждений банков, выявления их выдач, а также определения эмиссионного результата в областях, краях, республиках и в целом по Республике Казахстан составляется прогноз кассовых оборотов на квартал (табл. 1).
Кредитные организации для определения потребности в наличных деньгах, необходимых для обеспечения расходных операций своих клиентов, составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы и их выдач на основании динамических рядов и «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка Казахстана и кредитных организаций или на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий. Эти расчеты составляются кредитными организациями ежеквартально с распределением по месяцам и направляются в расчетно-кассовый центр, где открыт корреспондентский счет данной организации, за четырнадцать дней до начала прогнозируемого квартала.
Таблица 1
Прогноз кассовых оборотов по источникам поступления и направлениям
выдач наличных денег
| |||
|
Символы | ||
Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации | 02 | ||
Поступления
выручки пассажирского |
05 | ||
Поступления квартирной платы и коммунальных платежей | 08 | ||
Поступления выручки от зрелищных предприятий | 09 | ||
Поступления выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги | 11 | ||
Поступления налогов и сборов | 12 | ||
Поступления от реализации недвижимости | 15 | ||
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Республики Казахстан) | 16 | ||
Поступления от предприятий РК по связи и информатизации | 17 | ||
Поступления от учреждений Сберегательного банка РК | 18 | ||
Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | 19 | ||
Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка РК) | 20 | ||
Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат | 28 | ||
Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно-обменных операций с физическими лицами | 30 | ||
Прочие поступления | 32 | ||
Итого по приходу - символы 02-32 | |||
|
|||
Статьи расхода | |||
Выдачи на заработную плату | 40 | ||
Выдачи на стипендии | 41 | ||
Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера | 42 | ||
Выдачи на выплаты социального характера | 44 | ||
Выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов | 46 | ||
Выдачи на выплату пенсий, пособий страховых возмещений | 50 | ||
Выдачи на другие цели | 53 | ||
Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам и денег на операции ломбардов (кроме Сберегательного банка Республики Казахстан) |
| ||
Выдачи со счетов по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Республики Казахстан) |
| ||
Выдачи кредитными организациями наличных денег физическим лицам при совершении валютно-обменных операций |
| ||
Выдачи со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
| ||
Выдачи подкреплений предприятиям РК по связи и информатизации |
| ||
Выдачи
наличных денег на выплату дохода,
погашение и покупку |
| ||
Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка РК |
| ||
Итого по расходу - символы 40-61 |
Информация о работе Денежный оборот и его структура на современном этапе