Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:07, курсовая работа
На подготовку и проведение денежных реформ в России влияла прежде всего специфика денежной и банковской систем страны, генезис которых был обусловлен особенностями развития ее экономики.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Денежные реформы.
1.1 Понятие, причины возникновения, цели……………………………..6
1.2 Виды денежных реформ……………………………………………….7
Глава 2. Денежные реформы в СССР и РФ.
2.1 Денежные реформы в советское время…..…………………………...9
2.2 Денежные реформы в Российской Федерации….…………………...23
Заключение…………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………...37
Страны
1928
1951-1952 гг.
СССР
100
100
Австрия
90
167
Франция
112
200
Германия
142
233
Великобритания
200
361
США
370
556
Восстановление и последующее
развитие народного хозяйства в
послевоенный период происходило при
дальнейшем усилении плановой хозяйственно-организаторской
роли государства. ГКО был упразднен,
т.к. он выполнил свои задачи в военный
период. Но централизм и диктат центра
во всей их полноте сохранились. В
это время проводились
Таким образом, развитие экономики в первые послевоенные годы осуществлялось на основе тех же тенденций, которые имели место в 30-40-е гг., а именно: свертывание товарно-денежных отношений, укрепление монопольного положения государства в экономике, фактическое подчинение хозяйственного механизма государственно-политическому управлению.
Деноминация 1961г.
В 1958 году в обстановке строгой
секретности обсуждались
24 февраля 1958 года Совет министров
СССР принял постановление о
чеканке монет нового образца,
бумажные деньги стали
В октябре - декабре 1960 года деньги нового образца заполнили хранилища Госбанка на местах. До 1 января 1961 года – первого дня обмена денег по курсу 10:1 – гражданам страны ничего не сообщали. Правда, самые умные граждане догадывались. Кассирши в магазинах наотрез отказывались давать на сдачу мелочь, ожидая, что монетки подорожают в 10 раз (и не ошиблись). Кто-то понес деньги в сберкассу, помня о 1947 годе и льготном обмене вкладов (и не угадал). Поменять деньги удалось всем и практически в любом количестве (правда, тех, у кого это количество было слишком большим, взяли на заметку правоохранительные органы).
Рис.10. Один рубль образца 1961 г.
В октябре 1960 года начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах. При перерасчете вкладчику не надо было являться в сберкассу, все вклады пересчитывались по единой методике - 10:1. С 1 января 1961 года начали выпускаться банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп., и 1 рубль. Денежные билеты образца 1947 года и серебряные, никелевые, медные и бронзовые монеты, выпущенные в СССР начиная с 1921 года, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1.
Хождение старых денег по одной десятой их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961 года. Тем не менее в некоторых областных центрах уже спустя две недели после начала обмена продавцы отказывались принимать от покупателей деньги старого образца. Старая разменная монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялась в обороте. Со 2 января были открыты 28,5 тыс. обменных пунктов.[8] В районах с небольшой плотностью населения работали передвижные обменные пункты. В наиболее напряженные периоды обмена кассиры переводились на полутора- и двухсменную работу. Интенсивный обмен денег осуществлялся в основном до середины января 1961 года, после чего пятая часть обменных пунктов была досрочно закрыта. Через обменные пункты прошло чуть больше трети общей суммы старых денег. К февралю свыше 90% старых денег было изъято из оборота. [11. 389c] Население меняло деньги спокойно и в удобное время. Около 4,5% старых денег населением к обмену не предъявлялось.[8]
Дробная часть копейки, полкопейки
и больше, увеличивалась при пересчете
цен и тарифов до целой копейки,
и только в виде исключения (по хлебу,
молочнокислым продуктам и
Изменение масштаба цен и замена денег старого образца новыми затруднялись рядом обстоятельств - в частности, нехваткой товарных фондов. Их дефицит составлял в 1961 году примерно 1,2 млрд. рублей. [10. 612c] Особенно остро в торговле ощущался недостаток мяса, рыбы, животного и растительного масел, круп и муки, трикотажных изделий, мебели, стройматериалов, товаров культурного и хозяйственного обихода. Наблюдался рост цен на колхозных рынках. Перерасчеты заработной платы и платежей нередко проводились с ошибками - оклады в новом масштабе цен завышались, государственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встречалось завышение цен, чем занижение.
В феврале 1961 года в стране
было отмечено хождение фальшивых денег,
выполненных по новым образцам. Самыми
распространенными способами
Эта реформа в 10 раз увеличила
покупательную способность
Реформа 1991 г.
Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции и значение этого налога сошло на нет.
В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.
Вскоре В. Павлов обвинил частные
банки некоторых зарубежных стран
в том, что они стремятся
23 января 1991 года Павлов провел изъятие
из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна
из причин этой меры заключалась в следующем:
дело в том, что операция рубль-форинт-доллар
и рубль-злотый-доллар приносила куда
больший доход, чем рубль-доллар, ибо курс
форинта и злотого по отношению к рублю
был искусственно занижен. Неизвестно,
какое количество крупных рублевых купюр
оказалось таким образом за границей;
во всяком случае Павлов называл цифру
в 100 млрд. руб.
Обмен крупных купюр, производившийся
свободно лишь в размере месячного
оклада и сопровождавшийся к тому
же замораживанием значительной части
вкладов, больнее всего ударил по
рядовым гражданам. К тому же накануне
обмена многие предприятия и учреждения
получили деньги для выплаты заработной
платы почти исключительно крупными купюрами.
Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные
кассы не производили обмена денег пенсионерам.
Возникла угроза того, что за отпущенные
три дня обменять деньги смогут не все.
Правительство было вынуждено дважды
пересматривать сроки обмера крупных
купюр. После каждого переноса сроков
денежный выигрыш государства от обмена
уменьшался. Сразу после обмена он составлял
около 10 млрд. руб., в марте - 8 млрд. руб.,
а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем
не менее, обмен денег создавал определенные
возможности для стабилизации денежного
обращения. Однако этот последний для
рубля шанс на выздоровление был сорван
дальнейшими шагами правительства.
Хотя в апреле 1991 года номинальная
денежная масса была минимальной, срыв
стабилизации денежного обращения
пришелся именно на апрель, т. е. На момент
проведения реформы цен, призванной
по идее закрепить результаты январского
обмена денежных купюр. В результате
этой реформы примерно в три раза
выросли государственные
Основными причинами существенного
увеличения денежной эмиссии июне-сентябре
был начавшийся распад СССР и отказ бывших
республик, а ныне суверенных государств
перечислять средства в союзный бюджет.
В этих условиях президент М. С. Горбачев
пошел на нарушение союзного законодательства,
взяв в июле в обход Верховного Совета
из Государственного банка 93 млрд. руб.
на содержание армии и государственного
аппарата. В результате начавшаяся еще
до перестройки и сопровождавшая каждый
ее шаг инфляция из-за гигантского расширения
денежной массы переросла в гиперинфляцию.
Реформа цен не изменила положения дел
на потребительском рынке. Рост дефицита
обгонял рост цен.
Правительство
рассчитывало на прямо противоположный
эффект. Кабинет Министров полагал, что
с учетом выплат правительственных компенсаций
ему удастся снизить жизненный уровень
населения на 40%, приблизив его к уровню
1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших
министров, население, чтобы сохранить
привычный ему уровень жизни, станет снимать
со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим
поглотится прирост сбережений последних
лет и экономика вернется к безинфляционным
1971-1973 гг.
Деноминация 1998г.
Кризис плановой хозяйственной
системы в нашей стране, проявляющийся
в спаде производства, несбалансированности,
диспропорциональности
Совместные действия Правительства и Банка России в сфере денежно-кредитной политики в последние годы позволили достичь снижения инфляции до приемлемого уровня и удержания под контролем динамики инфляции и валютного курса. В этих условиях стало возможным проведение с 1 января 1998г. укрупнения российской денежной единицы – деноминации рубля.
Информация о работе Денежные реформы в СССР и Российской Федерации