Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:54, реферат
На Западе становление экономически зрелых денежных систем, основанных на широком распространении по миру благородных металлов как товара и денег, относится к XVI-XVII векам - периоду интенсивного развития мировой, особенно колониальной, торговли. В России в это время существовала монометаллическая (серебромонетная) система. В стране чеканились золотые, серебряные и медные монеты, но в обращении находились только серебро и медь. Золотые монеты не являлись платежными средствами, а использовались в качестве пожалований. Счетной единицей был серебряный рубль.
С начала XVIII века Петром стали внедряться европейские формы хозяйствования. Преобразования затронули и сложившиеся к тому времени в России денежную реформу. Он возобновил в измененном виде потерпевшую неудачу денежную реформу 1654 года, задуманную его отцом. Алексей Михайлович ввел в России европейский талер с содержанием 28 граммов серебра и медные копейки, по официально установленному курсу равные серебряным, но стоимостью в 100 раз ниже их. Попытка “порчи денег” привела к “медному бунту” в 1662 году. Первым делом Петр I (1682-1725) установил полную на монетный металл и чеканку монеты. Из-за одной только этой меры на Украине прекратилось хождение любых денег, кроме российских, влилась в общероссийскую экономика Прибалтики.
Значение петровской денежной реформы исключительно велико - в России впервые в истории мирового денежного производства была введена десятичная монетная система. Новая русская монетная система в дальнейшем по существу своему не изменилась, и в главных своих чертах сохранилось до настоящего времени. Её в развитие и совершенствование выражалось в появлении в исчезновении новых номиналов, в ее приспособление к изменившимся условиям внутреннего рынка. Так, например, после 1726 г. из нее вышел алтын, но появилась двухкопеечная монета (гроши), пятнадцатикопеечные (пятиалтынный) и двадцатикопеечные (двугривенный) монеты. Последние два номинала начали чеканить в 1760 г. В 1718 г. копейка как монетный номинал вообще исчезла и появилась вновь только в 1724 г.
Петр I ввел в обращение и золотые монеты- червонцы и двухрублевики. Черновец весил 3,4 г., т.е. равнялся западноевропейскому дукату, а двухрублевик - около 4 г., что соответствовало золотнику.
В 1690-х годах Петр готовил денежную реформу. Начало реформы ознаменовалось снижением массы серебряной проволочной копейки до 0,28 г, в результате чего масса счетного рубля уравнялась с массой талера (28 г). Одновременно происходило техническое переоснащение действовавших и строительство новых монетных дворов для обеспечения машинной чеканки монет различных достоинств нового образца на круглых заготовках. Первыми из таких монет появились в 1700 г. медные: деньга (1/2 копейки), полушка (1/4 копейки) и полполушки (1/8 копейки), причем правительство обеспечило полное равенство их с серебряными копейками. В 1701 г. начался выпуск в обращение новых серебряных монет: полтины, полуполтинника, гривенника и пятикопеечника, а также золотого червонца, равноценного западноевропейскому дукату и равного трем рублям. И лишь в 1704 г. были впервые отчеканены серебряный рубль, равный по массе талеру, и медная копейка. Русский серебряный рубль при Петре I, а в Европе беспрепятственно менялся на европейский талер. В то же время, до 1718 г., продолжалась чеканка серебряных копеек, которые служили гарантом полноценности медной копейки и ее фракций. С 1718 г. вместо червонцев из высокопробного золота была начата чеканка золотых двухрублевиков 75-ой пробы с изображением на оборотной стороне святого Андрея Первозванного. Вместе с тем Петр постарался предусмотреть и возможность беспрепятственно торговать на Востоке, где в то время в денежных системах действовали преимущественно множители три и шесть. В русской монетной системе, введенной Петром, были алтын в три копейки; деньга в полкопейки и полушка в полденьги продолжили свое существование. Название "алтын"- татарское. "Алты" - значит шесть. Древний алтын равнялся 6 деньгам, петровский алтын - 3 копейкам. В 1724 году был сделан еще один шаг навстречу европейской торговле: начали чеканить грош в две копейки номиналом. В дальнейшем (после 1757 года) двухкопеечные гроши всегда входили в русские денежные системы.
После смерти Петра I в правлении Екатерины 1(1725-1727) А. Д.Меньшиков попытался чеканить серебряные монеты из особой композиции -сплава серебра с мышьяком. Это композиция 42-й пробы оказалось настолько непригодной для чеканки, что изготовленные из нее монеты были запрещены, а в 30-е годы XVIII века не принимались в казну при обмене старой монеты.
Таким образом, в результате реформы 1698-1718 гг. Россия получила удобные средства платежей в виде золотых, серебряных и медных монет различных достоинств, обеспечивавших как крупные денежные платежи, так и расчеты при мелочной розничной торговле. Во внутреннем обращении утвердилась медная монета, дискредитированная реформой 1654-1663 гг., а на всей территории страны была установлена единая денежная система.
Набор номиналов серебряных и медных монет был основан на десятичном принципе, что вывело русскую монетную систему в число самых передовых в Европе. В то же время соответствие по массе рубля и талера вводило Россию в круг европейских государств, да и оформление новых русских монет строилось по общеевропейским канонам: на них помещались портрет, имя и титул правителя, государственный герб, дата выпуска и номинал. Однако, в отличие от западноевропейских монет, все надписи на русских монетах были выполнены не на латинском, а на русском языке. С самого начала новые монеты датировались по западноевропейскому летосчислению (от рождества Христова), причем уже c 1707 г. начинается постепенный перевод обозначения даты с церковно-славянского на цифровое; окончательно этот процесс завершился к 1723 г.
В первые годы денежная реформа улучшила и бюджет. В 1680 г. прямые налоги составляли 33,7%, косвенные - 44,4%, а монетная регалия всего 2,7%. В 1701 г. доля прямых налогов сократилась до 19,8%, доля косвенных почти не изменилась (40,4%), а доля монетной регалии возросла до 26,8%.
Монетными дворами стал ведать Приказ Большой казны. Ему в Москве подчинялись Старый монетный двор, расположенный за Китайгородской стеной, двор у Вознесенских ворот (Красный), Новый - на месте теперешнего Исторического музея, Двор под Набережным садом и Медный денежный двор - у Боровицких ворот в Кремле. В 1701 году в Кадашевской слободе открылся монетный двор, подчинявшийся Адмиралтейскому приказу. Петербургский монетный двор в Петропавловской крепости открылся в 1724 году и базировался на месте первоначального размещения Берг- и Мануфактур-коллегии.
Монетная система, введенная Петром I, оказалась столь хорошо продуманной, что в 1769 году на ее основе Россия впервые в своей истории смогла начать выпуск бумажных денег. Они обращались в виде государственных казначейских билетов, имевших твёрдо установленный курс. Затем были введены в обращение кредитные билеты, которые можно было разменивать на металлические деньги. Право на эмиссию получила «Экспедиция государственных кредитных билетов», затем это право перешло к государственному банку. Любопытно, что в этот период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом, допускался выпуск банкнот сверх разменного золотого фонда на сумму не более одной трети его. Лишь после начала первой мировой войны размен бумажных денег на золото резко сократился и практически прекратился. Ни государственные казначейские билеты, ни банковские банкноты с тех пор уже не имели гарантированного золотого покрытия.
В период сложных структурных экономических преобразований, осуществляемых в нашей стране в настоящий момент, важно знать, какие подходы в области денежной и валютной политики наиболее эффективно защищали её интересы в прошлом. В связи с этим особую ценность приобретает исторический опыт России, практика денежных реформ XVII-XIX вв. в момент перехода от серебряной к бумажноденежной системе.
XVIII век был временем введения в Европе бумажных денег. Россия прошла все стадии этого сложного процесса: от широкомасштабной «медной» эмиссии до не менее впечатляющей бумажноденежной. Энергичная внешняя политика Российской империи, включение её в мировую экономическую орбиту, увеличение эмиссии ассигнаций, требовали поиска механизмов денежного регулирования в целях стабилизации курса рубля. На развитие денежных концепций в России (XVIII-XIX вв.) определяющее влияние оказали три процесса: формирование и укрепление самодержавного государства, развитие национального рынка и включение страны в мировой рынок.
Появление
теоретического «водораздела» в теориях
денег было связано с различной оценкой
влияния государства на укрепление
отечественной денежной системы и места
рынка в национальном хозяйстве: номиналисты
и сторонники товарно-металлистического
подхода по-разному оценивали результаты
«эмиссионного творчества» правительства.
3.
Номинализм
Номинализм в России изначально в силу ряда политико-экономических причин, получил статус государственной теории денег. Этим объяснялось сильное звучание государственных мотивов в номинализме и его авторитет.
Сильная, жестко централизованная, с большим бюрократическим аппаратом, власть привыкла не только контролировать торговые отношения, но и активно участвовать во внутриэкономической жизни страны, навязывая рынку свои интересы. Экономическая самодеятельность населения ставилась государством в узкие рамки. Правительство в первую очередь «слышало» те рекомендации, которые совпадали с его цепями. Номинализм представлял собой денежный «манифест» государства, где на первый план выдвигались задачи фиска и поисков источников внутренних займов. Так возникла программа денежной реформы 1654-1663 гг., которая отличалась от существовавшей в то время в Западной Европе системы биметаллизма четкой функциональном иерархией, которую можно определить как систему «двойного денежного стандарта». Осуществление этой программы предполагало введение в России двухуровневой денежной системы. Первый уровень - это дешёвые медные деньги, которым правительство пыталось придать принудительный курс серебряных денег, были предназначены для внутреннего обращения. Второй уровень - это обращение полноценных серебряных денег для внешнеторговых расчётов. Рынок показал непродуманность такой политики: сразу же появился огромный ценовой разрыв, начала набирать темпы инфляция.
В целях расширения источников внутренних государственных займов номиналисты предлагали правительству новые принципы организации денежной системы страны, на базе использования более дешёвого денежного материала. В начале XVIII в. в России появились первые проекты бумажных денег. Отношение номиналистов к деньгам, как к «мере веса отвлечённой», которую государство творит само, не только создавало почву для неограниченной эмиссии ассигнаций, но и приводило к тому, что авторы проектов бумажноденежного обращения не «замечали» угрозы инфляции, в этом заключалась слабость данной концепции.
Промышленник Даниил Воронов предлагал для финансирования мануфактурного производства выпустить в обращение деревянные «замены» (5 млн. рублей) сроком на 50 лет. Д. Воронов подчеркивал удобства новых денег по сравнению с существующими металлическими: «деревянные замены противу медных денег в одинаком счёте, легкостию веса лучше», Денежное богатство страны, по мнению автора проекта, вполне может представлять вещь «гнилая и ничтожная» т. е. почти не имеющая собственной реальной ценности, потому что сила денег не в их самоценности, но исключительно в авторитете царской власти. Понимая, что «сила закона» не укрепит внешнего курса таких денег, Д. Воронов рекомендует закрыть границы и определить единое место для продажи товаров за рубеж.
Здесь проявляется традиционная отечественная концепция номинализма, которая получила своё развитие в XIX веке: почти через сто лет Н.М. Карамзин, аргументируя свою позицию, напишет о «клейменых щепках», которые по воле государя смогли бы заменить драгоценные деньги в обращении. В «кабинетных» бумагах Петра 1 был найден проект анонимного автора, озаглавленный «Статьи к умножению государственной казны для нужды настоящей войны». Автор предлагал умножить государственные доходы с помощью: 1) усиления эксплуатации монетной регалии (делать деньги «скуднее десятой частью») и 2) объявления внутреннего займа в один млн. рублей. Заёмную операцию можно было бы провести следующим образом: разделить всю сумму займа на сто частей (минимальный размер займа 10000 руб.), назначить двух верховных судей, которые будут выдавать «заёмные письма» и заносить эти займы в «книгу великую позлащенную», а император станет главным гарантом возвращения займов в мирное время. Предложенные неизвестным автором «заёмные письма» могли бы стать началом вексельного обращения. П. Милюков считает, что автором проекта был Савва Рагузинский, русский тайный агент в Константинополе, который мог предложить царю свой проект в 1710-1711 гг.
Товарно-металлистическая концепция начала формироваться в России с XVIII века, получив сильный импульс с появлением бумажных денег. Представители этой позиции показали сущность и различие драгоценных и бумажных денег, отметив, что деньги получают высокий меновой статус благодаря тому, что сами являются прежде всего товаром; поставили вопрос о допустимых границах эмиссии ассигнаций; разработали практические методы борьбы с инфляцией.
В.Н. Татищев был первым в России специалистом в области денежного обращения, рассматривавшим проблемы денег сквозь призму товарно-металлистического подхода. От «доброй монеты», писал он, государство получает только выгоду, выпуск же бумаг (имеется в виду эксперимент Дж. Ло во Франции) есть последняя мера обанкротившегося правительства, показывающая его экономическую слабость. По существу результаты огромной «медной» эмиссии (денежная реформа Петра) он ставил на одну ступень с опытом бумажноденежного обращения во Франции.
Это был анализ денежной ситуации накануне введения в России ассигнаций. Учитывая сложность переходного периода в денежной системе страны, В.Н. Татищев считал необходимым введение в России вексельного обращения и создание кредитно-банковской системы.
А.Н.
Радищев первым в литературе конца XVIII
века показал специфику бумажных денег:
в силу своей низкой стоимости они должны
выполнять только вспомогательную роль
в денежном обращении. Медные деньги находятся
практически на одной ступени с бумажными,
предназначены выполнять лишь служебную
роль в обращении. Деньги из драгоценных
металлов являются фундаментальным денежным
материалом именно в силу редкости и способности
представлять богатство в небольшом весовом
количестве. Устойчивость валюты показывает
экономическую силу страны на внешнем
рынке и является результатом развития
национального производства, поэтому
«курс денег есть термометр прибытка или
потери государства в торгу», подчеркивал
А.Н. Радищев.
4.
Бюджетный дефицит
Хронический бюджетный дефицит, свойственный в XVIII веке всем европейским странам, был характерен и для России. Активная внешняя политика, хозяйственное освоение и укрепление южных районов страны, содержание государственного аппарата и царского двора привели к тому, что в 1785 году расходы бюджета достигли 62 млн. руб., тогда как доходы его составляли всего 50 млн. рублей14.
Кроме
проблемы бюджетного дефицита перед правительством
в это время стояла проблема выделения
государственных средств для кредитования
дворянства. Обе проблемы были решены
за счет увеличения количества обращавшихся
в стране бумажных денег. Манифест об эмиссии
ассигнаций на 100 млн. руб. был подписан
Екатериной II 28 июня 1786 года. В эту сумму
вошли 46,2 млн. руб. ассигнациями, которые
уже были выпущены к тому времени. Старые
ассигнации (выпуска 1769 года) подлежали
обмену на новые. По сути, в России в 1786
году была проведена первая денежная реформа
эпохи бумажных денег. В ее ходе в обращение
были выпущены новые денежные знаки и
принудительно изъяты старые. Кроме того,
изменились эмиссионный орган и принципы
эмиссии. Если ассигнации, выпускавшиеся
на основании манифеста от 29 октября 1769
года, обращались “наравне с ходячей монетой”,
то есть разменивались на серебро и медь,
то новые ассигнации если и разменивались,
то только на медь. В 1786 году очередной
выпуск ассигнаций должно было осуществлять
эмиссионное банковское учреждение - Государственный
ассигнационный банк. Он создавался в
соответствии с манифестом 1786 года на
основе реорганизации двух столичных
ассигнационных банков. Государственный
ассигнационный банк функционировал до
1843 года, когда в ходе денежной реформы
государственные ассигнации были заменены
государственными кредитными билетами.
Ассигнации печатались и штемпелевались
по-прежнему при Сенате. Процесс изготовления
бумажных денежных знаков стал завершаться
проставлением на каждой облигации номера
с помощью специальной машины. Готовые
ассигнации подписывали от руки молодые
чиновники. Хотя они назывались “директорами
банка” и “советниками директоров банка”,
у них не было никаких других обязанностей,
кроме проставления своей подписи на ассигнациях.